Программа по обучению народной глиняной игрушки

Разделы: Начальная школа


Потребность общества в личности нового типа – всесторонне развитой, творчески активной и свободно мыслящей, будет возрастать по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Реализация такого направления в образовании требует обращения к общеразвивающему обучению.

В такой системе заметное место может, занять трудовое обучении. Лежащая в его основе предметно-практическая деятельность, по своему психолого-педагогическому механизму обладает наиболее заметным среди других учебных дисциплин развивающим потенциалом, особенно к детям с интеллектуальным нарушением младшего школьного возраста. Ручной труд является эффективным средством для развития интеллекта и психике ребенка. Современные подходы к образованию детей с нарушениями интеллекта предполагают использование новых образовательных форм и методов обучения, позволяющих эффективно решать вопросы воспитания и развития, социальной адаптации учащихся

Ныне, практически каждый автор вновь создаваемых и обновляемых программ по трудовому обучению, считаю своим долгом упомянуть о большом значении ручного труда для общего развития личности ребенка. Более близкое и обстоятельное знакомство с рядом таких материалов позволяет обнаружить, что часто их создатели имеют в виду именно автоматическое, само собой разумеющееся воздействии практического труда на личность ребенка. Однако, простая организация практической моторной деятельности ребенка не ведет к общеинтеллектуальному развитию ребенка. Деятельность ребенка должна объективно соединять в себе ощущения или практические действия с решением новых для него вопросов, с интеллектуальным напряжением - только тогда можно говорить о том, что развитие руки помогает развитию разума и формированию чувств. И особенно роль в этом играет занятия с глиной.

Вот почему данная тема меня заинтересовала, так как работаю с детьми имеющие нарушения в развитии, отстающие от своих сверстников.

Занятия с глиной – лепка, разминание, работа на гончарном круге и т.д. – как метод коррекционной работы по степени эффективности не имеет себе равных.

Определенная силовая нагрузка на руку и необходимость продолжительное время в процессе лепки совершать мелко-моторные движения значительно укрепляют мышечный тонус рук, развивают мелкую пальцевую моторику, тактильную чувствительность, улучшают координацию движений. Это способствует дополнительному воздействию на центры, возбуждающие кору головного мозга, и образованию новых ассоциативных связей. Дети получают удовольствие от работы с глиной, совмещая полезное с приятным.

В работе с глиной заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания, а также для общего развития детей с нарушениями интеллекта. Лепка является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности - важного фактора в общем развитии ребенка. Лепить – это значит изучать в пространстве, в объеме, с нескольких точек зрения, координировать движения руки со зрительным восприятием объекта, тренировать руки и глаза.

Цель и задачи программы

Цель программы: развитие творческих способностей, воспитание эстетического и художественного вкуса, а также общее развитие детей с нарушениями интеллекта через приобщение к художественной лепке на основе народных традиций. Для достижения данной цели в процессе обучения необходимо решать следующие задачи:

  • формирование духовных качеств личности, предполагающих устойчивое функционирование эстетического мышления на основе развития творческой активности;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности;
  • воспитание положительных качеств личности и исправление недостатков физического развития;
  • формирование основ политехнических знаний и умений по элементам техники, технологии ручной обработки материалов, материаловедению, основам экономических знаний, первоначальное знакомство с миром профессий.
  • расширение общекультурного кругозора.

К концу года ребенок может:

  • различать и называть виды работы с глиной, последовательность лепки определенной фигуры (коня, барышня, медведь и т.д.), приемы лепки (скатывание, раскатывание, оттягивание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, заглаживание и т.д.);
  • выделять средства выразительности, которые использует народный мастер;
  • лепить из глины декоративные изделия;
  • расписывать глиняные изделия;
  • устанавливать взаимосвязь народного искусства и окружающей действительности.

Исходя, из поставленных задач мы разработали программу по обучению народной глиняной игрушке в 4-х классах. Факультативные занятия по лепке проводятся с сентября месяца. Тема всего цикла факультативных занятий «Народные глиняные игрушки» отвечает всем требованиям, предъявляемым к трудовой деятельности учащихся в специальном (коррекционном) 4 классе: доступность, дидактическая и коррекционная значимость, возможность организация обучение по группам и т.д.

