Цели:
Познавательные: познакомить детей с
назначением и устройством самолётов, с
авиаконструкторами, с оригами.
Тип урока: открытие новых знаний.
Метод: Проблемно-исследовательский.
Приёмы работы: средства речевого взаимодействия учителя с учениками; проверка работы по образцу; самооценка; распределение ролей в группе.
Форма деятельности: внутригрупповое общеклассное исследование, самостоятельная и индивидуальная работы, работа в группах.
См. Приложение
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Посмотрите на меня внимательно. Я хочу увидеть ваши глаза, понять, как вы готовы к уроку какое у вас настроение. Что нам нужно, чтобы урок прошёл успешно?
Дети: Быть внимательными, уметь слушать друг друга и учителя, уметь исправлять и дополнять ответы товарищей, работать дружно.
II. Актуализация знаний
Учитель: Ребята, давайте ещё раз посмотрим на памятку и спланируем наш урок, как добиться нашей цели.
- Получать удовольствие от работы
- Делать выводы
- Придумывать новое
- Делать красивые вещи
- Решать технические задачи
- Работать в группе.
- Планировать
- Размышлять
- Наблюдать
III. Создание учебной ситуации
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на доску и постарайтесь пронаблюдать и поразмышлять, что можно собрать из данных частей? Как вы догадались, что это самолёт?
Дети: Есть крылья, корпус и другие части самолёта.
Учитель: Назовите изделие, с которым нам предстоит познакомиться.
Дети: Самолёт.
(Учитель записывает тему урока в солнышко, см. Приложение 1)
IV. Разграничение областей знания и незнания
Постановка учебной задачи.
Учитель (В ходе диалога учитель задаёт побуждающие вопросы): Что вам известно по данной теме? Какие виды самолётов вы знаете?
Дети: Мы знаем что самолёт – это машина. Самолёты бывают пассажирские, военные, транспортные.
Учитель: Зачем человек изобрёл самолёт?
Дети: Чтобы облегчить себе труд.
Учитель: Что означают большие буквы и цифры на самолёте?
(Дети выдвигают гипотезы.)
– Чтобы разобраться в данной проблеме, к кому мы можем обратиться?
Дети: К родителям, к учителю, к библиотекарю.
Учитель: Вашему вниманию библиотекарь школы приготовил выставку книг об авиации, с этими книгами вы можете познакомиться дома. А на уроке найти ответ на поставленный вопрос вы сможете самостоятельно, работая в группе. Повторим основные правила работы в группе (см. Приложение 2).
– Обратите внимание на данные портреты. Кто на них изображён?
Дети: Знаменитые люди.
Учитель: Что вы можете о них рассказать?
Дети: Мы затрудняемся ответить.
Учитель: Перед вами портреты выдающихся конструкторов России. Конструктор – Это талантливый, творческий человек с необычной энергией; Алексей Андреевич Туполев, Андрей Николаевич Туполев, Сергей Владимирович Ильюшин, Олег Константинович Антонов. С информацией о двух конструкторах вы познакомитесь самостоятельно, работая в группе (см. Приложение 3).
Учитель: Какая группа может поделиться новыми знаниями?
Дети: 2 группа.
– Цифры на самолёте означают краткое фамилию конструктора – ТУ – этот самолёт сконструировал конструктор Туполев, а цифры обозначают номер модели, которая прошла все испытания и может служить человеку, например ТУ-154.
Учитель: Будут у второй группы какие-нибудь дополнения?
(Дети приводят примеры названий своих самолётов: ИЛ-86; ТУ-144.)
– Какие операции нужно выполнить, чтобы получить готовое изделие? Какая из них самая трудная?
Дети:
1. Научиться строить самолёт.
2. Назвать своё изделие.
3. Продемонстрировать полёт своего изделия.
4. Оценить свою трудовую деятельность.
Учитель: Как будем оценивать свою работу?
Дети: Выставка изделий.
Учитель: Предлагаю провести соревнование групп, в котором мы увидим, чья модель изготовлена лучше. Как предлагаете работать?
Дети: В группе и самостоятельно по таблице.
Физкультминутка
(См. Приложение 4)
V. Анализ условий решения задачи
Учитель: Прежде чем приступить к работе, давайте повторим “Правила рабочего человека”. (См. Приложение 5)
– Что должен знать конструктор при строительстве самолёта?
Дети:
1. Материал, из которого будет сделано изделие.
2. Части самолёта.
3. Приём сборки.
Учитель: Из какого материала лучше построить самолёт?
Дети: Из бумаги.
Учитель: Что вы можете рассказать о бумаги?
(Учитель фиксирует ответы детей на доске, см. Приложение 6.)
– А теперь давайте послушаем Фунтика и Винтики. Они нам расскажут историю создания бумаги (см. Приложение 7).
Учитель: Какие части самолёта можно выделить в изделии? Определите их назначение, форму, количество, взаимное расположение. Что самое важное в изготовлении этого изделия?
Рассмотрим структуру самолета (см. Приложение 8).
VI. Моделирование способа
Вступительная беседа об оригами.
(См. Приложение 9)
Учитель: Назовите способ изготовления изделия? Где можно использовать данное изделие?
Дети: Оригами, можно играть на перемене, на улице.
VII. Решение организационно-технических задач
1. Самостоятельное построение самолетов в
группах и индивидуально по таблицы.
2. Выставка модели самолётов.
VIII. Итоговая рефлексия
Учитель: С какими новыми словами мы познакомились на уроке технологии?
(Все новые слова учитель помещал на отдельную доску, поэтому детям не составило труда ещё раз проговорить их вслух.)
– Где вы можете применить полученные знания?
Соревнования
Учитель: Чей полёт самолёта произвёл на вас большое впечатление? Почему? Что обозначают буквы и цифры на вашем самолете?
Выслушиваются ответы детей.
– Спасибо за урок!