Урок русского языка по теме "Способы словообразования. Морфологические способы" (10-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Цели:

Познавательные:

  • выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;
  • закрепить знания о способах словообразования;
  • учить правильно выполнять словообразовательный разбор слова.

Развивающие:

  • развивать логическое мышление, внимание, устную речь;
  • развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка.

Воспитательные:

  • поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;
  • воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.

Оборудование:

  • учебник;
  • таблицы 1 и 2 для каждого учащегося;
  • листы с упражнением № 1 для каждого учащегося.

Технология: проблемное обучение.

Тип урока: проблемный урок.

Ход урока

1. Постановка проблемы, определение темы урока

Учитель: Для того чтобы узнать тему урока, выполните упражнение 1. (Это упражнение на ошибку, у каждого учащегося листок с упражнением.) Определите, правильно ли указан способ образования следующих слов. Если правильно, то вы ставите “+”, если не правильно – то “-”.

Упражнение 1

Хорош – о – хороший (безаффиксный);
после – военный – военный (основосложение);
по – темнеть – темнеть (префиксальный);
пере – нос – иц – а – нос (префиксально-суффиксальный);
стучать – ся – стучать (постфиксальный);
диван – кровать – диван, кровать (основосложение);
лед – о – кол – лёд, колоть (основосложение);
зап – части – запасные части (словосложение);
СПК – Салаватский педагогический колледж (аббревиация).

– А теперь посмотрите, как я определила, правильно ли указан способ образования данных слов. Сравните с вашей работой (раздать листок с правильно выполненным упражнением).

Упражнение 1

Хорош – о – хороший (суффиксальный);
после – военный – военный (префиксальный);
по – темнеть – темнеть (префиксальный);
пере – нос – иц – а – нос (префиксально-суффиксальный);
стучать – ся – стучать (постфиксальный);
диван – кровать – диван, кровать (словосложение);
лед – о – кол – лёд, колоть (основосложение);
зап – части – запасные части (аббревиация);
СПК – Салаватский педагогический колледж (аббревиация).

– Где вы допустили ошибки? Почему вы решили, что это неправильный способ образования слова? Кто нам назовёт тему урока?

2. Поиск решения проблемы. Работа по учебнику

– Для чего нам необходимо изучать способы словообразования? (Для обогащения словарного состава русского языка.)

– Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их? (1 – образование новых слов, 2 – заимствование из другого языка.)

– Что представляет собой словообразование? (Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.)

– Какие слова называются производными? (Образованные слова.)

Упражнение 2

(Записано на доске.)

Из данных слов назовите производные слова.

Кирпичный – кирпич;
настольный – стол;
перепечатать – печатать;
землемер – земля, мерить.

– Выделите основу в каждом производном слове. Какая основа у данных слов? (Производная основа.)

– Что входит в производную основу? (В производную основу входят корень и словообразующие аффиксы.)

– Выделите их в данных словах. Назовите слова, от которых образовались производные слова. Какая основа у данных слов? (Производящая основа.)

– Выделите основу. Что входит в производящую основу? (Только один корень или корень + аффиксы.)

– Выделите их в данных словах.Какой бывает производящая основа? (Непроизводной – только корень, производной – корень + аффиксы.)

– Назовите слова, у которых непроизводная основа.

3. Выражение решения

По ходу работы по учебнику учащимися заполняется таблица 1.

Таблица 1
(продукт)

Словообразование Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.
Производные слова Образованные слова.
Производная основа Корень + словообразующие аффиксы.
Производящая основа Непроизводная основа (корень), производная основа (корень + аффиксы).

4. Реализация продукта

Упражнение 3

(Записано на доске.)

Спишите и укажите, какая производящая основа.

Законный – закон (непроизводная основа)
беспорядок – порядок (непроизводная основа)
загрузить – грузить (производная основа)
бумажник – бумага (непроизводная основа)
лечиться – лечить (производная основа)
пылесос – пыль, сосать (непроизводная и производная основы)

5. Открытие нового знания. Работа по учебнику

– Сколько способов словообразования существуют в современном русском языке? (Два способа – морфологические и неморфологические способы.)

Сегодня на уроке мы познакомимся с морфологическими способами и заполним таблицу 2.

Таблица 2
(продукт)

Морфологические способы Неморфологические способы
1. Суффиксальный (новые слова образуются путём присоединения к производящей основе суффиксов): стол – яр – стол  
2. Префиксальный  
3. Префиксально-суффиксальный  
4. Постфиксальный  
5. Безаффиксный  
6. Сложение

а) словосложение
б) основосложение
в) основосложение с одновременной суффиксацией

 
7. Аббревиация  

Таблица заполняется учащимися самостоятельно по приведённому примеру.

6. Реализация продукта

Упражнение 4

(Записано на доске.)

Спишите и укажите, каким способом образованы слова. Выполните словообразовательный разбор каждого слова.

Переписать, выбежать, банщик, тракторист, обезличка, лизоблюд, голь, подлодка, ГАИ, шкаф-купе.

Образец: переписать – писать (префиксальный).

7. Итог урока

– Итак, подведём итоги. Что мы сегодня повторили? Какие способы словообразования существуют в современном русском языке? Перечислите все морфологические способы словообразования.

8. Домашнее задание

– Прочитать в учебнике о неморфологических способах словообразования и заполнить таблицу 2, привести свои примеры.