Цель:
- На основании проведенного тренинга получить общую картину качества усвоения детьми темы «Склонение имен существительных» для дальнейшей работы.
- Развивать умение работать с алгоритмом при определении падежей имен существительных.
- Формирование устойчивого внимания.
- Воспитывать навыки коллективного труда, учить сотрудничеству в группах и парах. Выяснить эффективность выбранных форм и методов учебной работы.
- Продолжить отслеживание уровня сформированности у учащихся навыков самоконтроля.
Оборудование урока:
- Алгоритм «Как определить падеж имени существительного»
- Технологические рабочие карты по уровням.
- Карточки–помощники.
- Опоры по теме.
Ход урока
I. Оргмомент.
Учитель:
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
II. Постановка учебной задачи. ( 2 – 3 минуты)
На доске слова:
Работа, капуста, береза, комната, осенью.
Учитель: Дайте общую характеристику этим словам.
(Имена сущ., женского рода, ед. числа.)
Учитель: Найдите лишнее слово,
(Осенью – т.к.это сущ. употреблено в творительном падеже, а остальные в именительном падеже.)
Учитель: Определите тему урока исходя из выполненного задания.
(Будем продолжать учиться определять падеж имен существительных.)
III. Актуализация опорных знаний.
(Работа по технологическим картам. Технологические карты составлены в соответствии с ЗУНами уч-ся. Ученики распределены в группы одноуровневого состава. Таких групп 3:
- 1-я - сильная группа уч-ся
- 2-я - со средними ЗУНами
- 3-я - с низкими ЗУНами.)
Учитель:
1. Отметьте в своих технологических картах знаком « +» вопросы, на которые вы можете дать ответ, знаком «-«, на которые не можете ответить. Обсудите в группах вопросы со знаком «-«. Если возникнут затруднения, мы вместе разберемся в вашем вопросе. Или вы можете обратиться к карточкам – помощникам синего цвета.
- Что такое имя существительное?
- Назовите постоянные признаки имени существительного.
- Назовите непостоянные признаки имени существительного
- Что такое склонение?
- Сколько падежей у имени существительного? Назови падежи и вопросы к ним.
- Как определить падеж имени существительного?
- Для чего нужно уметь склонять имена существительные, определять падеж?
(На столе у 2 и 3 группы уч-ся лежат карточки – помощники синего цвета. Они предназначены на случай, если уч-ся будут затрудняться при ответе на вопросы.
|
(Учитель контролирует работу в группах, направляет, помогает.)
2. Проверка «Дружный хор». (Дети по цепочке в равной степени отвечают на поставленные вопросы)
3. Итог этой работе подводит учитель. Отметьте в своих листках самооценки ваш вклад в эту работу.
IV. Практическое применение знаний.
Учитель: Прочитайте задание в технологической карте под №2.
(Дети читают вслух задание: найдите в предложении имена существительные и определите падеж)
1 группа: заполните верхнюю строчку таблицы.(алгоритм)
2 группа: расположите задания в том порядке, в котором надо действовать при определении падежа имени существительного.
3 группа: подставьте в верхнюю строчку этапы алгоритма.
- Проверка: Учащиеся формулируют алгоритм определения падежа имени существительного.
- Найти слово – имя существительное.
- Найти главное слово, от которого ставится вопрос к этому существительному.
- Поставить вопрос и определить падеж.
Уч-ся 1 группы приступают к самостоятельной работе. Учитель помогает и направляет работу.
Уч-ся 2 и 3 группы определяют пункты алгоритма для своей работы под руководством учителя, получают одобрение и приступают к работе.
Проверка: проверка проводится с записью на доске в таблицу. Уч-ся вписывают в таблицу слова имена существительные. Выходят по желанию от каждой группы. По мере того, как внесли слово в таблицу, ученики доказывают правильность выбора.
И.п. |
Р.п. |
Д.п. |
В.п. |
Т.п. |
П.п. |
Лес Вода Озеро |
Родника Леса |
|
Путника |
Дымкой За кромкой |
|
Учитель: - Какие графы таблицы оказались пустыми? Почему?
Учитель дает дополнительное задание для уч-ся 1 группы.
- Поставить имена существительные: лес, вода, озеро в Д.п. с предлогом, и в П.п.
Вписать в таблицу.
Учитель задает вопрос 2 и 3 группе уч-ся:
- На какие вопросы отвечают имена существительные в Д.п. ? С какими предлогами употребляется?
- На какие вопросы отвечают имена существительные в П.п? В чем состоит особенность существительных данного падежа? (не употребляется без предлога)
Учитель: Проверим самостоятельную работу 1 группы.(Все уч-ся слушают)
Учитель: - Прочитайте задание под №3 в технологической карте.
- С каким утверждением вы согласитесь?
- Существительное всегда является подлежащим.
- В именительном падеже существительное всегда является подлежащим.
Учитель: - Назовите грамматическую основу каждого предложения из задания под №2.
Ученики работают в парах и после недолгого обсуждения дают ответы:
Лес покрыт.
Вода ждет.
Озеро расположилось.
Учитель: В каком падеже употреблены имена существительные? Докажите.
Учитель: Выполните самостоятельно задание под №4.
- Обсудите выбор членами группы количество заданий, которые вы собираетесь выполнить.
- Произведите взаимопроверку. Если надо обратитесь к опорам и конспектам. (Учу детей, начиная с 3 класса в краткой форме в виде алгоритмов, схем, таблиц записывать основные вопросы тем русского языка)
V. Итог урока.
Учитель: Что мы сегодня на уроке отрабатывали?
Зачем нужно уметь определять падеж имени существительного?
Зачем нужны падежи?
Вы заполняли в течение урока листы самооценки.
- Какую итоговую оценку вы поставили сами себе? Почему?
- Как вы оцениваете работу группы?
- Кто, по вашему мнению, помогал вам в группе лучше всех?
- Кому вы хотите сказать спасибо?
Учитель проводит свою оценку вклада каждого ученика в групповую работу, благодарит за интерес к теме, активность, взаимопомощь.
Приложение 1. Оценочные листы
Приложение 2. Карточка-помощница
Приложение 3. Технологические карты урока