Трудовая группа формируется с учетом интересов и склонностей, учащихся к данному виду деятельности. В нее входят, прежде всего, школьники, требующие особого внимания педагога с точки зрения коррекции психических и физических недостатков.

При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного материала и постепенности ввода нового, а также знания, полученные на уроках рисования, труда, естествознания. А также разработаны технологические карты (см. приложение) для зрительного восприятия и улучшения качества изготовления.

Обучение по программе «Народная глиняная игрушка» в 4 классе предусматривает несколько этапов.

Первый этап – исследовательский (пропедевтический). Он включает в себя знакомство с глиной как материалом (с ее физическими свойствами). Этот этап планируется проводить во время летнего провождения детей в летнем лагере. Экскурсией дети с руководителем выезжают на местность. Глина, встречающаяся по составу, что в земных недрах фактически можно найти готовую глиняную смесь, пригодную для изготовления глиняных игрушек. Но такие залежи встречаются очень редко. Найти подходящую глину для лепки можно практически везде. На данном этапе проводится анализ глины из разных районов нашей страны. Некоторые дети могут привезти глину из отпуска.

Второй этап – тренировочный (практическое обучение). Начинается практическое обучение с тренировочных упражнений с глиной, позволяющих дифференцировать уровень развития мелкой пальцевой моторики. Первые изделия представляют собой простые геометрические формы – различные по величине шары, столбики, капельки, жгутики и т.д. Однако это не просто тренировочные образцы, а элементы будущих изделий. Для изготовления одной игрушки необходимо большое количество самых разных по форме элементов.

Этот этап имеет диагностический и коррекционный характер. Изготовление тренировочных образцов позволяет детям со слабо развитой моторикой значительно улучшить тактильную чувствительность, почувствовать пластические свойства глины, научиться работать с ней, обращаться с различными инструментами, изучить основные приемы лепки, подготовиться к выполнению более сложных изделий.

Третий этап – изготовление глиняных игрушек. Это изучение и копирование различных глиняных изделий, народные глиняные игрушки. Изготовление глиняных игрушек под руководством педагога, а также руководствуясь технологическими картами. К концу года дети самостоятельно выполняют задуманную игрушку, сувенир.

Четвертый этап – творческий проект. При правильном построении коррекционно-развивающей работе уровень самостоятельности и самоконтроля учащихся позволяет достаточно эффективно использовать метод проекта.

В создании программы и системы заданий по обучению глиняной игрушке младших школьников использовалась методическая литература Н.М. Конышевой «Лепка в начальных классах», И.Я. Богуславской «Дымковская игрушка», «Бабушкины уроки: народное искусство Русского Севера под редакцией Т.Я. Шпикаловой. При составлении программы также участвовал логопед школы-интерната г.Мирного Тупитан Е.Р., поскольку занятия проводятся в специальном коррекционном классе.

Подбор и тематика изделий, предусмотренных программой, может меняться, в зависимости от заготовленного материала, от умения и навыков младших школьников.

В программе отражены основные виды народной глиняной игрушки:

  • каргопольская игрушка;
  • филимоновская игрушка;
  • тульские куклы;
  • дымковские игрушки.

Программа включает теоретическую и практическую работу. При планировании занятий по изготовлению глиняных игрушек включается в программу экскурсии на выставки декоративно-прикладного искусства, в лаборатории при художественной школе, где знакомимся с муфельными печами и гончарными станками. Также при составлении программы учитывался синтез различных видов народного искусства: приобщение к народному творчеству, рисование, пение, танец и импровизация в игре (Приложение 1).

Исходя, из программы составлен календарно-тематический план факультативного занятия (Приложение 2). Исследовательская работа и заготовка глины была запланирована на лето. Остальные занятия по изготовлению глиняных игрушек на I, II, III, IV четверти в 4 классе.

Каждый вид изобразительной деятельности рассматривает у детей определенные качества. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развиваются мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышлению, глазомера, пространственного мышления. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Лепка - самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащает жизненный опыт ребенка. Чем чаще ребенок занимается лепкой, тем активнее у него развиваются общие и художественные и творческие способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, и у него развиваются конструктивные мысли. Ведь недостаточно просто изобразить человека, нужно сделать так, чтобы он стоял на своих ногах. Требуются большая сообразительность, а мозг, так же как и мускулы, развиваются, когда его тренируют.

Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному способу изображения предметов. Вылепленные предметы являются как бы маленькими копиями настоящих вещей, их можно использовать в игре как заместители окружающих предметов.

Успехи детей на занятиях лепкой во многом зависят от того, какими пластическими материалами они пользуются. Никакие другие виды творчества не дают возможности так осязаемо почувствовать материал, как лепка. Материал, из которого ребенок лепит, должен быть доступен ему по физическим возможностям и приятным для работы.

Глина самый доступный природный материал для занятия лепкой в любом возрасте. Глина целебна, это самый безопасный материал. Практически глина встречается почти во всех местностях, и запасти ее не представляет трудности. Хорошая глина встречается в тех местностях, где имеются гончарные производства. Там глина натриевая, пластичная, хорошо лепится, при сушке и закалке в муфельной печи не лопается, она мелкозернистая, красивого оттенка. Там, где глина кальциевая, гончарные производства не возникали. Эта глина ломается при лепки, недостаточно пластична. При закалке в печи лопается и взрывается. Использовать ее в лепки с детьми можно, но только для вылепливания крупных форм, так как мелкие детали при закалке отваливаются.

Найдя глину, нужно попробовать ее на лепкость. Если смоченный кусок глины растягивается между большим и указательным пальцами, не рвется, то глина пригодна для лепки. Глину хранят в сухом виде. К работе ее готовят за неделю. Куски глины кладут в ведро, заливают водой так, чтобы верхний слой оставался сухим, на следующий день глина размякнет и осядет, а вода накроет ее сверху. Воду нужно слить, а глину оставить на три-четыре дня подсохнуть. После этого глину замешивают, как тесто, и отминают кулаками. Когда она перестает прилипать к рукам, ее отбивают. Скатывают кусок глины в шар и с силой бросают его в таз, затем снова скатывают в шар. Таким образом, отбивают всю глину. Она изменяет свою структуру и становится лепкой. После этого глину переминают, отбивают деревянной калатушкой или раскатывают скалкой, свертывают и снова раскатывают, удаляя из глины пузырьки воздуха. Глин становится однородной и пластичной. Ее снова скатывают в небольшие шары, складывают в двойной полиэтиленовый пакет и туго затягивают. При таком хранении глина готова к лепке в течение месяца.

На занятиях педагог раздает детям шары и покрывает их мокрой тряпочкой, так как глина быстро подсыхает и теряет лепкость.

Объяснение должно быть четкими, немногословными и точными ребята смогли уяснить себе, что им нужно выполнить и как, какими способами, какова последовательность работы. Подробные этапы работы над глиняной игрушкой по методике Н.Б.Халезовой «Лепка в детских учреждениях» представлена в таблице (приложение 3).

Учебное задание №1.

Вид задания: “Знакомство с искусством – народная игрушка”.

Цели:

  • Образовательные: Дать детям целостное представление о народных игрушках как об одной из форм народного декоративного искусства; познакомить с содержание народных игрушек, показать его связь с окружающей природой, растительным и животным миром; с художественными традициями в изготовлении игрушек, в использовании для них материалов (глина, дерево), имеющихся в местах проживания мастеров.
  • Развивающие:Развивать логическое мышление (классификация, суждение, обобщение), память, речь.

Содержание задания:

  1. Просмотр и анализ учащимися народных игрушек разных мастеров( хохлома, филимоновские, тульские, дымковские и др.). Выяснение исходного материала.
  2. Сообщение педагогом исторической справки о возникновении глиняной игрушки.
  3. Педагог предлагает послушать рассказ мастера каргопольской игрушки Семена Ивановича Рябова, по ходу чтения объяснение и демонстрация игрушки, фотографии.
  4. Классификация игрушек по мастеру.
  5. Разбор правильности классификации игрушек, дискуссия между детьми, давшими разные ответы, предложить каждому доказать правильность своего суждения.

Итог: В заключение учитель говорит, что в России есть еще много других мест, где изготавливают игрушки, и всюду на творчество мастеров влияет то, как живут вокруг люди, какая природа их окружает, какой материал для изготовления имеется поблизости. И каждый мастер хочет, чтобы его игрушки радовали тех, кому они попадают в руки.

