Организация, учет и оценка работы по сопровождению адаптации первых классов

Разделы: Школьная психологическая служба


Второй год я работаю с детьми коррекционной школы-интерната. Все, что было наработано за предыдущие годы, пришлось подвергнуть переработке и приспособлению к особенностям умственно отсталых детей. Но основные подходы я сохранила. Так, вполне приемлемым оказался «Дневник психолого-педагогического сопровождения учащихся первых классов в период адаптации» Приложение 1, который был составлен для организации информации, полученной в результате наблюдений, опросов, психодиагностики учащихся первых классов. На мой взгляд, «Дневник» хорош тем, что дает возможность собрать воедино всю информацию о первоклассниках, наглядно показать детей, испытывающих трудности в адаптации к школе. Кроме того, с помощью «Дневника» удается привлечь к работе учителя, воспитателя, специалистов школы. Все это помогает составить конкретный разговор о процессе адаптации в первом классе на школьном консилиуме.  Для более наглядного представления приведу описание страниц «Дневника». Кроме титульных листов, он включает в себя 22 страницы для внесения информации об учащихся, две страницы для записей и рекомендаций специалистов и заключительную страницу для анализа адаптации детей к школе. Краткое описание приведено в таблице.

№ стр

Вид информации

Кто заполняет

Когда заполняет

3

Введение

 

 

4

Социальные данные

учитель

сентябрь

5

Общие сведения об учащихся

учитель

сентябрь

6

Готовность к обучению в школе

учитель

сентябрь

7

Готовность к обучению в школе

психолог

сентябрь

8

Особенности развития речи

логопед

сентябрь

9

Биологическая зрелость

врач

сентябрь

10

Социально-психологическая адаптация к школе

учитель

сентябрь- ноябрь

11

Социально-психологическая адаптация к школе

воспитатель, родители

сентябрь- ноябрь

12

Оценка учебной мотивации

психолог

сентябрь

13

Уровень психологической комфортности; система отношений «учитель-ученик»

психолог

ноябрь

14

Уровень психологической комфортности; система отношений «воспитатель-ученик»

психолог

ноябрь

15

Состояние межличностных отношений

психолог

ноябрь

16

Социограмма

психолог

ноябрь

17

Для записей и рекомендаций специалистов

психолог, логопед, врач

по мере поступления информации

18

Мониторинг социально-психологической адаптации детей к школе

учитель

апрель

19

Мониторинг социально-психологической адаптации детей к школе

воспитатель, родители

апрель

20

Мониторинг уровня психологической комфортности детей; система отношений «учитель – ученик»

психолог

апрель

21

Мониторинг уровня психологической комфортности детей; система отношений «воспитатель – ученик»

психолог

апрель

22

Мониторинг состояния межличностных отношений

психолог

май

23

Динамика учебной мотивации детей

психолог

май

24

Для записей и рекомендаций специалистов

психолог, логопед, врач

по мере поступления информации

25

Анализ адаптации детей к школе

учитель

май

В заполнении «Дневника» принимают участие учитель, воспитатель, родители, медицинские работники школы. Проводит диагностику и организует работу педагог-психолог.

«Дневник» можно условно разделить на три части. Первая часть предполагает внесение краткой информации о членах образовательного процесса. Страницы «Социальные данные», «Общие сведения об учащихся» заполняются в начале учебного года. Сведения о педагогах, работающих с классом, являются как бы визитной карточкой. Указывается их численный состав, уровень образования, квалификационная категория. Информация об учащихся включает в себя число мальчиков/девочек, год рождения, наличие сирот и опекаемых. Заключают страницу краткие сведения о родителях (возраст, образование). Подробно (либо с использованием условных знаков) заполняются сведения о семейной ситуации развития.

Страницы «Готовности к обучению в школе» заполняют учитель и психолог. Каждый рассматривает вопросы готовности со своей точки зрения. Учитель отмечает готовность, исходя из наблюдений за ребенком и отдельных уточняющих собеседований. Психолог заполняет страницу по результатам первичной психодиагностики (к примеру, используя психодиагностический комплекс Л. Переслени). На заметку берутся тревожные, утомляемые, правополушарные и недостаточно готовые к обучению дети.

Страница биологической зрелости заполняется в сотрудничестве с медицинскими работниками. Учитывается темп роста, пропорции тела (Филиппинский тест), зубная зрелость детей. По результатам обследования делается вывод о биологической зрелости первоклассников, и записываются рекомендации по сопровождению биологически незрелых детей. В коррекционной школе данную страницу можно упускать, так как возраст детей, приходящих в первый класс, значительно превышает семь лет.

