Цель: Систематизация знаний о жизни и творчестве Г.Х Андерсена.
Задачи:
- Создать условия для систематизации знаний о жизни и особенностях творчества Г.Х. Андерсена.
- Создать условия для развития способности полноценно воспринимать художественные произведения, эмоционально откликаться на них, передавать свое настроение в рисунках, в совместном обсуждении прочитанного, при инсценировании отрывков из произведений.
- Способствовать воспитанию таких качеств личности как доброта, милосердие, сочувствие.
Оборудование: Портрет Г.Х Андерсена, выставка книг, рисунки сказочных героев, предметы и вещи, карточки с заданиями.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
Обратите внимание на ряды слов. Как вы думаете какое задание надо будет выполнить? (Надо определить какое слово лишнее в каждом ряду.)
- Зачин, присказка, волшебные предметы, реальные события,троекратный повтор.
- Братья Гримм, Пушкин, Барто, Шарль Перро.
- Дюймовочка, Русалочка Герда, Балда, Кай.
Что объединяет оставшиеся слова? (Это все относится к сказкам.)
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев у кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят…сказки.
Обратите внимание на слово сказки. В нем «живет» несколько понятий:
Сказ, сказание, сказитель…
- Какие это слова? (однокоренные)
- Продолжите ряд слов (сказочник, рассказ, сказочный, сказать).
- А вы любите слушать и читать сказки?
- А чем отличается сказка от других произведений? (вымысел, фантазия, волшебство)
- На какие две группы можно разделить все сказки? (народные и литературные или авторские)
Работа в парах:
Разобраться какие сказки относятся к литературным, какие к народным.(даны комплекты книг со сказками)
3. Постановка учебной задачи, сообщение темы урока.
- А какие из этих сказок вы бы хотели почитать?
- Из сказок какого писателя сказочные герои в последней строке? (Г.Х. Андерсена)
- Значит какая у нас сегодня на уроке внеклассного чтения будет задача?
- А тема нашего урока «Сказки Ганса Христиана Андерсена»
4. Сообщение о Г.Х. Андерсене.
- Сегодня нас ждет удивительная встреча. Это встреча со сказочником, которого называли «Королем человеческих душ».
Однажды в одной маленькой шотландской гостинице путешественник забыл тросточку. Хозяин гостиницы привязал к тросточке записку: «Датскому писателю Гансу Христиану Андерсену» и отнес тросточку на почту. Почта приняла посылку с таким коротким адресом и доставила ее адресату. Потому что уже тогда весь мир знал фамилию этого необычного человека.
Он был великим сказочником. Для всех детей на Земле Андерсен стал добрым советчиком.
Кажется, что его сказки очень похожи на жизненные истории. Не зря сам Андерсен часто говорил: «Нет сказки удивительнее, чем та, которую придумывает сама жизнь».
Андерсен создал 150 сказок. Герои его книг любимы вами и вы их прекрасно помните.
5. Появление Оле-Лукойе.
Раздается стук в дверь. И в класс на цыпочках, приложив палец к губам входит Оле-Лукойе.Под мышкой у него 2 зонтика – разноцветный и черный. Оле-Лукойе подходит к столу, садится на стул, а сам бормочет: «Черный – это сны для плохих детей, а пестрый – для хороших и добрых».
Оле-Лукойе: Вот и я . Вы меня узнали? Ведь я живу на свете вторую стню лет. Я – сказочник. Никто на свете не знает столько сказок, сколько знаю их я. Я рассказываю свои сказки и истории только хорошим и добрым людям. Для вас я припас очень интересную исотрию, историю жизни человека, который стал королем, не имея короны, и покорил весь мир, даже не умея держать в руках меч.
Это будет необыкновенная история. Слушайте…
…Жил-был однажды в маленькой стране Дании на берегу голубого моря бедный башмачник. Жена его стирала белье и вела скудное хозяйство. И был у них единственный сын – Ганс. Бледный, худенький мальчик, который с детства писал стихи, пел, танцевал, шил кукол и наряды для них в своем маленьком домашнем театре.
