Одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Необходимо будет создать как специальную систему поддержки сформировавшихся талантливых школьников, так и общую среду для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят.
В рамках этого направления целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивать возможность самореализации учащимся каждой общеобразовательной школы. Для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, различного рода ученических конференций и семинаров, отработать механизмы учета индивидуальных достижений учащихся.
Работа с одаренными детьми требует глубокого понимания природы «одаренности». «Одаренный ребенок» - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Психолог Б.М.Теплов понятие «одаренность» трактует как обеспечение успешности в какой-либо деятельности не отдельной способностью, а своеобразным их сочетанием, которые характеризует личность.
Такое понимание одаренности требует целостного подхода к обучению, воспитанию, развитию, т.к. одарен не сам по себе ум человека, а одарена его личность.
Необходимо учитывать и тот факт, что развитие одаренности происходит не только в системе обучения и воспитания, но имеет свои собственные закономерности, свою внутреннюю логику, определяющие индивидуальность. Одаренная личность наделена собственной познавательной потребностью (характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной или какой-либо творческой деятельности).
Отсюда вытекают необходимые условия работы с одаренными детьми:
- сохранение индивидуальности;
- поддержка собственной познавательной потребности;
- знание психологических особенностей «одаренных».
Программа «Одаренные дети» реализуется в двух направлениях.
- Создание общих условий для раскрытия задатков и развития способностей всех учащихся в рамках концепции школы (сохранение индивидуальности, личностный подход в образовании, развитие творческих способностей средствами искусства на уроках и внеклассной деятельности).
- Создание индивидуальных условий для развития способностей детей с выращенной собственной познавательной потребностью в какой-либо области.
Организации работы с одаренными детьми имеет следующее содержание:
- Психолого-педагогический анализ развития учащихся школы
- Выявление одаренных и талантливых детей
- анализ особых успехов и достижений ученика;
- создание банка данных по талантливым и одаренным детям;
- диагностика потенциальных возможностей детей с использованием ресурсов
- Помощь одаренным учащимся в самореализации их творческой направленности:
- внедрение элементов и систем развивающего обучения;
- дифференцированная и индивидуальная работа с одаренными детьми;
- внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
- создание для ученика ситуации успеха и уверенности;
- индивидуальная работа с одаренными детьми через систему факультативов и индивидуальных занятий;
- реализация программ раннего обучения иностранному языку;
- создание разноуровневых классов в старшем звене (10 – 11 кл.);
- организация научно-исследовательской деятельности;
- организация и участие в интеллектуальных играх, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
- Организация воспитательного процесса и системы дополнительного образования в работе с одаренными детьми:
- создание условий в школьной системе воспитания для социальной адаптации одаренных детей (Совет класса, творческие дни, внеклассная работа и т.д.);
- психолого-педагогическая поддержка одаренных детей;
- создание системы стимулирования и поощрения учащихся:
- отмечать наиболее интересные работы участников конкурсов, олимпиад, фестивалей (грамоты, премии, награды);
- организация туристических поездок для расширения кругозора одаренных детей;
- активизация разносторонней работы с одаренными детьми через систему дополнительного образования (кружки, секции, творческие коллективы);
- ведение «Дневников успеха» (для фиксирования достижений учащихся).
- Работа с родителями одаренных детей
- Психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка.
- Совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей.
- Поддержка и поощрение родителей одаренных детей.
В школе должно сформироваться стойкое убеждение, что широкий диапазон включенности ребенка в творческую деятельность обеспечивает его благополучное развитие. Для этого в учебные планы включаются программы факультативных кружков по углубленному изучению предметов и соответственно, увеличивается из года в год % вовлеченности детей в работу факультативов. Они дают возможность учащимся опробовать себя в различных сферах деятельности, служат наиболее полному раскрытию потенциальных возможностей каждого ученика.
Обязательным условием формирования у ребенка чувства успешности – обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях.
Одной из форм организации внеклассной работы по предметным областям, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные декады. (Неделя науки, Неделя Экологии и т.д.). В ходе предметных декад учащиеся каждого класса принимают участие в различных творческих конкурсах, турнирах, олимпиадах, тематических праздниках.
Одной из приоритетных форм развития детской одаренности является участие в исследовательской деятельности, которая обеспечивает более высокий уровень системности знания.
Научно-практические конференции стали так же приоритетной формой реализации возможностей детей и педагогов, цель которых - развитие и поддержка детей, способных к научно-исследовательской деятельности, углублению знаний и профессиональной ориентации.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
- взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи и поддержки;
- учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения;
- учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.
Учитель должен быть:
- увлечен своим делом;
- способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
- профессионально грамотным;
- интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
- проводником передовых педагогических технологий;
- психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса.
В рамках программы «Одаренные дети» предлагается выявлять и развивать природные задатки детей на всех ступенях их воспитания, обеспечивать детям условия, способствующие максимальному раскрытию их потенциала возможностей.
Планируется создать государственную систему выявления одаренности с раннего возраста и оказания адресной поддержки каждому одаренному ребенку, разработку индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом творческих и интеллектуальных способностей ребенка. При этом система выявления и поддержки молодых талантов должна охватить всех детей России, включая детей, проживающих в сельской местности.