Цель: повторение сведений об антонимах и их видах; ознакомление с таким языковым явлением, как паронимия.
Задачи:
- закрепить умение определять антонимы и использовать их в речи;
- совершенствовать умение определять паронимы в речи;
- уметь находить антонимы и паронимы и использовать их самостоятельно в собственной речи;
- развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- учебник, тетрадь;
- компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- карточки (см. Приложение 1), толковые словари.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Тема нашего урока “Антонимы и паронимы, их употребление в речи”. Сегодня мы повторим сведения об антонимах, их видах, рассмотрим такое языковое явление как паронимия, будем учиться находить антонимы и паронимы и правильно использовать их в собственной речи.
2. Проверка домашнего задания
– В начале урока проверим домашнее задание, повторим тему “Омонимы и синонимы”.
1. Опрос.
- Что такое омонимы и в чём их особенность?
- Какие виды омонимов вам известны?
- Как различить омонимы и многозначные слова?
2. Проверка выполнения упражнения 39.
(Проверка по цепочке, с комментированием)
- Можно ли вне текста определить лексическое значение слов, с которыми работали, и их морфологические признаки?
- Приведите примеры вариантов лексических значений слов.
3. Опрос.
- Что такое синонимы? Какие виды синонимов знаете?
- Что такое градация?
4. Проверка выполнения упр. 45.
3. Работа по теме урока
1. Учитель: Повторим, что знаем об антонимах и их употреблении в речи. Что такое антонимы?
Обычно антонимы противопоставляются по какому-либо признаку: день – ночь (по времени), лёгкий – тяжёлый (по весу), вверху – внизу (по положению в пространстве). Отношения антонимии (противопоставления значения) могут быть между словами, между словом и фразеологизмом, между фразеологизмами.
(Слайд 1. См. Приложение)
Противопоставление как стилистический приём широко используется в разговорно – бытовых фразеологизмах, пословицах, поговорках.
(Слайд 2)
К многозначным словам можно подобрать различные антонимы в зависимости от значения слова.
(Слайд 3)
2. Выполнение упр. 49.
Подберите различные антонимы к многозначным словам. Работу выполните по вариантам.
1 вариант: свежий, бледный.
2 вариант: лёгкий, глубокий.
(Проверка, коллективное обсуждение)
3. Учитель: Существует ещё один вид антонимов – контекстуальные. Откройте страницу 32 учебника и прочитайте примеры. Прочитайте выделенные слова (овцы – волки, караси – ерши). Являются ли они антонимами вне текста? Какие противоположные качества обозначают выделенные слова? (слабость – сила)
4. Выполнение упр. 51 (II).
Прочитать текст упр. 51. Найти антонимы, определить, какие – контекстуальные, какие – языковые.
(Радость и страдания, любовь и гнев – контекстуальные; остальные – языковые).
Подберите антонимы к словам радость (горе, грусть), страдания (наслаждения), любовь (ненависть), гнев (спокойствие).
5. Учитель: В литературе антонимы широко используются писателями и поэтами как изобразительно – выразительные средства. Антонимы лежат в основе таких стилистических приёмов как антитеза и оксюморон.
(Слайды 4, 5)
6. С помощью каких антонимов выражена антитеза в стихотворении А.Володина? Определите оксюморон в стихотворении С.Есенина?
7. Учитель: Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но различные по смыслу. Это приводит к ошибкам в их употреблении. Ошибки бывают связаны с неправильным пониманием смысла словообразовательных элементов (приставок, суффиксов), которые могут не только придать слову новый оттенок, но и совершенно изменить его значение. Такие слова называются паронимами.
(Слайд 6)
8. Учитель: В тестовые задания единого государственного экзамена по русскому языку включены задания на определение ошибок в неверном употреблении паронимов (смешение паронимов). Работу по определению паронимов проведём в группах. Каждая группа получит карточку и с помощью толковых словарей определит правильный вариант употребления паронимов. Проверьте себя с помощью толкового словаря.
(Слайд 7)
Проверка выполнения задания.
4. Подведение итогов урока
- Что такое антонимы?
- Какие стилистические фигуры основываются на антонимии?
- Что такое паронимы?
- В чём опасность паронимов?
5. Домашнее задание
- Связный ответ на темы”Антонимы и особенности их употребления в речи”, “Что такое паронимы?”.
- Упр. 50, 56.