Цели урока:
- познакомить с составом народного оркестра, с тембрами народных инструментов;
- учить внимательно слушать музыкальные произведения от начала до конца, воспринимать музыку, проникаться её эмоциональным содержанием, делать посильный разбор произведения;
- формировать навыки исполнительских приёмов на простейших музыкальных инструментах;
- побуждать интерес к инструментальному творчеству и музицированию в оркестре;
- воспитывать чувство единения, любовь к музыке.
Оборудование:
- Изображение инструментов симфонического оркестра (с обратной стороны доски)
- Мультимедийное оборудование
- Музыкальные инструменты: баян, гармонь, балалайка, домра, шумовые.
- Словарь эмоциональных терминов.
- Подарок на каждого «чудо – остров».
- Гр. записи:
- Приветствие.
- «Светит месяц», р.н.п.;
- «Калинка», р.н.п.;
- «Во поле берёза стояла», р.н.п.;
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Музыкальное приветствие.
2. Слово учителя.
- Музыка – волшебная страна
Пусть тебе откроется она!
Обо всём, что слышишь ты вокруг.
Музыка тебе расскажет, друг!
ІІ Основная часть урока.
1. Вступительное слово учителя.
- Ребята, сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие на один волшебный остров. Сели все поудобнее, итак, в путь.
- А вот вдалеке уже виднеется этот остров. Интересно, кто же живёт на нем?
Заглянем туда?
- Давайте заглянем.
- Ребята! Посмотрите, какое необычайное чудо – дерево растёт на этом острове. Давайте рассмотрим его повнимательнее. Плоды какие – то интересные растут на нем, фрукты это или овощи, понять никак не могу?
2. Работа с загадками.
- Точно! Это же музыкальные инструменты! Давайте рассмотрим их повнимательнее.
- Ребята, а вы сможете угадать о каком инструменте я буду вам говорить?
- Давайте попробуем:
В руки ты её возьмёшь;
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
(Гармонь, баян)
Несколько слов об этих инструментах.
А это что за инструмент? Угадаете?
Ой, звенит она, звенит!
Всех игрою веселит
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны.
(Балалайка, домра)
- Молодцы! Хорошо справляетесь! А сейчас послушайте ещё одну загадку:
Очень весело поёт,
Если дунете в неё,
Вы все в неё играете
И сразу отгадаете.
(Дудочка, рожок, жалейка)
Несколько слов об этих инструментах.
- Ребята, а может кто то из вас знает, к какому виду музыкальных инструментов все они относятся?
- Правильно! Конечно же все эти инструменты входят в состав народного оркестра.
Несколько слов о народном оркестре.
- Ребята, а как вы думаете, когда эти инструменты заиграют, то что мы услышим?
- Правильно, мы услышим звук. А хотите послушать как они звучат?
- Сядьте все как слушатели. Мы послушаем с вами в исполнении этих инструментов русскую народную песню «Светит месяц». Слушайте внимательно, а потом мне расскажете звуки каких инструментов вы услышали.
3. Слушание р.н.п. «Светит месяц».
4. Беседа по прослушанному.
- Звуки каких музыкальных инструментов вы услышали?
- Понравилась ли вам музыка? А чем она вам понравилась?
- Какое настроение вызвала у вас эта музыка?
- Ребята, а вы хотели бы стать участниками такого вот инструментального народного оркестра?
- Хорошо, ребята вы сегодня станете участниками, т.е. исполнителями народного оркестра, но если только отгадаете несколько загадок. Вы согласны?
- Итак, слушаем загадку:
Внутри пустой, голос густой
Сам молчит, бьют, ворчит.
(Барабан)
Несколько слов об этом инструменте.
- Слушаем следующую загадку:
Каким инструментом можно и щи хлебать, и музыку играть? (Ложки)
Несколько слов об этом инструменте.
- Ребята, а когда мы играем на барабане, на ложках, то что мы слышим?
- Да, правильно, мы слышим шум, и поэтому эти инструменты называют – шумовые. К шумовым инструментам так же относятся и трещётки, и маракасы, и колокольчики.
Все эти инструменты так же входят в состав народного оркестра.
- Итак, у нас есть все необходимые инструменты и мы сейчас попробуем подыграть народному оркестру русскую народную песню «Калинка».
5. Исполнение в ансамбле с учителем р.н.п. «Калинка».
6. Беседа.
- Ну, что, понравилось вам быть исполнителями народного оркестра?
- А каким стало ваше настроение?
Эх, оркестр народный,
Раздольно – хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую,
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
То он плачет,
То хохочет –
С нами делает,
Что хочет.
- Вот такое замечательное стихотворение сочинил про народный оркестр Леонид Яковлев.
- «То он плачет, то хохочет…» Как вы понимаете эти слова?
- Так, значит народный оркестр исполняет музыку разного характера: и весёлую, задорную, и грустную, и спокойную, хороводную.
- Наши девочки для праздника готовили хоровод под музыку р.н.п. «Во поле берёза стояла». Давайте попросим их, чтобы они показали нам своё выступление, а мы с вами подпоём им и подыграем с помощью инструментов, которые у вас на столах. Согласны?
- Итак, приготовились.
7. Исполнение в ансамбле с учителем р.н.п. «Во поле берёза стояла».
8. Беседа.
- Ну как, понравилось вам?
- Да, ребята, как же хорошо нам на этом чудо-острове, но всё таки пора возвращаться домой. А чтобы путь домой был удачным, чтобы по пути нам не встретились пираты, мы должны выполнить небольшое задание. На дереве растут музыкальные инструменты, а вы ничего такого не заметили?
- Правильно здесь растут не только инструменты, входящие в состав народного оркестра, но и инструменты симфонического оркестра.
- Так вот задание следующее: мы должны отправить каждый инструмент в свой оркестр.
- Молодцы, ребята, вы успешно справились с заданием, и вот мы дома.
ІІІ. Итог урока.
- Скажите, вам понравилось сегодняшнее путешествие? А чем оно вам понравилось?
- Что вам запомнилось больше всего?
(Отметить детей.)
Весь урок мы пели и плясали,
И от счастия кружится голова,
Потому что каждый понимает,
Рядом с нами музыка была.
Пусть музыка повсюду путь нам открывает,
Ни капли грусти и фальшивых нот,
А только радостный, уверенный аккорд.
Пусть вечно длится музыки урок!
- На этом наш урок окончен, всем спасибо за работу!
(Вручение подарков.)