Урок русского языка в 4-м классе "Склонение имен существительных". Урок-тренинг

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • На основании проведенного тренинга получить общую картину качества усвоения детьми темы «Склонение имен существительных» для дальнейшей работы.
  • Развивать умение работать с алгоритмом при определении падежей имен существительных.
  • Формирование устойчивого внимания.
  • Воспитывать навыки коллективного труда, учить сотрудничеству в группах и парах. Выяснить эффективность выбранных форм и методов учебной работы.
  • Продолжить отслеживание уровня сформированности у учащихся навыков самоконтроля.

Оборудование урока:

  • Алгоритм «Как определить падеж имени существительного»
  • Технологические рабочие карты по уровням.
  • Карточки–помощники.
  • Опоры по теме.

Ход урока

I. Оргмомент.

Учитель:

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

II. Постановка учебной задачи. ( 2 – 3 минуты)

На доске слова:

Работа, капуста, береза, комната, осенью.

Учитель: Дайте общую характеристику этим словам.

(Имена сущ., женского рода, ед. числа.)

Учитель: Найдите лишнее слово,

(Осенью – т.к.это сущ. употреблено в творительном падеже, а остальные в именительном падеже.)

Учитель: Определите тему урока исходя из выполненного задания.

(Будем продолжать учиться определять падеж имен существительных.)

III. Актуализация опорных знаний.

(Работа по технологическим картам. Технологические карты составлены в соответствии с ЗУНами уч-ся. Ученики распределены в группы одноуровневого состава. Таких групп 3:

  • 1-я - сильная группа уч-ся
  • 2-я - со средними ЗУНами
  • 3-я - с низкими ЗУНами.)

Учитель:

1. Отметьте в своих технологических картах знаком « +» вопросы, на которые вы можете дать ответ, знаком «-«, на которые не можете ответить. Обсудите в группах вопросы со знаком «-«. Если возникнут затруднения, мы вместе разберемся в вашем вопросе. Или вы можете обратиться к карточкам – помощникам синего цвета.

  • Что такое имя существительное?
  • Назовите постоянные признаки имени существительного.
  • Назовите непостоянные признаки имени существительного
  • Что такое склонение?
  • Сколько падежей у имени существительного? Назови падежи и вопросы к ним.
  • Как определить падеж имени существительного?
  • Для чего нужно уметь склонять имена существительные, определять падеж?

(На столе у 2 и 3 группы уч-ся лежат карточки – помощники синего цвета. Они предназначены на случай, если уч-ся будут затрудняться при ответе на вопросы.

  1. На какие вопросы отвечает имя сущ?
    Что оно обозначает?
  2. Какого рода бывает имя сущ?
    Если предмет неживой, то мы говорим……………….предмет
    Если предмет живой, то мы говорим ………………….предмет.
  3. Изменяется предмет по числам? (один –…., много – …..)
    Изменяется по падежам?
  4. Если мы изменяем существительное по падежам – это и есть склонение.
  5. И.п. – кто? ….. ? (есть)

…п - кого? чего? (нет)
Д.п - ……? чему? (дам)
…п. – Кого?.........? (вижу)
…п - …….?..........? (горжусь)
П.п. – о…..? о ……..?(думаю)

(Учитель контролирует работу в группах, направляет, помогает.)

2. Проверка «Дружный хор». (Дети по цепочке в равной степени отвечают на поставленные вопросы)

3. Итог этой работе подводит учитель. Отметьте в своих листках самооценки ваш вклад в эту работу.

IV. Практическое применение знаний.

Учитель: Прочитайте задание в технологической карте под №2.

(Дети читают вслух задание: найдите в предложении имена существительные и определите падеж)

1 группа: заполните верхнюю строчку таблицы.(алгоритм)

2 группа: расположите задания в том порядке, в котором надо действовать при определении падежа имени существительного.

3 группа: подставьте в верхнюю строчку этапы алгоритма.

- Проверка: Учащиеся формулируют алгоритм определения падежа имени существительного.

- Найти слово – имя существительное.

- Найти главное слово, от которого ставится вопрос к этому существительному.

- Поставить вопрос и определить падеж.

Уч-ся 1 группы приступают к самостоятельной работе. Учитель помогает и направляет работу.

Уч-ся 2 и 3 группы определяют пункты алгоритма для своей работы под руководством учителя, получают одобрение и приступают к работе.

Проверка: проверка проводится с записью на доске в таблицу. Уч-ся вписывают в таблицу слова имена существительные. Выходят по желанию от каждой группы. По мере того, как внесли слово в таблицу, ученики доказывают правильность выбора.

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Лес

Вода

Озеро

Родника

Леса

 

Путника

Дымкой

За кромкой

 

Учитель: - Какие графы таблицы оказались пустыми? Почему?

Учитель дает дополнительное задание для уч-ся 1 группы.

- Поставить имена существительные: лес, вода, озеро в Д.п. с предлогом, и в П.п.

Вписать в таблицу.

Учитель задает вопрос 2 и 3 группе уч-ся:

- На какие вопросы отвечают имена существительные в Д.п. ? С какими предлогами употребляется?

- На какие вопросы отвечают имена существительные в П.п? В чем состоит особенность существительных данного падежа? (не употребляется без предлога)

Учитель: Проверим самостоятельную работу 1 группы.(Все уч-ся слушают)

Учитель: - Прочитайте задание под №3 в технологической карте.

- С каким утверждением вы согласитесь?

  1. Существительное всегда является подлежащим.
  2. В именительном падеже существительное всегда является подлежащим.

Учитель: - Назовите грамматическую основу каждого предложения из задания под №2.

Ученики работают в парах и после недолгого обсуждения дают ответы:

Лес покрыт.

Вода ждет.

Озеро расположилось.

Учитель: В каком падеже употреблены имена существительные? Докажите.

Учитель: Выполните самостоятельно задание под №4.

- Обсудите выбор членами группы количество заданий, которые вы собираетесь выполнить.

- Произведите взаимопроверку. Если надо обратитесь к опорам и конспектам. (Учу детей, начиная с 3 класса в краткой форме в виде алгоритмов, схем, таблиц записывать основные вопросы тем русского языка)

V. Итог урока.

Учитель: Что мы сегодня на уроке отрабатывали?

Зачем нужно уметь определять падеж имени существительного?

Зачем нужны падежи?

Вы заполняли в течение урока листы самооценки.

  • Какую итоговую оценку вы поставили сами себе? Почему?
  • Как вы оцениваете работу группы?
  • Кто, по вашему мнению, помогал вам в группе лучше всех?
  • Кому вы хотите сказать спасибо?

Учитель проводит свою оценку вклада каждого ученика в групповую работу, благодарит за интерес к теме, активность, взаимопомощь.

Приложение 1. Оценочные листы

Приложение 2. Карточка-помощница

Приложение 3. Технологические карты урока