Задачи:
- обогащать читательский опыт учащихся;
- учить определять главную мысль произведения, объяснять заглавие (заглавие – имя героя);
- формировать умение работать с текстом (анализ сюжета, составление блок-схем);
- развивать читательскую зоркость и речь детей;
- осуществлять нравственно-этическое воспитание через такие понятия, как «воспитанность и вежливость» и «наглость и воровство»;
- способствовать совершенствованию навыков выразительного чтения.
Ход урока
1. Организационный момент.
Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,
Возможно, есть классы и лучше, и краше,
Но пусть в нашем классе Вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам Вас сегодня встречать.
Начнем же урок, не будем время терять.
Учитель: Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
С чего мы начинаем урок чтения? (с разминки, с проверки дом. задания)
2. Разминка. Слайд 1.
Тра-та-та-та-та-та-та тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля
Научись читать трудные слова. Слайд 2.
Бью-бью-Бьюшка
вью-вью-Вьюшка
Мно-мгно-мгновеньишко
Скороговорка. Слайд 3
Три сороки – тараторки тараторили на горке.
3. Проверка дом. задания.
Разноуровневые задания. Слайд 4
У-1
- С каким произведением вы работали дома? Какой модели оно соответствует? Почему?
- А кто выполнил задание 2 в тетради? Как объяснили слово – лира?
- Кто написал отзыв о прочитанном рассказе?
У-2. Отзыв о прочитанном произведении по плану. Слайд 5.
- Название произведения
- Жанр произведения
- Время действия
- Место действия
- Герои (персонажи) произведения
- Краткое содержание
- Отношение к прочитанному
- Кто попытался написать свое сочинение о подвиге животного?
У-3. Творческая работа. Сочинение о подвиге животного.
- Предлагаю прокомментировать ответы товарищей и оценить их.
4. Актуализация знаний.
- А сейчас я хочу посмотреть, умеете ли вы слышать и определять произведение по его отрывку.
Игра : «Послушай – узнай – назови». Слайд 6.
- В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она конечно, пустила их вперед. Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. «Ребята и утята»
- Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. «Золотой луг»
- Моя охота была и тогда и теперь в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался. «Моя Родина»
- Мы недолго прошли. Кента стала. Я обошел куст. В этот раз Кента нажала с первого слова. Тогда с треском вылетел не черный петух, а серая матка. «Двойной след»
- Почему последний прямоугольник пока пуст? Что можно предположить?
(Что сегодня мы познакомимся с новым произведением М. М. Пришвина.)
- Какие цели вы перед собой поставите?
(Узнать о чем это произведение и понять замысел автора.)
- А чтобы узнать название этого произведения, предлагаю открыть учебник на стр.126.
5. Сообщение темы урока. Слайд 7.
- Как вы понимаете такое название?
- А вот почему же автор так назвал свое произведение, мы узнаем, прочитав его.
6. Ознакомительное чтение.
- При чтении отметьте слова, которые окажутся непонятными.
7. Физминутка. Отдых для глаз.
- Посмотрите на кончик носа, вдаль, влево, вправо, вверх, вниз, выписывание глазами вертикальной и горизонтальной восьмерки.
8. Беседа по выявлению первичного восприятия. Комментирование заглавия. Высказывание своих суждений об отношении автора к Выскочке.
- Понравилось ли вам это произведение?
- К какому жанру оно относится? Почему?
- Какой это рассказ веселый или грустный?
- Почему он так назван?
- Кто из героев вам понравился больше всего? Почему?
- От чьего имени ведется рассказ?
9. Словарная работа. Слайд 8.
-Что означает выражение «поступок дуром»?
- Что значит срамить кого – либо?
- Почему другие сороки стали срамить Выскочку?
- Встретились ли другие непонятные слова или выражения?
10. Аналитическое чтение по частям.
- А сейчас мы разделим текст на смысловые части и постараемся выразить главную мысль каждой части.
- Найдите и прочтите, что рассказывает автор о собаке Вьюшке.
- О чем говорится во второй части? (О встрече Вьюшки с сороками)
- Чем похожи все сороки? (Они воровки)
- Как вы думаете, сороки были старые, мудрые или молодые, неловкие? Найдите ответ в тексте.
- Как автор описывает диалог Выскочки с другими сороками? (Тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля)
- Как можно озаглавить вторую часть? (Встреча Вьюшки с сороками. Выскочка среди стаи сорок.)
- Как развиваются события в третьей части рассказа? Какой эпизод соответствует рисунку на стр. 127?
- Прочтите четвертую часть и разгадайте замысел автора. ( Автор смеется над Вьюшкой)
-Как автор называет сороку после случившегося?
- Из содержания последней части вы сможете ответить на вопрос: «За что же остальные сороки осуждали Выскочку?»
- С чем сравнивает автор хвост сороки?
- А знаете ли вы, что сороки обитают в кустах? И длинный хвост служит ей рулем, как у корабля, чтобы маневрировать между ветвями кустов.
А теперь немного отдохнем. Физминутка.
В лесу светло, все птицы летают давно.
Лишь сорока – хитрая воровка, затаилась у куста,
И стрекочет: Тра-та-та-та-та-та-та!
А потом все скок – да – скок за кусток.
11. Работа в группах. Моделирование (блок-схемы). Дифференцированная работа.
- А теперь я предлагаю поработать в группах и составить модель сюжета этого произведения, т. е. заполнить блок-схемы, выстроив последовательно цепочку событий, описанных в рассказе. Цветные жетоны помогут вам найти группу и задание.
Условные обозначения на экране. Слайд 9.
У-1- дополнить Рисунок 1
Рисунок 1
У-2 – найти ошибки и исправить их Рисунок 2
Рисунок 2
У-3 – заполнить. Рисунок 3
Рисунок 3
12. Проверка. Слайд 10.
Докладчики от каждой группы защищают свои схемы, соотнеся их с образцом.
13. Самостоятельная работа в Т2.
У-1 – «Прочти пословицу» (карточка). Приложение 2.
У-2 – задание 1 стр.38
У-3 – задания 1, 4 стр. 38.
Проверка.
- Какую пословицу прочли? Какую нашли в тексте? Как понимаете смысл этой пословицы?
14. Домашнее задание (на выбор). Слайд 11.
а) Подготовить пересказ «Выскочки» по плану.
б) Найти пословицы о хитрости, ловкости и сообразительности. Сочинить загадки о сороке, собаке.
в) Выполнить задания в Т с. 37-38.
15. Итог.
А.П.Чехов отзывался о произведениях Пришвина так: «Ничего от него не скроется, все-то он заметит: и причудливые корни деревьев, и нежный цветок и травинку…»
- А что удивительного заметил наш автор в поведении животных? И зачем историю с Выскочкой он предлагает прочесть нам?
(Он позволяет посмеяться своим читателям над участью сороки и в то же время предлагает задуматься, чтобы не попасть в аналогичную ситуацию).
16. Рефлексия.
- С помощью предлагаемых знаков, предлагаю выразить свое отношение к прочитанному произведению:
! – Если вы все поняли и постараетесь не оказаться в подобной ситуации.
- Если рассказ вас просто повеселил.
? – Если произведение заставило вас задуматься над своим поведением.