Цели и задачи урока:
- Обучающая: закрепление темы «Правописание слов с безударными гласными в корне»; обобщить знания учащихся по данной теме;
- Развивающая: развивать орфографическую зоркость; развивать умение работать над комбинированными упражнениями с большим количеством заданий для повторения пройденного;
- Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, при работе в группах воспитывать толерантность; воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
1. Оргмомент:
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Учитель. Предлагаю начать урок с кроссворда. Отгадайте загадки, чётко проговаривайте отгадки. Мы будем их записывать в тетрадь.
Слайд 1
Словарная работа.
- Не зверь, не птица. А нос как спица. (Комар)
- Посмотрите-ка, какая! Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой.
Хвост пушистый и большой. (Лисица) - По полю рыщет, поёт и свищет.
Деревья ломает, к земле прижимает. (Ветер) - Есть у родственницы ёлки неколючие иголки.
Но в отличие от ёлки, опадают те иголки. (Лиственница) - Красна, сладка, душиста,
растёт низко, к земле близко. (Земляника) - Назовите дерево, которое никто не пугает, а оно дрожит. (Осина)
Учитель. Какие это слова?
Дети. Словарные.
Учитель. Слушаем последнюю загадку. Отгадка - новое словарное слово, которое мы заучим на сегодняшнем уроке.
Серебристой бахромою на ветвях висит зимою.
А весною на весу превращается в росу. (Иней)
(Посмотреть в толковый словарь С. И. Ожегова. Иней - тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности).
Учитель. Обратите внимание на ключевое слово. Какие орфограммы в этом слове?
Дети. Удвоенные согласные, безударная гласная в корне.
Учитель. Ребята, за выполненные на уроке задания вы будете получать такие значки с буквами, а в конце урока мы их соберём и посмотрим, что у нас получится.
Сообщаю вам, что урок у нас будет осенний.
Слайд 2
Учитель. Сегодня мы будем совершенствовать свои знания в области применения очень важного правила. А правило это вы мне скажите сами позже. Предлагаю вашему вниманию стихотворение.
Слайд 3
Учитель. Прочитайте. О чём оно? Кто помнит автора?
Как вы думаете, какие буквы нужно вставить на месте пропусков?
(Дети выходят к доске, вставляют пропущенные буквы, объясняют.)
Запишите стихотворение в тетрадь.
Учитель. Какое правило вы применяли при написании слов с пропущенными буквами?
Дети. Мы использовали правило о правописании безударных гласных.
Учитель. В какой части слова они находятся?
Дети. В корне.
Учитель. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с безударной гласной в корне.
Дети. Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне, надо подобрать к слову проверочное, такое, чтобы на эту гласную падало ударение.
Учитель. А теперь скажите, какая тема сегодняшнего урока?
Слайд 4
Дети. «Правописание слов с безударными гласными в корне»
Слайд 5
Учитель. Какие гласные русского языка вы знаете?
Блиц-опрос.
- Какая гласная в русском языке всегда ударная? Ё
- С какой гласной не начинается ни одно слово? Ы
- Какие гласные начинают и заканчивают алфавит? А Я
- Какие безударные гласные требуют проверки? А О Е И Я
Минутка чистописания.
Учитель. Запишите эти гласные строчными, слитно, в алфавитном порядке.
(Записать на доске под комментарии детей.)
АЕИОЯ
Работа в группах
Слайд 6
Учитель. Разделитесь на группы. Помните, что при работе в группе важно не только самому выполнить задание, но и помочь товарищам. Важен не только личный результат, но и результат работы всей группы.
На карточках слова. Нужно вставить пропущенные буквы и исключить из ряда лишнее слово. Свой ответ нужно обосновать.
Проверка работы групп.
Слайды 7–11
1. П…щат, т…шина, в…сит, л..сок, л..стопад.
Дети. Лишние слова «листопад» – два корня. «Лесок» – безударная Е
2. Зв..риный, д..ждливый, х…л…дает, т…нулись, гр…бник.
Дети. Лишнее слово «холодает» – две безударные гласные в корне.
Учитель. На следующем уроке мы будем учиться проверять слова с двумя безударными гласными в корне.
3. Скв...рцы, жур…вли, гр..чи, кл…сты, леб…ди.
Дети. «Клесты» – лишнее слово, так как это зимующие птицы, остальные перелётные
4. К…чает, пос…дили, пом..хали, в..да, дож…ь.
Дети. «Дождь» – в этом слове парный согласный.
5. Л..тят, ж…лтели, в…черний, кр…чат, л..сной.
Дети. «Кричат» – слово с безударной гласной И.
(Карточки со словами вывешиваются на доске.)
листопад
лесок
холодает
клесты
дождь
кричат
Учитель. Из данных слов составьте устно несколько предложений на тему «Осень».
А поможет вам в этом картина русского художника Исаака Ильича Левитана. Я думаю, она вас вдохновит.
Слайд 12
(Класс прослушивает предложения.)
Слайд 13
Физминутка для глаз
Для осанки (дети наклоняются и выполняют движение).
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно:
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Все как один плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Учитель. Как ветер в лесу кружит опавшую листву, так и нашем классе закружились безударные гласные и упали в некоторые слова текста неправильно. Ваша задача внимательно прочитать текст, исправить ошибки.
Проверяем, что у нас получилось.
Слайд 14
Учитель. В тетрадь запишем последнее предложение. Предложите задания к этому предложению.
Дети. Найти в предложении грамматическую основу.
Дети. Указать части речи.
Дети. Подчеркнуть орфограммы.
Слайд 15
Итог урока:
Слайд 16
Учитель. Наш урок заканчивается. Скажите, что нового вы узнали?
В течение урока за выполненные задания вы получали звёздочки, давайте их соберём. Составьте слово, которое получится из букв на этих звёздочках.
Получается слово «отлично».
Дидактический материал к уроку.
- Л..тят, ж…лтели, в…черний, кр…чат, л..сной.
- П…щат, т…шина, в…сит, л..сок, л..стопад.
- Зв..риный, д..ждливый, х…л…дает, т…нулись, гр…бник.
- Скв...рцы, жур…вли, гр..чи, кл…сты, леб…ди.
- К…чает, пос…дили, пом..хали, в..да, дож…ь.
Исправь ошибки в тексте:
Вада в рике потимнела. Бирега огалились. Осенний ветер обрывал листья. Небо покрывалось тижёлыми аблаками.
На уроке использованы следующие материалы:
- «Физминутка для глаз» Галкина И.А. МОУ «Водоватовская СОШ» Арзамасского района, Нижегородской области.
- Репродукция картины И. Левитана.