Больше всего на свете он любил мечтать, бродить по лугам, усыпанным цветами и лесам, слушать старинные сказки и песни.
Иногда… иногда и сами цветы рассказывали ему невероятные сказочные истории.
6.Встреча с Дюймовочкой. (сказка «Дюймовочка»)
Дюймовочка протирает глаза, поправляет платье.
- Ах, как долго я спала! Какие чудные сны видела!
- Я – Дюймовочка, девочка, которая родилась из цветка...
- Я была такая маленькая, всего с дюйм ростом, поэтому и назвали меня Дюймовочкой. Скорлупка грецкого ореха служила мне колыбелью, а лепестки розы – одеяльцем. Все это было так мило! Но однажды ночью, когда я спала в своей колыбельке, через разбитое окно влезла большая жаба, мокрая, безобразная! Она прыгнула прямо на стол, где я спала, и … о ужас! Взяла кроватку вместе со мной и поскакала в сад…
- А что же произошло со мной дальше? (спрашивает у детей)
(Садится на место.)
(Жаба посадила Д. на лист далеко от берега. Д. плакала. Рыбки решили ей помочь и перегрызли стебель листка. Лист поплыл вместе с Д. Прилетел мотылек, ему понравилась Д. Девочка сняла поясок, обвязала мотылька и лист поплыл еще быстрее. Майский жук унес Д. на дерево. Другие жуки сочли ее безобразной. Тогда жук посадил ее на ромашку. Д. жила одна-одинешенька в лесу все лето. Наступила зима. Д. пришла к домику полевой мыши. Осталась у нее, прибирала комнату и рассказывала сказки. Мышь задумала выдать Д. замуж за крота. Один раз Д. увидела больную ласточку и стала за ней ухаживать. А с приходом весны ласточка улетела. Д. отказалась с ней лететь, т.к. не хотела расстраивать полевую мышь. Настал день свадьбы крота и Д. Д. вышла на улицу попрощаться с солнышком и увидела ласточку. Ласточка унесла Д. в теплые края Там Д. познакомилась с королем эльфов и стала его женой. Д. подарили крылья большого белого мотылька и она могла летать. Ей дали другое имя – Майя.)
Оле-Лукойе хвалит детей.
Учитель: Какие качества характера вам полюбились в Дюймовочке? (доброта, милосердие, трудолюбие, скромность).
- Какая пословица больше подтверждает главную мысль сказки?
Добрая слава бежит, а худая летит.
Доброе дело без награды не останется.
Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.
Учитель: Оле-Лукойе каждому из вас положил на парту зонтик, но пока он не цветной. А вы хотите, чтобы ваши зонтики стали красивыми, разноцветными? Тогда надо стараться активно работать на уроке, отвечать на вопросы. И я думаю, что сейчас вы уже можете раскрасить первую полосочку зонтика. Ты со мной согласен, Оле-Лукойе?
Физкультминутка
Сказка даст нам отдохнуть,
Отдохнем и снова в путь.
Нам советует балерина:
-Станет талия осиной,
Если будем наклоняться,
Влево-вправо, десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
-Чтоб была спина пряма
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
12345 повторяйте-ка опять:12345.
Дала нам сказка отдохнуть.
Отдохнули? Снова в путь!
7. Сказка «Гадкий утенок»
Оле-Лукойе: Когда мальчик Ганс Христиан подрос, он решил стать знаменитым артистом или поэтом и отправился в самый большой город страны. Вначале судьба оказалась немилосердной к юноше, обошлась с ним также как с гадким утенком. Помните этого лебедя, который родился в утином гнезде?
- Да, ребята, действительно, биография Андерсена сходна с сюжетом сказки «Гадкий утенок». В детстве самого Ганса тоже называли гадким утенком. Да-да, тогда у маленького Андерсена рос длинный нос. А его уши походили на маленькие крылышки. Мать , правда, не огорчалась: подумаешь некрасивый, был бы ум в голове. А маленький Андерсен часто плакал, а потом от обиды вдруг начал мечтать…
Взрослый Андерсен написал удивительные сказки. Там говорили птицы, смеялись деревья, танцевали цветы, а некрасивые люди могли по праздникам каждый раз менять носы и уши!..
