Урок чтения «М.М. Пришвин. "Выскочка"»

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • обогащать читательский опыт учащихся;
  • учить определять главную мысль произведения, объяснять заглавие (заглавие – имя героя);
  • формировать умение работать с текстом (анализ сюжета, составление блок-схем);
  •  развивать читательскую зоркость и речь детей;
  • осуществлять нравственно-этическое воспитание через такие понятия, как «воспитанность и вежливость» и «наглость и воровство»;
  • способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения.

Ход урока

1. Организационный момент.

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам Вас сегодня встречать.
Начнем же урок, не будем время терять.

Учитель: Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

С чего мы начинаем урок чтения? (с разминки, с проверки дом. задания)

2. Разминка. Слайд 1.

Тра-та-та-та-та-та-та тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля

Научись читать трудные слова. Слайд 2.

Бью-бью-Бьюшка

вью-вью-Вьюшка

Мно-мгно-мгновеньишко

Скороговорка. Слайд 3

Три сороки – тараторки тараторили на горке.

3. Проверка дом. задания.

Разноуровневые задания. Слайд 4

У-1

- С каким произведением вы работали дома? Какой модели оно соответствует? Почему?

- А кто выполнил задание 2 в тетради? Как объяснили слово – лира?

- Кто написал отзыв о прочитанном рассказе?

У-2. Отзыв о прочитанном произведении по плану. Слайд 5.

  1. Название произведения
  2. Жанр произведения
  3. Время действия
  4. Место действия
  5. Герои (персонажи) произведения
  6. Краткое содержание
  7. Отношение к прочитанному

- Кто попытался написать свое сочинение о подвиге животного?

У-3. Творческая работа. Сочинение о подвиге животного.

- Предлагаю прокомментировать ответы товарищей и оценить их.

4. Актуализация знаний.

- А сейчас я хочу посмотреть, умеете ли вы слышать и определять произведение по его отрывку.

Игра : «Послушай – узнай – назови». Слайд 6.

  • В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она конечно, пустила их вперед. Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. «Ребята и утята»
  • Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. «Золотой луг»
  • Моя охота была и тогда и теперь в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался. «Моя Родина»
  • Мы недолго прошли. Кента стала. Я обошел куст. В этот раз Кента нажала с первого слова. Тогда с треском вылетел не черный петух, а серая матка. «Двойной след»

- Почему последний прямоугольник пока пуст? Что можно предположить?

(Что сегодня мы познакомимся с новым произведением М. М. Пришвина.)

- Какие цели вы перед собой поставите?

(Узнать о чем это произведение и понять замысел автора.)

- А чтобы узнать название этого произведения, предлагаю открыть учебник на стр.126.

5. Сообщение темы урока. Слайд 7.

- Как вы понимаете такое название?

- А вот почему же автор так назвал свое произведение, мы узнаем, прочитав его.

6. Ознакомительное чтение.

- При чтении отметьте слова, которые окажутся непонятными.

7. Физминутка. Отдых для глаз.

- Посмотрите на кончик носа, вдаль, влево, вправо, вверх, вниз, выписывание глазами вертикальной и горизонтальной восьмерки.

8. Беседа по выявлению первичного восприятия. Комментирование заглавия. Высказывание своих суждений об отношении автора к Выскочке.

- Понравилось ли вам это произведение?

- К какому жанру оно относится? Почему?

- Какой это рассказ веселый или грустный?

- Почему он так назван?

- Кто из героев вам понравился больше всего? Почему?

- От чьего имени ведется рассказ?

9. Словарная работа. Слайд 8.

-Что означает выражение «поступок дуром»?

- Что значит срамить кого – либо?

- Почему другие сороки стали срамить Выскочку?

- Встретились ли другие непонятные слова или выражения?

10. Аналитическое чтение по частям.

- А сейчас мы разделим текст на смысловые части и постараемся выразить главную мысль каждой части.

- Найдите и прочтите, что рассказывает автор о собаке Вьюшке.

- О чем говорится во второй части? (О встрече Вьюшки с сороками)

- Чем похожи все сороки? (Они воровки)

- Как вы думаете, сороки были старые, мудрые или молодые, неловкие? Найдите ответ в тексте.

- Как автор описывает диалог Выскочки с другими сороками? (Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля)

- Как можно озаглавить вторую часть? (Встреча Вьюшки с сороками. Выскочка среди стаи сорок.)

- Как развиваются события в третьей части рассказа? Какой эпизод соответствует рисунку на стр. 127?

- Прочтите четвертую часть и разгадайте замысел автора. ( Автор смеется над Вьюшкой)

-Как автор называет сороку после случившегося?

- Из содержания последней части вы сможете ответить на вопрос: «За что же остальные сороки осуждали Выскочку?»

- С чем сравнивает автор хвост сороки?

- А знаете ли вы, что сороки обитают в кустах? И длинный хвост служит ей рулем, как у корабля, чтобы маневрировать между ветвями кустов.

А теперь немного отдохнем. Физминутка.

В лесу светло, все птицы летают давно.
Лишь сорока – хитрая воровка, затаилась у куста,
И стрекочет: Тра-та-та-та-та-та-та!
А потом все скок – да – скок за кусток.

11. Работа в группах. Моделирование (блок-схемы). Дифференцированная работа.

- А теперь я предлагаю поработать в группах и составить модель сюжета этого произведения, т. е. заполнить блок-схемы, выстроив последовательно цепочку событий, описанных в рассказе. Цветные жетоны помогут вам найти группу и задание.
Условные обозначения на экране. Слайд 9.

У-1- дополнить Рисунок 1

Рисунок 1

У-2 – найти ошибки и исправить их Рисунок 2

Рисунок 2

У-3 – заполнить. Рисунок 3

Рисунок 3

12. Проверка. Слайд 10.

Докладчики от каждой группы защищают свои схемы, соотнеся их с образцом.

13. Самостоятельная работа в Т2.

У-1 – «Прочти пословицу» (карточка). Приложение 2.

У-2 – задание 1 стр.38

У-3 – задания 1, 4 стр. 38.

Проверка.

- Какую пословицу прочли? Какую нашли в тексте? Как понимаете смысл этой пословицы?

14. Домашнее задание (на выбор). Слайд 11.

а) Подготовить пересказ «Выскочки» по плану.

б) Найти пословицы о хитрости, ловкости и сообразительности. Сочинить загадки о сороке, собаке.

в) Выполнить задания в Т с. 37-38.

15. Итог.

А.П.Чехов отзывался о произведениях Пришвина так: «Ничего от него не скроется, все-то он заметит: и причудливые корни деревьев, и нежный цветок и травинку…»

- А что удивительного заметил наш автор в поведении животных? И зачем историю с Выскочкой он предлагает прочесть нам?

(Он позволяет посмеяться своим читателям над участью сороки и в то же время предлагает задуматься, чтобы не попасть в аналогичную ситуацию).

16. Рефлексия.

- С помощью предлагаемых знаков, предлагаю выразить свое отношение к прочитанному произведению:

! – Если вы все поняли и постараетесь не оказаться в подобной ситуации.

- Если рассказ вас просто повеселил.

? – Если произведение заставило вас задуматься над своим поведением.

Приложение 1