Учебное задание №2

Вид задания: “Калининские птички” Работа с глиной.

Цели:

  • Образовательные: Формировать умения передавать выразительные особенности калининских декоративных птиц в их форме, позе и украшениями; слепить птицу из целого куска, вытягивая части тела птицы из исходной формы.
  • Развивающие: Развивать пространственное воображение, моторику, комбинаторные способности.

Содержание задания:

  1. Просмотр и сравнение (узоров, формы, росписи) дымковской и калининской игрушки.
  2. Показ с объяснением лепки калининской птицы.
  3. Консультирование во время работы.
  4. Просушивание и роспись изделия.

Итог: выставка фигурок птиц, анализ, отмечаются самые выразительные и завершенные.

Учебное задание №3

Вид задания: “Лепка: Дымковские животные”

Цели:

  • Образовательные: учить передавать в лепке характерные особенности дымковских животных, их позы, лепить ноги и туловище животного из одного куска, голову и шею из другого; продолжать учить детей в процессе лепки сравнивать свою работу с натурой – дымковской игрушкой; использовать стеку для надрезания.
  • Развивающие: развивать мелкие мышцы пальцев рук, произвольное и пропорциональное внимание.

Содержание задания:

  1. Рассматривание различных фигурок дымковских животных, сравнение по признакам, вычленение главных и второстепенных деталей.
  2. Подробное объяснение учителем выполнения фигуры животного, с показом последовательности.
  3. Процесс лепки. Напоминание учителя о том, что игрушки должны получиться похожими на дымковские игрушки, необходимо соблюдать пропорций.
  4. показ педагогом способы лепки дополнительных частей (грива, хвост, рога и др.)
  5. Просушивание и роспись изделия.

Итог задания: в заключении дети ставят своих вылепленных животных рядом с образцом и находят самое похожее. Педагог помогает определить, в чем его сходство с игрушкой.

Учебное задание №4

Вид задания: “Дымковский индюк”

Цели:

  • Образовательные: учить формировать у детей представление о том, что при лепке своих изделия дымковские мастера преображают реальные образы в сказочные образы, декоративные; учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского индюка.
  • Развивающие: развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одного куска, хвост и крылья из отдельных кусков, мелкие детали – гребень, бородку – лепить налепами.

Содержание задания:

  1. Угадывание птицы, которую предстоит, вылепит на данном занятии.
  2. Различие между петухом и индюком.
  3. Рассматривание и анализ образец дымковского индюка, росписи.
  4. Выяснение, из каких частей состоит индюк.
  5. Деление глины на части, для выполнения игрушки. Выполнение.
  6. Просушивание и роспись изделия.

Итог задания: в конце занятия педагог ставит рядом с образцом несколько детских работ и предлагает найти среди них самую похожую на образец. Проводит сравнение в форме шутливого диалога с ее автором.

Учебное задание №5

Вид задания: «Барыня, няня (водоноска)»

Цели:

  • Образовательные: продолжить знакомство детей с творчеством дымковских мастеров, с характерными особенностями содержания и росписи кукол; формировать умения передавать различия в наряде водоноски, няни и барыни;
  • Развивающие: развивать умения делать фигуры кукол выразительными за счет их осанки и деталей одежды; использовать в лепке юбки ленточный способ, голову вместе с туловищем лепить из одного куска.

Содержание задания:

  1. Определение род занятий каждый из представленных учителем фигурок кукол, обратить внимание детей на выразительность фигурок.
  2. для любой куклы необходимо заготовить по три исходные формы: большой цилиндр для юбки, цилиндр поменьше – для головы и туловища и тонкий цилиндр –для рук.
  3. Показ и объяснение приемы лепки каждой из деталей.
  4. Приемом промазывания скрепляем детали кукол.
  5. Изготовление украшений для кукол.
  6. Просушивание и роспись изделия.

Итог задания: в конце занятия поставить вылепленных кукол рядом с образцами и попросить детей найти среди барынь самую важную и гордую, самую нарядную, среди водоносок самую стройную, а среди нянь самую красивую и заботливую (как держит младенца).