И с той поры его видели лишь таким, каким он видел себя в той сказке: прекрасным лебедем».
Работа с текстом сказки «Гадкий утенок»
- Прежде чем читать отрывки из следующей сказки, поработаем со словами, которые может быть будут вам не совсем понятны.
Усадьба-отдельный дом со всеми примыкающими строениями;место, где расположены жилые дома и хозпостройки.
Император-титул некоторых монархов, а также лицо, носящее этот титул.
Величавый-внушающий почтение к себе (исполненный внутреннего достоинства)
Ликующий-торжественный, радостный.
Притаился-спрятался (старается остаться незамеченным)
Значение этих и других непонятных для вас слов можно посмотреть в словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова.
- Прочитаем как относились к утенку обитатели птичьего двора?
- Скажите почему гадкого утенка выгнали остальные птицы? (потому что он был не такой как все)
- А надо ли стараться быть таким как все? (нет, каждый человек чем-то хорош и интересен. Надо всех принимать такими, какие они есть. Надо учиться любить и прощать всех людей)
- Оле-Лукойе: -А что же случилось с утенком когда его выгнали с птичьего двора?
(Сначала он попал на болото к диким уткам. Затем он пришел в избушку где жили старуха, курица и кот. Курица и кот считали себя самыми лучшими. Утенок от них ушел. Настала осень, стало холодно Однажды он увидел лебедей и утенка охватила непонятная тревога. Настала зима, утенок плавал без отдыха, чтобы вода не замерзла. Его увидел крестьянин и взял домой. Испугавшись детей утенок пролил молоко и масло, рассыпал муку. Убежал из этого дома. Много бед произошло с ним зимой. Пришла весна и утенок вновь увидел лебедей и поплыл к ним…) - Прочитаем чем закончилась сказка.
- Учитель: Чему научила вас эта сказка? ( доброте, сочувствию, терпимости к другим людям, умению прощать, понимать друг друга)
Оле-Лукойе: Молодцы, ребята, и эту сказку вы знаете очень хорошо. Можете раскрасить еще одну полосочку на зонтике.
8. Сказка «Снежная королева»
- Шли годы. Много невзгод претерпел бедный, но способный юноша. Он стал сочинителем книг и сделался знаменитым. Его приглашали в знатные дома. Сам сказочник мечтал написать прекрасную сказку о любви.
- Раздается голос:-«Подождите-ка, я хочу рассказать вам свою сказку о Вечной Любви.
- Оле-Лукойе: Кто ты? Я не вижу тебя!
- Голос: Я – Снежная королева.
- Оле-Лукойе: Ты? О любви!? Разве может рассказать о любви тот у кого вместо сердца кусок льда?
В это время раздается еще голос (Герды): Нет! Она не может рассказать вам о Любви. Это могу сделать я – Герда.
9. Инсценировка из сказки «Снежная королева».
Кай складывает слово из кубиков льда.
Входит Герда.
Герда:Кай! Милый Кай! Я нашла тебя!
(тихо звучит музыка Грига «Песня Сольвейг»)
- Ты узнал меня, Кай? Эт я-Герда. Наконец-то я нашла тебя. Тебе холодно? Ты как ледышка. Давай твои руки. (Герда своим дыханием пытается согреть руки Кая)
- Почему ты молчишь? Мы снова вернемся домой. Нас ждет бабушка. Кай! (Герда плачет, обнимая Кая)
- Кай (как бы очнувшись от сна) Герда!? Милая Герда! Где же ты была так долго? Где был я сам? Как здесь холодно!
Герда: Пойдем скорей отсюда пока не вернулась Снежная королева.
Кай: Она не вернется. Твоя любовь и верность победили ее!
(Громко звучит музыка Грига)
Оле-Лукойе: (вытирает платочком глаза) Что-то в глаз попало, потому и заплакал. Да что это я? Я плакал от счастья что так хорошо все закончилось.
Учитель: Из какой сказки отрывок вы посмотрели?
