Цели:
Познавательные:
- выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования;
- закрепить знания о способах словообразования;
- учить правильно выполнять словообразовательный разбор слова.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, внимание, устную речь;
- развивать языковое чутье, чувствовать красоту языка.
Воспитательные:
- поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;
- воспитывать умение внимательно слушать и слышать, уважать другое мнение, поддерживать других и быть к ним благожелательными.
Оборудование:
- учебник;
- таблицы 1 и 2 для каждого учащегося;
- листы с упражнением № 1 для каждого учащегося.
Технология: проблемное обучение.
Тип урока: проблемный урок.
Ход урока
1. Постановка проблемы, определение темы урока
Учитель: Для того чтобы узнать тему урока, выполните упражнение 1. (Это упражнение на ошибку, у каждого учащегося листок с упражнением.) Определите, правильно ли указан способ образования следующих слов. Если правильно, то вы ставите “+”, если не правильно – то “-”.
Упражнение 1
Хорош – о – хороший (безаффиксный);
после – военный – военный (основосложение);
по – темнеть – темнеть (префиксальный);
пере – нос – иц – а – нос (префиксально-суффиксальный);
стучать – ся – стучать (постфиксальный);
диван – кровать – диван, кровать (основосложение);
лед – о – кол – лёд, колоть (основосложение);
зап – части – запасные части (словосложение);
СПК – Салаватский педагогический колледж (аббревиация).
– А теперь посмотрите, как я определила, правильно ли указан способ образования данных слов. Сравните с вашей работой (раздать листок с правильно выполненным упражнением).
Упражнение 1
Хорош – о – хороший (суффиксальный);
после – военный – военный (префиксальный);
по – темнеть – темнеть (префиксальный);
пере – нос – иц – а – нос (префиксально-суффиксальный);
стучать – ся – стучать (постфиксальный);
диван – кровать – диван, кровать (словосложение);
лед – о – кол – лёд, колоть (основосложение);
зап – части – запасные части (аббревиация);
СПК – Салаватский педагогический колледж (аббревиация).
– Где вы допустили ошибки? Почему вы решили, что это неправильный способ образования слова? Кто нам назовёт тему урока?
2. Поиск решения проблемы. Работа по учебнику
– Для чего нам необходимо изучать способы словообразования? (Для обогащения словарного состава русского языка.)
– Пополнение словаря происходит двумя путями. Кто может назвать их? (1 – образование новых слов, 2 – заимствование из другого языка.)
– Что представляет собой словообразование? (Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов.)
– Какие слова называются производными? (Образованные слова.)
Упражнение 2(Записано на доске.)
Из данных слов назовите производные слова.
Кирпичный – кирпич;
настольный – стол;
перепечатать – печатать;
землемер – земля, мерить.
– Выделите основу в каждом производном слове. Какая основа у данных слов? (Производная основа.)
– Что входит в производную основу? (В производную основу входят корень и словообразующие аффиксы.)
– Выделите их в данных словах. Назовите слова, от которых образовались производные слова. Какая основа у данных слов? (Производящая основа.)
– Выделите основу. Что входит в производящую основу? (Только один корень или корень + аффиксы.)
– Выделите их в данных словах.Какой бывает производящая основа? (Непроизводной – только корень, производной – корень + аффиксы.)
– Назовите слова, у которых непроизводная основа.
3. Выражение решения
По ходу работы по учебнику учащимися заполняется таблица 1.
Таблица 1
(продукт)
Словообразование | Образование новых слов с помощью словообразовательных аффиксов. |
Производные слова | Образованные слова. |
Производная основа | Корень + словообразующие аффиксы. |
Производящая основа | Непроизводная основа (корень), производная основа (корень + аффиксы). |
4. Реализация продукта
Упражнение 3(Записано на доске.)
Спишите и укажите, какая производящая основа.
Законный – закон (непроизводная основа)
беспорядок – порядок (непроизводная основа)
загрузить – грузить (производная основа)
бумажник – бумага (непроизводная основа)
лечиться – лечить (производная основа)
пылесос – пыль, сосать (непроизводная и производная основы)
5. Открытие нового знания. Работа по учебнику
– Сколько способов словообразования существуют в современном русском языке? (Два способа – морфологические и неморфологические способы.)
Сегодня на уроке мы познакомимся с морфологическими способами и заполним таблицу 2.
Таблица 2
(продукт)
Морфологические способы | Неморфологические способы |
1. Суффиксальный (новые слова образуются путём присоединения к производящей основе суффиксов): стол – яр – стол | |
2. Префиксальный | |
3. Префиксально-суффиксальный | |
4. Постфиксальный | |
5. Безаффиксный | |
6. Сложение
|
|
7. Аббревиация |
Таблица заполняется учащимися самостоятельно по приведённому примеру.
6. Реализация продукта
Упражнение 4(Записано на доске.)
Спишите и укажите, каким способом образованы слова. Выполните словообразовательный разбор каждого слова.
Переписать, выбежать, банщик, тракторист, обезличка, лизоблюд, голь, подлодка, ГАИ, шкаф-купе.
Образец: переписать – писать (префиксальный).
7. Итог урока
– Итак, подведём итоги. Что мы сегодня повторили? Какие способы словообразования существуют в современном русском языке? Перечислите все морфологические способы словообразования.
8. Домашнее задание
– Прочитать в учебнике о неморфологических способах словообразования и заполнить таблицу 2, привести свои примеры.