Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "По природным зонам России"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу «Природа России»;
  • развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать;
  • воспитывать познавательную активность, бережное отношение к природе.

Наглядность и оборудование:

  • ноутбуки, компьютеры, интерактивная доска CMART Board,
  • слайды на «Сортировщике страниц» интерактивной доски;
  • презентация, выполненная в программе Power Point: «Путешествие по природным зонам России»»;
  • тест «Природные зоны» в программе «Экзаменатор»; видеосюжеты с рассказами учащихся;
  • мультимедийные диски «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008»

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. (Приложение 1, слайд 1)

Начинается наше занятие.
Будет, думаю, оно увлекательным.
По природе родной будем шагать
Наблюдать, анализировать, рассуждать.

- Мы изучили природные зоны нашей огромной страны. Опираясь на свои знания и наблюдения, я предлагаю вам еще раз отправиться в виртуальное путешествие по родной природе.

II. Путешествие по природным зонам.

1. Начинается вояж со станции «Географическая»

- Найди и исправь ошибки.

Открывается слайд на «Сортировщике страниц» интерактивной доски, на которой выполнена таблица. (Приложение 1, слайд 2)

Ученики по ходу задания вычеркивают неверный вариант.

Океаны

Тихий
Северный Ледовитый
Индийский
Атлантический

Равнины

Западно-Европейская
Восточно-Европейская
Среднесибирское плоскогорье
Западно-Сибирская равнина

Горы

Кавказские
Уральские

Длинная река

Волга
Обь

Глубокое озеро

Байкал
Онежское

- Наша страна омывается морями океанов:

  • Тихого,
  • Северного Ледовитого,
  • Индийского,
  • Атлантического.

(Неверный ответ: Индийского).

- На территории России расположены равнины:

  • Западно-Европейская,
  • Восточно-Европейская,
  • Среднесибирское плоскогорье,
  • Западно-Сибирская равнина.

(Неверный ответ: Западно-Европейская).

- Каменным поясом России называют:

  • Кавказские,
  • Уральские горы.

(Неверный ответ: Кавказские горы)

- Самая длинная река России:

  • Обь,
  • Волга.

(Неверный ответ: Волга)

- Самое глубокое озеро:

  • Байкал,
  • Онежское.

(Неверный ответ: Онежское).

- Перечислите, на какие природные зоны условно поделена территория России?

(Приложение 1, слайд 3)

- А какие именно природные зоны мы изучили, вспомним, узнав зону по описанию. Слово проводникам.

Запуск видеосюжетов с рассказами учеников.

1 ученик: Это огромное пространство Северного Ледовитого океана, с морями и островами. Солнце здесь светит, но не греет. А полярной ночью темноту освещают только луна, звезды и Северное сияние. Температура опускается до -60 градусов. Кругом только льды и снега. (Арктика)

2 ученик: Здесь зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, а лето очень прохладное и короткое. Круглый год дуют сильные ветра, а зимой свирепствует пурга. По снегу можно ходить, не проваливаясь. А под снегом – замерзшая земля. Даже летом она оттаивает только на 10-15 сантиметров. (Тундра)

3 ученик: Эта зона находится южнее тундры. Природные условия более мягкие. Ярко выражены все 4 времени года. Богат растительный и животный мир. Эта природная зона – самая большая в России. (Лесная зона)

4 ученик: Эта зона тянется вдоль юго-западной границы России. Лето продолжительное, стоит сухая и солнечная погода. Средняя температура +22-23 градуса, местами до 40 градусов жары. Ливни. Зима короткая, но с морозами до -20-30 градусов. (Степи)

5 ученик: Эта удивительная зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, а с другой Черное море. (Черноморское побережье Кавказа)

6 ученик: Эта зона расположена на берегах Каспийского моря. Лето жаркое: земля нагревается до +70, а в тени выше 40 градусов. Порой за лето не выпадает ни капли дождя, а лето длится 5 месяцев. (Пустыня)

2. Подъезжаем к станции «Зоолого-Ботанической»

- Задача: расселить животных и распределить растения по природным зонам. (Приложение 1, слайд 4, слайд 5)

Учащиеся распределяют картинки с изображениями животных и растений по природным зонам. Сначала самостоятельно на ноутбуках, затем коллективно на интерактивной доске путем «перетаскивания» изображений.