- Какие персонажи олицетворяют зло в этой сказке? (Тролль, Снежная королева)
- Кто помогал Герде искать Кая? (Ворона, разбойница, лапландка и финка)
- Значит эти персонажи олицетворяют что? (добро)
- Что победило в этой сказке добро или зло?
- Благодаря чему победило добро вы ответите, прочитав отрывок из этой сказки. (на листочках)
- Добро победило благодаря волшебству? (нет)
- А почему? (благодаря мужеству Герды, ее вере в свои силы, ее любви к Каю)
- Что было у этой девочки такое, чего не было у Снежной королевы? (доброе сердце, самоотверженность, любовь)
Оле-Лукойе: Закончилась наша сказка. Вот и ласточка из гнезда мне подсказывает, что пора уходить, заканчивать сказку. Великий сказочник Андерсен. Мне думается, что он не умер, а путешествует на своем ковре-самолете. Облетает землю. Смеется над голыми королями и принцессами на горошине, учит в некрасивом утенке видеть прекрасного лебедя, растапливать лед в сердцах.
Сегодня он прилетел к нам, посмотрите в окно! Видите как поднимается в небо его ковер? До свидания, добрый сказочник, добрый друг, мудрец и волшебник! До новой встречи!
Учитель: Теперь вы знаете ребята кто стал Королем человеческих душ? (Андерсен)
В честь дня его рождения 2 апреля проводится Международный день детской книги.
Творческий путь писателя как нельзя лучше отражает это стихотворение.
Безобразным утенком он слыл,
В камышах от пинков укрывался,
В мире грез, утешенья и сил
Для борьбы с тьмой и злом набирался.
У! Как злобно вопил птичий хор!
Ведь ни гуси, ни утки не знали,
Что покинет утиный он двор
И исчезнет в сияющей дали.
Что недаром к чужим берегам
Лебедь гордый полет свой направит
Что он славой покроется сам
И родной уголок свой прославит!
Физкультминутка. (Оле-Лукойе проводит)
Я буду называть различные сказки, если ее автором является Андерсен, вы хлопаета в ладоши, если нет то приседаете. (Свинопас, Стойкий оловянный солдатик, Красная шапочка, Русалочка, Огниво, Золушка, Теремок, Принцесса на горошине, Снежная королева)
Может быть кто-то назовет еще сказки Андерсена, которые вы читали? (Выставка книг)
10.Выставка рисунков .
Учитель: Дома вы нарисовали чудесные рисунки к сказкам Андерсена. Вы можете раскрасить еще одну полосочку на своем зонтике.
11. Литературная игра.
Оле-Лукойе: Я хотел бы на прощание поиграть с вами. Видите, у меня сумка. Она необыкновенная. В ней находятся сказочные предметы. Вы должны угадать из какой сказки Андерсена эти предметы. (скорлупка грецкого ореха, горошина, солдатик, зонтик, горшочек, жаба, зеркало)
- Молодцы! Вы прекрасно знаете сказки Андерсена. Можете раскрасить еще одну полосочку на зонтике. И последнюю полосочку вы раскрасите таким цветом, которая соответствует вашему настроению сейчас. Вы мне очень понравились . Сегодня вечером я не буду вертеть над вами черный зонтик, он мне не нужен. Вам будут сниться только прекрасные сны, разноцветные как ваши зонтики, вы это заслужили. Учитель: Ребята, а кому бы вы хотели подарить эти зонтики? Давайте отдадим все зонтики Оле-Лукойе, чтобы он мог их подарить тем детям, которым сейчас может быть грустно. Вы согласны. Я не прощаюсь с вами, я говорю вам: До новой встречи!»
12. Работа в группах. (разгадывание кроссвордов)
13. Подведение итогов урока.
Наш урок подошел к концу. Справились ли мы с нашей учебной задачей? А кому из вас еще захотелось почитать сказки Ганса Христиана Андерсена? А какое впечатление у вас оставил этот урок?
14. Домашнее задание.
Андерсен был большим выдумщиком, увидев какой-либо предмет он тут же придумывал его историю, описывая его характер, достоинства и недостатки. Дома пожалуйста попробуйте придумать свою историю о каком-нибудь предмете.