Я преподаю английский язык в математических и музыкальных классах. Работа с проектами прочно вошла в наш образовательный процесс. При этом под словом проект понимается организованная учителем и самостоятельно выполняемая учащимися совокупность учебно-познавательных действий, которая завершается созданием творческого продукта. Я расскажу о своем опыте проектной деятельности.
Известно, что обучение иностранному языку требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем какой-либо другой учебный предмет, так как индивидуальной, прежде всего, является речь ученика, способ восприятия им речи окружающих. И именно метод проектов в наибольшей степени способствует активизации всех сфер личности школьника, его интеллектуальной и эмоциональной сфер, сферы практической деятельности. Работа над проектом позволяет учащимся выступать в роли авторов, повышая, таким образом, их творческий потенциал.
Проекты различаются по форме представления результатов, характеру, времени, затраченному на выполнение.
Они могут быть посвящены какой-то одной лексической или грамматической теме. Такие проекты представляются в виде итоговых, обзорных уроков, когда по их результатам оценивается усвоение учащимися определенного учебного материала.
Но наиболее интересными, в большей степени раскрывающими творческий потенциал ученика, являются, так называемые, долгосрочные проекты. Они могут занимать не один месяц работы от момента постановки задачи до итоговой презентации. Именно такие проекты создают условия для осмысления материала и свободы выражения мыслей. Для того чтобы подготовить, оформить и представить такой проект требуется гораздо больше времени, чем для традиционных заданий.
Для выполнения такого рода проектов в первую очередь необходима тщательная подготовка. Прежде всего, важно принять во внимание индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт учеников.
Учитывая это, предлагается идея, выбирается и обсуждается тема будущей работы. Выбор темы, думаю, – один из самых значимых этапов. Тема проекта не только должна быть тесно связана с учебной программой, не только входить в общий контекст обучения языку, но и быть достаточно интересной для учащихся. Зачастую именно тема проекта, в конечном счете, может определить успешность и результативность проектной работы в целом. А работа над темой, неинтересной для ученика, не учитывающей его склонности, скорее всего, не будет эффективной и увлекательной. Тема может быть предложена самими учениками. В этом случае они работают над проектом с большей эмоциональной отдачей.
Считаю, что целесообразно, при выборе темы ориентироваться на изучение через английский язык вопросов мировой художественной культуры, истории и образа жизни людей в разных странах.
На начальном этапе очень важно не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо:
– разумно определить временные рамки (здесь важно учесть, что школьники очень загружены в школе и быстро утомляются);
– сформировать группу, если это групповой проект;
– продумать какие материалы и источники могут использовать учащиеся;
– составить и обсудить примерный план выполнения работы;
– выбрать оптимальную форму презентации результатов.
Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – непосредственно, выполнение проекта. Этот этап связан с поиском, систематизацией, анализом и обобщением информации.
Думаю, стоит поощрять использование современных методов работы с информацией (Internet, мультимедийные курсы, энциклопедии).
Именно на этом этапе происходит основная работа учителя со своими учениками: обсуждение промежуточных результатов, корректировка ошибок. Несомненно, отработанные в такой ситуации лексические единицы и грамматические структуры английского языка надежнее закрепляются в памяти учащегося.
Главное на этом этапе не подавлять инициативу ребят, с уважением относиться к любой идее, создавать ситуацию “успеха”.
Одной из главных особенностей проектной деятельности является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата. И следующий этап – подготовка к презентации и, собственно, презентация. На этом этапе учащиеся работают над техническим выполнением проекта.
Весь обработанный материал необходимо оформить, представить одноклассникам или учащимся других классов и защитить на английском языке. Форма представления может быть разнообразна: доклад, реферат, настенная газета, компьютерная презентация.
Предпочтение, как правило, отдается компьютерной презентации. Использование компьютера придает проекту большую наглядность, динамизм.
У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.
Выполняя компьютерную презентацию, ребята совершенствуют навыки работы на компьютере: учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, сканировать изображения, подключать звуковые и видео файлы, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей.