Сведения о развитии речи первоклассников вносит школьный логопед.

На мой взгляд, вся эта информация поможет осознанно подойти к организации периода адаптации и получить первые сведения о детях, требующих особого внимания.

Во второй части «Дневника» находятся страницы, заполнение которых позволяет оценить успешность прохождения адаптации. Основными способами получения психологической информации являются психологические тесты и опросы, наблюдения за поведением детей в разных видах деятельности. Сюда я отношу следующие страницы: «Социально-психологическая адаптация детей к школе», «Оценка учебной мотивации», «Уровень психологической комфортности», «Состояние межличностных отношений».

Учитель и воспитатель заполняют страницы «Социально-психологической адаптации детей к школе», используя «Схемы экспертной оценки адаптации первоклассников», разработанные РЦНО КемГУ. Сложение баллов дает возможность определить зону адаптации каждого ребенка. Возможен простой анализ прохождения ребенком адаптации по предложенным на странице критериям. Учитель оценивает по четырем критериям: «Эффективность учебной деятельности», «Усвоение школьных норм поведения», «Успешность социальных контактов», «Эмоциональное благополучие». Каждый критерий включает в себя до двух шкал, которые оцениваются от 0 до 5 баллов. Сумма баллов свыше 22 предполагает зону адаптации, от 15 до 21 – зону неполной адаптации и от 0 до 14 – зону дезадаптации. Воспитатель (родитель) оценивает со своей стороны. Баллы ставятся за успешность в учебной деятельности, самостоятельность, степень усилий, прилагаемых ребенком для выполнения требований школы. Кроме того, оценивается настроение ребенка, взаимоотношения с одноклассниками, дается оценка общей адаптированности. В зону адаптации попадают дети, получившие от 19 до 30 баллов, в зону неполной адаптации – от 14 до 18 баллов, в зону дезадаптации – от 0 до 13 баллов.

Во второй четверти проводится психодиагностическое обследование учащихся с помощью методики В.Кореневской «Лесная сказка». Результаты вносятся в таблицу «Уровень психологической комфортности детей». Удобнее всего это сделать с помощью цветограммы. Цвет по горизонтали обратит внимание на ребенка, испытывающего затруднения в адаптации, а по вертикали подскажет проблему педагога. Возможно использование других методик, направленных на оценку психологической комфортности первоклассников. При использовании других методик необходимо корректировать таблицы с критериями.              

В связи с тем, что с классом в школе-интернате работают учитель и воспитатель, страницы отведены на каждого. Это дает возможность отследить эмоциональное благополучие детей во взаимоотношениях и с учителем, и с воспитателем.

Для оценки состояния межличностных отношений используется социометрический опрос (методика «Три открытки»). По результатам опроса оформляется социограмма. Треугольниками обозначаются мальчики, кружочками – девочки. Всесторонний анализ статуса каждого ученика складывается из количества:

  1. сделанных выборов;
  2. полученных выборов;
  3. взаимных выборов;
  4. полученных отклонений;
  5. сделанных отклонений;
  6. взаимных отклонений.

Обобщенная картина состояния межличностных взаимоотношений характеризуется показателем УБВ (уровнем благополучия взаимоотношений), индексом изоляции (процентом изолированных в группе) и коэффициентом взаимовыборов (процентом взаимовыборов от общего числа).

Для заполнения страницы «Учебная мотивация» возможно использование анкеты «Расскажи о школе» Н. Лускановой. По результатам обследования будут выявлены учащиеся с низкой учебной мотивацией.

Завершает вторую часть страница для записи и рекомендаций специалистов.

Для отслеживания динамики мотивации к учению, комфортности, состояния межличностных отношений «Дневник» содержит дополнительные страницы. Мониторинг проводит педагог-психолог. Учитель и воспитатель в конце учебного года делают повторный анализ прохождения детьми социально-психологической адаптации.

Вся собранная информация дает возможность держать в поле зрения детей группы риска и вовремя оказывать психолого-педагогическую поддержку. Кроме того, результаты мониторинга отражают эффективность проведенной работы.

Завершается «Дневник» страницей для записи и рекомендаций специалистов по результатам мониторинга и анализом учителя (совместно с воспитателем) процесса адаптации обучающихся своего класса. Анализ включает цель, задачи, направления и формы работы. Педагогами дается оценка эффективности оказанной помощи, делаются выводы и планируются пути дальнейшего решения выявленных проблем.

«Дневник психолого-педагогического сопровождения учащихся первых классов в период адаптации» опробован в работе с первыми классами не только коррекционной школы, но и общеобразовательной. Он стал непременным помощником в работе.