Цели:
- обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Природа России»;
- развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать;
- воспитывать познавательную активность, бережное отношение к природе.
Наглядность и оборудование:
- ноутбуки, компьютеры, интерактивная доска CMART Board,
- слайды на «Сортировщике страниц» интерактивной доски;
- презентация, выполненная в программе Power Point: «Путешествие по природным зонам России»»;
- тест «Природные зоны» в программе «Экзаменатор»; видеосюжеты с рассказами учащихся;
- мультимедийные диски «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008»
Ход урока
I. Организационный момент.
Вступительное слово учителя. (Приложение 1, слайд 1)
Начинается наше занятие.
Будет, думаю, оно увлекательным.
По природе родной будем шагать
Наблюдать, анализировать, рассуждать.
- Мы изучили природные зоны нашей огромной страны. Опираясь на свои знания и наблюдения, я предлагаю вам еще раз отправиться в виртуальное путешествие по родной природе.
II. Путешествие по природным зонам.
1. Начинается вояж со станции «Географическая»
- Найди и исправь ошибки.
Открывается слайд на «Сортировщике страниц» интерактивной доски, на которой выполнена таблица. (Приложение 1, слайд 2)
Ученики по ходу задания вычеркивают неверный вариант.
Океаны |
Тихий |
Равнины |
Западно-Европейская |
Горы |
Кавказские |
Длинная река |
Волга |
Глубокое озеро |
Байкал |
- Наша страна омывается морями океанов:
- Тихого,
- Северного Ледовитого,
- Индийского,
- Атлантического.
(Неверный ответ: Индийского).
- На территории России расположены равнины:
- Западно-Европейская,
- Восточно-Европейская,
- Среднесибирское плоскогорье,
- Западно-Сибирская равнина.
(Неверный ответ: Западно-Европейская).
- Каменным поясом России называют:
- Кавказские,
- Уральские горы.
(Неверный ответ: Кавказские горы)
- Самая длинная река России:
- Обь,
- Волга.
(Неверный ответ: Волга)
- Самое глубокое озеро:
- Байкал,
- Онежское.
(Неверный ответ: Онежское).
- Перечислите, на какие природные зоны условно поделена территория России?
(Приложение 1, слайд 3)
- А какие именно природные зоны мы изучили, вспомним, узнав зону по описанию. Слово проводникам.
Запуск видеосюжетов с рассказами учеников.
1 ученик: Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. (Арктика)
2 ученик: Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. (Тундра)
3 ученик: Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. (Лесная зона)
4 ученик: Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов. (Степи)
5 ученик: Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой Черное море. (Черноморское побережье Кавказа)
6 ученик: Эта зона расположена на берегах Каспийского моря. Лето жаркое: земля нагревается до +70, а в тени выше 40 градусов. Порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится 5 месяцев. (Пустыня)
2. Подъезжаем к станции «Зоолого-Ботанической»
- Задача: расселить животных и распределить растения по природным зонам. (Приложение 1, слайд 4, слайд 5)
Учащиеся распределяют картинки с изображениями животных и растений по природным зонам. Сначала самостоятельно на ноутбуках, затем коллективно на интерактивной доске путем «перетаскивания» изображений.
Подвижная физминутка.
- Дружно мы шагаем
По родному краю.
Солнце радует нас всех
Поднимаем руки вверх.
Греет нас оно лучами,
Тянемся к нему руками.
Слева – речка, справа – лес,
Впереди полно чудес.
Травы разные растут
И цветов полно вокруг.
Мы природу сбережем
Ведь земля родной наш дом!
3. Наш поезд подходит к станции «Игровая»
- Отгадайте на слух, звуки какой природной зоны вы сейчас слышите?
Включаются звуки из 6 мультимедийных панорам природы России (диск «Детская энциклопедия Кирилла Мефодия»)
4. Доезжаем до станции «Экологическая»
- По отношению человека к окружающей среде, можно судить о том, насколько значителен и интересен он сам. Тяга к природе заложена в человеке изначально. Мы чувствуем свое единство с природой, хотя не всегда понимаем ее роль в нашей жизни.
- О чем я говорю? Что изучает наука экология?
- А как объяснить выражение «экологическое равновесие»? На что похоже слово равновесие? (Приложение 1, слайд 6) (Равновесие - устойчивое соотношение между чем-нибудь)
- Вспомним экологическую пирамиду дубравы. (Приложение 1, слайд 7)
- Что в основании пирамиды? (много, много желудей)
- Кто ими питается? (мыши)
- А кто во главе пирамиды? (Чтобы прокормить себя сове нужно много мышей. Одной мышке – нужно много, много желудей)
- Что произойдет, если уничтожить всех сов? (Приложение 1, слайд 8) (Мышей станет много, а корма мало.)
- А если сов будет очень много? (Приложение 1, слайд 9) (Они съедят всех мышей, а желуди прорастут, превратятся в деревья, и им будет мало места для роста.)
- Так для чего же нужно в природе равновесие? (Приложение 1, слайд 10). (Чтобы не было экологических проблем, так как в природе все связано между собой.)
- А какие экологические проблемы характерны для лесной зоны?
- Вот так человеку трудно сохранить равновесие в природе, и сам он виноват во многих экологических проблемах. (Приложение1, слайд 11)
Электронная физминутка для глаз.
5. Подъезжаем к конечной станции нашего путешествия «Тестовой»
- Вам будут предложены вопросы по изученному материалу. Выбираем один из трех вариантов.
Учащиеся выполняют тест в тестовой оболочке «Экзаменатор» на ноутбуках и компьютерах. Во время выполнения теста учитель осуществляет контроль на учительском ноутбуке по беспроводной связи за всеми учащимися, работающими на ноутбуках.
1) В ледяной зоне растут …
- кедры, березы, черемухи
- лишайники, мхи, полярные маки
- бузина, орешник, айва
2) В тундре обитают …
- песцы, лемминги, волки
- тюлени, моржи, киты
- верблюды, лошади, коровы
3) В тайге растут:
- дубы, сосны, ели
- березы, липы, лиственницы
- пихты, ели, кедровая сосна
4) Основным занятием населения степей является …
- рыболовство
- земледелие
- оленеводство
5) В пустыне …
- чаще всего осадков не бывает
- выпадает много осадков в виде дождя и снега
- выпадает малое количество осадков
6) В черном море у побережья обитают
- киты, море, черепахи, тюлени
- крокодилы, анаконды, котики
- медузы, крабы, морские коньки
7) Экологические проблемы лесной зоны связаны ….
- с неблагоприятными погодными условиями
- с неумеренной охотой, браконьерством, вырубкой леса
- с участившимися лесными пожарами
Компьютер оценивает выполнение теста.
III. Итог урока.
- Наше путешествие подошло к концу. Поделитесь своими впечатлениями, мечтами. Куда бы вы хотели поехать в реальности и почему?
- (Приложение 1, слайд 12) Наступает новый 2010 год – год тигра по восточному календарю. В силах человека сделать так, чтобы этот житель амурского края стал бы полноправным хозяином своей территории, а не остался навсегда только на страницах книг или компьютерных презентаций.
Домашнее задание: выполнить реферат о любой из природных зон по плану:
- Природные условия.
- Растительный и животный мир.
- Экологические проблемы природной полосы.