Нужно помнить, что проект выполняется с соблюдением правил элементарного дизайна (выбор единого стиля, фона, шрифта). Большое внимание уделяется оформлению каждого слайда, если это компьютерная презентация. В этом отношении выполнение проекта – это, несомненно, шаг и в эстетическом развитии школьников.
Последний этап – подведение итогов.
На этом этапе проходит обсуждение представленных проектов. Выясняем, какие презентации были особенно интересными, какие были недостатки, что может быть улучшено, как можно практически использовать результаты проекта. Этот шаг необходим для дальнейшего развития в этом направлении, он стимулирует учащихся к самооценке, самоанализу.
Я кратко представлю несколько проектов, выполненных учениками 6, 7, 8 классов. В основном они носят информационно-исследовательский характер. Такие проекты направлены на работу с информацией о каком-либо объекте, явлении.
В качестве источников информации использовались книги, журналы, брошюры, Интернет-ресурсы. В ходе работы над проектами был собран обширный объем разнообразной информации: тексты, фотографии, изображения.
При выполнении проектов применялись такие программные средства как Power Point, Microsoft Word, Photoshop, Sound Forge, Paint. Многие изображения сканировались. Были подключены звуковые файлы.
Первая работа – это лингвострановедческий проект “Прошлое и настоящее Соединенного Королевства” (Рис. 1). Он направлен на расширение знаний по истории, географии, мировой художественной культуре Великобритании, и, конечно, по иностранному языку.
Мы поставили задачу создать красочный путеводитель по Великобритании, который можно было бы использовать как красочное наглядное и обучающее пособие на уроках английского языка. Путеводитель выполнялся поэтапно и разными группами учащихся и получился очень объемный: он содержит 640 слайдов.
Рис. 1
Рис. 2
Проект состоит из нескольких крупных разделов, каждый из которых может быть рассмотрен и представлен автономно как отдельный проект (Рис. 2).
Первым был создан раздел, он же составляет основу проекта, с помощью которого можно получить общую информацию по стране, узнать больше о каждой из ее частей (Рис. 3), познакомиться с крупными городами и их достопримечательностями (Рис. 4).
Рис. 3
Рис. 4
Значительно украсил и обогатил путеводитель раздел о праздниках, истории их возникновения. Было прослушано много традиционных Британских песен. Некоторые из наиболее понравившихся песен и стихов были включены в проект (Рис. 5).
Рис. 5
Рис. 6
В этом году был добавлен крупный блок, посвященный Британской монархии. В этом разделе прослеживается история королевских династий, даются характеристики ярких их представителей (Рис. 6) .
Для желающих проверить свои знания по истории Великобритании разработана викторина “How well do you know Great Britain?”
Путеводитель снабжен возможностью навигации. Это позволяет переходить от раздела к разделу. Также есть возможность вернуться к главному меню.
Я часто использую этот проект на уроках, посвященных страноведению, и он неизменно вызывает большой интерес у учащихся.
Следующая работа – “Экскурсия по Москве – реке на английском языке” (Рис. 7).
Рис. 7
Рис. 8
Идея разработать проект – экскурсию и оформить ее в виде презентации появилась после путешествия по одному из самых популярных туристических маршрутов (Рис. 8).
В основу проекта легли фотографии, сделанные во время экскурсии. В ходе работы над проектом они дополнялись фотографиями из книг, брошюр, Интернета.
Основная задача заключалась в том, чтобы лучше узнать достопримечательности родного города, привить интерес к изучению истории и культуры Москвы и, конечно, повысить мотивацию к изучению английского языка.
В ходе выполнения проекта авторы использовали и совершенствовали свои навыки, умения по английскому языку, по информационным технологиям, изучили многие искусствоведческие термины, учились говорить на темы страноведческого характера.
Тема следующего проекта “Волшебный мир Гарри Поттера” была предложена самими учениками (Рис. 9). Они хотели рассказать о герое, который их увлекал в тот момент, о своих любимых книгах и фильмах, пытались разобраться, почему книги и фильмы о Гарри Поттере столь популярны не только среди детей, но и среди взрослых.
