Цели:
- учить подробно письменно пересказывать текст, сохраняя авторский стиль, язык;
- развивать речь, память, мышление, умения видеть и объяснять орфограммы;
- оформлять устную речь в письменном виде.
Оборудование: портрет Петра 1; учебники “Русский язык” (4 класс) Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина (Образовательная система “Школа 2100”); “Толковый словарь русского языка” С.И. Ожегова
Ход урока
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и цели урока
Учитель: Сегодня на уроке русского языка мы будем писать изложение. Что значит написать изложение?
(Подробно письменно пересказать текст, сохраняя авторский стиль, язык.)
– А главным помощником при написании изложения нам будет память. В тексте, над которым мы будем работать, речь пойдет о очень давних временах, когда на Руси царем был Петр I. Кто знает в каком веке он правил страной? (17 – 18 века)
– А что вы знаете о царе Петре I?
(Подготовленный заранее ученик делает сообщение. Главной целью Петра I было сделать Россию сильным европейским государством. Он провел в стране много преобразований в области культуры, промышленности, образования и торговли. Самые привычные для нас вещи, даже продукты такие как: кофе, картофель были завезены к нам из-за границы во время правления Петра I)
– Текст сегодняшнего изложения напрямую связан с периодом правления Петра I.
3. Слушание текста
(Учитель читает текст упр. 236, стр. 152.)
– Слушая текст, постарайтесь определить: тему, тип, жанр.
Первые школы
Во времена Петра 1 на Руси открываются первые школы. Учат в них дети буквы и цифры, занимаются грамматикой, арифметикой, географией.
Открылась такая школа и в городе Серпухове. Приехал учитель, а ребята в школу не идут. Отцы их не пускают, не верят в пользу учения.
Рассердился учитель. Пошел к воеводе и кричит: “Не хочешь помочь? Тогда я самому государю напишу!” Испугался воевода. Велел солдатам с ружьями приводить в школу ребят.
Прошла неделя. Привыкли дети, стали сами в школу бегать. И отцы смирились. Пишут ученики буквы, складывают цифры, слушают про моря и земли. Доволен учитель.
Однажды через Серпухов в Тулу проезжал сам Петр 1. Решил зайти в школу. Приходит он в класс, а там полно ребят. Похвалил их царь и говорит: “Школы нам нужны. Смерть России без знающих людей”. (По С. Алексееву)
– Какова тема текста? (История появления первых школ в России)
– В чем смысл названия текста? (Название и тема текста совпадают)
– Определим тип текста (Повествование)
– А его жанр? (Рассказ)
– Почему вы так решили? (События в тексте излагаются последовательно)
4. Чтение текста учащимся и работа по содержанию
– Откроите учебники на стр.152, упр. 263.
– Самостоятельно прочитайте текст.
– Какие слова в тексте вам не знакомы?
(Объясняем смысл некоторых слов, с помощью “Толкового словаря русского языка” С.И. Ожегова)
– Проверим вашу память.
– Что стали изучать дети в первых школах? (Учат буквы, цифры, занимаются грамматикой, арифметикой, географией).
– В каком городе открылась школа? (Серпухове)
– Почему отцы не пускали детей в школу? (Не верят в пользу учения)
– Какое решение принял воевода, чтобы заставить ребят посещать школу? (Велел солдатам детей с ружьями приводить в школу)
– Почему настроение учителя улучшилось, через некоторого время?
– Как царь Петр I оказался в этой школе?
– Почему царь посетил школу в Серпухове?
– Прочитайте фразу высказанную Петром. (“Школы нам нужны. Смерть России без знающих людей”.)
– Как вы ее поняли?
5. Составление плана
– Сколько частей в тексте? (5)
– Читаем 1 часть, подчеркиваем ключевые слова, думаем над заголовком.
План (составлен коллективно)
1. На Руси открываются первые школы.
– Каждый сам выпишет слова, которые впоследствии помогут ему вспомнить текст. Выбираем 3 – 4 слова или словосочетания.
2. Школа в городе Серпухове.
3. Приказ воеводы.
4. Дети привыкли.
5. Приезд царя Петра I.
6. Физкультминутка
7. Пересказ текста с опорой на план и ключевые слова
– Допускается ли при изложении использование синонимов? (Да)
8. Орфографическая подготовка
– Для нас важно не только подробно письменно пересказать текст, но еще и грамотно его написать. Поработаем с орфограммами.
– Найдите в первой части слова с безударной гласной, проверяемой ударением.
– Во второй части найдите слова с безударной гласной в окончаниях имен существительных.
– В третьей части найдем слова с орфограммой “правописание приставок”
– Из четвертой части возьмем слова “цифры” и выполним его транскрипцию
Цифры – [ ц ы ф р ы ] – 5 б., 5 зв.
– В пятой части найдем слова с орфограммой “большая буква в именах собственных”
– Какие пунктограммы встретились в тексте?
– Я показываю схему, а вы зачитываете подходящее предложение из текста и объясняете постановку знаков препинания.
9. Повторное чтение
10. Запись текста на черновике.
11. Чтение нескольких работ. Анализ.
12. Итог
– Каждый из вас старался воспроизвести текст по памяти, правильно его оформить на письме. Прочтите ещё раз свою запись и постарайтесь проанализировать всё ли у вас получилось.