Урок русского языка по теме "Антонимы и паронимы, их употребление в речи"

Разделы: Русский язык


Цель: повторение сведений об антонимах и их видах; ознакомление с таким языковым явлением, как паронимия.

Задачи:

  • закрепить умение определять антонимы и использовать их в речи;
  • совершенствовать умение определять паронимы в речи;
  • уметь находить антонимы и паронимы и использовать их самостоятельно в собственной речи;
  • развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

  • учебник, тетрадь;
  • компьютер, мультимедийный проектор, экран;
  • карточки (см. Приложение 1), толковые словари.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Тема нашего урока “Антонимы и паронимы, их употребление в речи”. Сегодня мы повторим сведения об антонимах, их видах, рассмотрим такое языковое явление как паронимия, будем учиться находить антонимы и паронимы и правильно использовать их в собственной речи.

2. Проверка домашнего задания

– В начале урока проверим домашнее задание, повторим тему “Омонимы и синонимы”.

1. Опрос.

  1. Что такое омонимы и в чём их особенность?
  2. Какие виды омонимов вам известны?
  3. Как различить омонимы и многозначные слова?

2. Проверка выполнения упражнения 39.

(Проверка по цепочке, с комментированием)

  1. Можно ли вне текста определить лексическое значение слов, с которыми работали, и их морфологические признаки?
  2. Приведите примеры вариантов лексических значений слов.

3. Опрос.

  1. Что такое синонимы? Какие виды синонимов знаете?
  2. Что такое градация?

4. Проверка выполнения упр. 45.

3. Работа по теме урока

1. Учитель: Повторим, что знаем об антонимах и их употреблении в речи. Что такое антонимы?

Обычно антонимы противопоставляются по какому-либо признаку: день – ночь (по времени), лёгкий – тяжёлый (по весу), вверху – внизу (по положению в пространстве). Отношения антонимии (противопоставления значения) могут быть между словами, между словом и фразеологизмом, между фразеологизмами.

(Слайд 1. См. Приложение)

Противопоставление как стилистический приём широко используется в разговорно – бытовых фразеологизмах, пословицах, поговорках.

(Слайд 2)

К многозначным словам можно подобрать различные антонимы в зависимости от значения слова.

(Слайд 3)

2. Выполнение упр. 49.

Подберите различные антонимы к многозначным словам. Работу выполните по вариантам.

1 вариант: свежий, бледный.
2 вариант: лёгкий, глубокий.

(Проверка, коллективное обсуждение)

3. Учитель: Существует ещё один вид антонимов – контекстуальные. Откройте страницу 32 учебника и прочитайте примеры. Прочитайте выделенные слова (овцы – волки, караси – ерши). Являются ли они антонимами вне текста? Какие противоположные качества обозначают выделенные слова? (слабость – сила)

4. Выполнение упр. 51 (II).

Прочитать текст упр. 51. Найти антонимы, определить, какие – контекстуальные, какие – языковые.

(Радость и страдания, любовь и гнев – контекстуальные; остальные – языковые).

Подберите антонимы к словам радость (горе, грусть), страдания (наслаждения), любовь (ненависть), гнев (спокойствие).

5. Учитель: В литературе антонимы широко используются писателями и поэтами как изобразительно – выразительные средства. Антонимы лежат в основе таких стилистических приёмов как антитеза и оксюморон.

(Слайды 4, 5)

6. С помощью каких антонимов выражена антитеза в стихотворении А.Володина? Определите оксюморон в стихотворении С.Есенина?

7. Учитель: Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но различные по смыслу. Это приводит к ошибкам в их употреблении. Ошибки бывают связаны с неправильным пониманием смысла словообразовательных элементов (приставок, суффиксов), которые могут не только придать слову новый оттенок, но и совершенно изменить его значение. Такие слова называются паронимами.

(Слайд 6)

8. Учитель: В тестовые задания единого государственного экзамена по русскому языку включены задания на определение ошибок в неверном употреблении паронимов (смешение паронимов). Работу по определению паронимов проведём в группах. Каждая группа получит карточку и с помощью толковых словарей определит правильный вариант употребления паронимов. Проверьте себя с помощью толкового словаря.

(Слайд 7)

Проверка выполнения задания.

4. Подведение итогов урока

  1. Что такое антонимы?
  2. Какие стилистические фигуры основываются на антонимии?
  3. Что такое паронимы?
  4. В чём опасность паронимов?

5. Домашнее задание

  1. Связный ответ на темы”Антонимы и особенности их употребления в речи”, “Что такое паронимы?”.
  2. Упр. 50, 56.

6. Оценки