Рис. 9
Рис. 10
Был собран большой объем информации, связанный с автором книг, героями книг и фильмов, актерами, исполнявшими их роли. Представлены факты их творческих биографий (Рис. 10).
В одном из разделов был поставлен вопрос: является ли литература в современном мире искусством или это бизнес. На примере книг о Гарри Поттере авторы пытались ответить на этот вопрос.
Для тех, кто хочет проверить свои знания о книгах, разработана содержательная викторина.
Начало следующему проекту “Незабываемые лица Голливуда” (Рис. 11) положило посещение учениками выставки “Эпоха Грейс Келли, принцессы Монако”. Выставка была организована Фондом Культуры “Екатерина” и посвящалась общественной и личной жизни Голливудской звезды. Образ этой незаурядной женщины и вдохновил ребят на работу над проектом. У них появилась идея рассказать о своих любимых актрисах, не только оставивших глубокий след в истории мирового кино, но и являющихся яркими сильными личностями (Рис. 12).
Рис. 11
Рис. 12
Эта работа предусматривает культурологическое исследование, направлена на приобретение навыков в эстетическом направлении, прививает интерес к мировой художественной культуре. Проект может быть использован в качестве дополнительного материала к курсу “Мировая художественная культура”.
Подводя некоторые итоги работы по методу проектов, я предложила своим ученикам принять участие в опросе. Цель опроса – выяснить, интересна ли им такая форма работы, стоит ли продолжать двигаться в этом направлении. Анкетирование проводилось анонимно.
Вопросы были следующими:
- Интересна ли для Вас проектная деятельность?
- Какими источниками информации Вы обычно пользуетесь при подготовке проекта?
- Какие области исследования наиболее интересны для Вас?
- Какие формы представления проекта наиболее интересны для Вас?
- Хотите ли Вы в дальнейшем участвовать в проектной деятельности?
Анализируя результаты анкетирования, можно сделать вывод, что большинство учеников (87 %) находят данный вид деятельности достаточно полезным, интересным, увлекательным.
75% опрошенных выразили желание в дальнейшем участвовать в проектной работе.
Наиболее интересными для большинства являются темы, связанные с музыкой, культурой и спортом.
В основном ребята предпочитают использовать компьютер для выполнения творческих работ.
Более 60 % выбирают Интернет в качестве основного источника информации.
Опыт проектной деятельности и мой, в частности, показывает, что проект – прекрасная возможность для учащихся творчески использовать свои знания английского языка, значительно расширить их и узнать больше о предмете исследования и, может быть, самое главное – конечный продукт дает им реальное чувство достижения, успеха.
В заключение хотелось бы отметить, что в процессе работы над проектом меняется роль учителя. Главной задачей учителя становится не передать конкретные знания, а научить разнообразным способам работы. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, источника информации, координатора.
А поскольку проектная деятельность ориентирована на сотрудничество, партнерство ученика и учителя, она должна быть увлекательной не только для ученика, но и для учителя. В этом случае обучение становится наиболее эффективным и продуктивным. И только в этом случае использование новейших технологий в преподавании не только позволяет расширить образовательные рамки, не только делает уроки более разнообразными и интересными, но также способствует саморазвитию и самообразованию учителя.
Литература
- Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., 2003
- Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. “Проектная методика обучения ИЯ”. ИЯШ, 1991, №3
- Мартьянова Т.М. “Использование проектных заданий на уроках английского языка”. ИЯШ, 1999, №4
- Теслина С.В. “Проектные формы работы на уроке английского языка”. ИЯШ, 2002, №3
- Туркина Н.В. “Работа над проектом при обучении английскому языку”. ИЯШ, 2002, №3
- Коптюг Н.М. “Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся”. ИЯШ, 2003, № 3
- Дешеина Т.В. “Проектная методика на уроках иностранного языка”. ИЯШ, 2003, №5
- Ястребцева Е.Н. “Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических нововведений”. М., 1995
- Подопригорова Л.А. “Использование Интернета в обучении иностранным языкам”. ИЯШ, 2003, №5.