Подвижная физминутка.

- Дружно мы шагаем
По родному краю.
Солнце радует нас всех
Поднимаем руки вверх.
Греет нас оно лучами,
Тянемся к нему руками.
Слева – речка, справа – лес,
Впереди полно чудес.
Травы разные растут
И цветов полно вокруг.
Мы природу сбережем
Ведь земля родной наш дом!

3. Наш поезд подходит к станции «Игровая»

- Отгадайте на слух, звуки какой природной зоны вы сейчас слышите?

Включаются звуки из 6 мультимедийных панорам природы России (диск «Детская энциклопедия Кирилла Мефодия»)

4. Доезжаем до станции «Экологическая»

- По отношению человека к окружающей среде, можно судить о том, насколько значителен и интересен он сам. Тяга к природе заложена в человеке изначально. Мы чувствуем свое единство с природой, хотя не всегда понимаем ее роль в нашей жизни.

- О чем я говорю? Что изучает наука экология?

- А как объяснить выражение «экологическое равновесие»? На что похоже слово равновесие? (Приложение 1, слайд 6) (Равновесие - устойчивое соотношение между чем-нибудь)

- Вспомним экологическую пирамиду дубравы. (Приложение 1, слайд 7)

- Что в основании пирамиды? (много, много желудей)

- Кто ими питается? (мыши)

- А кто во главе пирамиды? (Чтобы прокормить себя сове нужно много мышей. Одной мышке – нужно много, много желудей)

- Что произойдет, если уничтожить всех сов? (Приложение 1, слайд 8) (Мышей станет много, а корма мало.)
- А если сов будет очень много? (Приложение 1, слайд 9) (Они съедят всех мышей, а желуди прорастут, превратятся в деревья, и им будет мало места для роста.)

- Так для чего же нужно в природе равновесие? (Приложение 1, слайд 10). (Чтобы не было экологических проблем, так как в природе все связано между собой.)

- А какие экологические проблемы характерны для лесной зоны?

- Вот так человеку трудно сохранить равновесие в природе, и сам он виноват во многих экологических проблемах. (Приложение1, слайд 11)

Электронная физминутка для глаз.

5. Подъезжаем к конечной станции нашего путешествия «Тестовой»

- Вам будут предложены вопросы по изученному материалу. Выбираем один из трех вариантов.

Учащиеся выполняют тест в тестовой оболочке «Экзаменатор» на ноутбуках и компьютерах. Во время выполнения теста учитель осуществляет контроль на учительском ноутбуке по беспроводной связи за всеми учащимися, работающими на ноутбуках.

1) В ледяной зоне растут …

  • кедры, березы, черемухи
  • лишайники, мхи, полярные маки
  • бузина, орешник, айва

2) В тундре обитают …

  • песцы, лемминги, волки
  • тюлени, моржи, киты
  • верблюды, лошади, коровы

3) В тайге растут:

  • дубы, сосны, ели
  • березы, липы, лиственницы
  • пихты, ели, кедровая сосна

4) Основным занятием населения степей является …

  • рыболовство
  • земледелие
  • оленеводство

5) В пустыне …

  • чаще всего осадков не бывает
  • выпадает много осадков в виде дождя и снега
  • выпадает малое количество осадков

6) В черном море у побережья обитают

  • киты, море, черепахи, тюлени
  • крокодилы, анаконды, котики
  • медузы, крабы, морские коньки

7) Экологические проблемы лесной зоны связаны ….

  • с неблагоприятными погодными условиями
  • с неумеренной охотой, браконьерством, вырубкой леса
  • с участившимися лесными пожарами

Компьютер оценивает выполнение теста.

III. Итог урока.

- Наше путешествие подошло к концу. Поделитесь своими впечатлениями, мечтами. Куда бы вы хотели поехать в реальности и почему?

- (Приложение 1, слайд 12) Наступает новый 2010 год – год тигра по восточному календарю. В силах человека сделать так, чтобы этот житель амурского края стал бы полноправным хозяином своей территории, а не остался навсегда только на страницах книг или компьютерных презентаций.

Домашнее задание: выполнить реферат о любой из природных зон по плану:

  1. Природные условия.
  2. Растительный и животный мир.
  3. Экологические проблемы природной полосы.