Цели урока:
- отработка умений находить безударные гласные в корне слова, подбирать проверочные слова;
- развитие орфографической зоркости, наблюдатель ности и логического мышления;
- развитие интереса к родному языку.
Оборудование:
- плакаты: солнце, облачко, крыша с сосульками, капель, ручьи, слова-кораблики;
- «цветок здоровья» (описание см. ниже);
- тренажер В.Ф. Базарнова для глаз;
- магнитофон, кассета с записью журчащей воды и песни «Солнечная капель»;
- учебник Н.А Чураковой;
- указка с подсветкой (с «паучком»)
Описание некоторого оборудования
«Цветок здоровья»
Цветок здоровья сделан из цветного картона. В нем 7 лепестков: желтый, фиолетовый, синий, красный, коричневый, зеленый, розовый. Середина цветка — оранжевая. На стебле листик светло-зеленого цвета. На каждом лепестке и в середине цветка написана одна из тем занятий, которые проводятся со второклассниками в течение учебного года: «Моя семья». «Думаю», «Как мне милы родные звуки», «Без сигарет в 21 век», «Движение - это жизнь», «Закаляюсь вместе с папой», «Пью и ем», «Лечусь лекарственными травами». С помощью подобных офтальмотренажеров (цветы) развиваются зрительно-моторная реакция, чувство локализации в пространстве, стереоскопическое зрение, различительно-цветовая функция.
Оборудование доски
На уроке используются элементы светотерапии: доска зеленого цвета, записи желтым мелом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.
Тематическое оформление доски
Согласно исследованиям В.Ф. Базарнова тематическое оформление доски способствует улучшению восприятия и запоминания учебного материала. В верхней центральной части доски помещается изображение-крыши. С нее свисают сосульки с капельками, в некоторые из них вписаны буквы. Ниже изображены ручейки, по которым «плывут» слова-кораблики. В левой части доски — солнышко и облачко.
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
1. Формирование психологического настроя на предстоящий урок |
||
Веселый апрель улыбнулся, |
Прослушивают аудиозапись звуков природы (капель, журчание ручья) |
|
2. Отгадывание шарады. Формулирование темы урока и повторение изученного |
||
С буквой Е ты делай в хоре И таланта не таи. Принял горькое лекарство -Делай быстро с буквой И |
Отгадывают шараду: запевай-запивай |
|
Почему глаголы, которые произносятся одинаково, пишутся по-разному? |
Смысловое значение разное (запевать — петь, запивать — пить) |
|
Можно ли эти глаголы считать однокоренными? Почему? |
Нет, так как у них разные корни, пе- и пи- |
|
Кто догадался и может сформулировать тему урока? |
Тема урока «Безударные гласные в корне слова» |
|
Как нужно проверять безударные гласные в корне слова? |
Чтобы правильно обозначать безударные гласные в корне слова, нужно проверять их ударением. Для этого необходимо изменить слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением, например, сосна-сосны, стена-стенка |
|
А теперь вернемся к записи, которая прозвучала в начале урока. Какое настроение она у вас вызвала? Сегодня весна не только за окном, но и у нас в классе |
Радостное настроение... Я услышал веселые звуки весны... |
|
3. Минутка чистописания |
||
Какая буква спрятана в облачке? Учитель переворачивает облачко обратной стороной, на которой написаны сочетания букв а аа |
В облачке спряталась буква а |
|
Найдите закономерность и продолжите написание этой строки. А чтобы красиво писать, давайте разомнем свои пальчики |
Этот пальчик — маленький (массируем мизинчик). Этот пальчик — слабенький (безымянный). Этот пальчик — длинненький (средний). Этот пальчик — сильненький (указательный). Этот пальчик — большачок (большой). А все вместе — кулачок (сжимаем в кулачок) |
|
Учитель проверяет написание букв |
Пишут букву а |
|
4. Словарно-орфографическая работа |
|
|
Тает снег, А по нашим ручейкам бегут кораблики-слова. Предлагает одному из учеников прочитать слови с пропущенными буквами. Разделите слова на 2 группы и запишите в 2 столбика, безударные гласные подчеркните |
Один из учеников читает слова с пропущенными буквами (*прель, б*реза, к*пель, гор*д, м*роз, ул*ца) |
|
Проверка выполненной работы |
Школьники предлагают разные варианты разделения слов на группы. Затем учащиеся берут капельки-буквы с доски и вставляют в слова, обосновывая свой выбор |
|
Что общего у всех этих слов? |
Все они имена существительные, обозначают предмет, неодушевленные, стоят в единственном числе, все с безударными гласными в корне |
|
Найдите слова, в которых звуков меньше, чем букв |
Слова апрель и капель: 6 букв, а звуков 5, потому что буква «ь» не обозначает звука |
|
Что вы можете сказать про эти слова? |
Это слова — рифмы |
|
Составьте двустишие, используя эти слова-рифмы |
Идет апрель, Звенит капель и др. |
|
5. Дыхательная медитация |
|
|
Сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка. Нежный аромат цветка. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе впитывает через поры кожи воздух, а на выдохе воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох. А теперь откройте глаза, встаньте и посмотрите на «цветок здоровья». Какие цвета вы бы взяли, чтобы нарисовать весну? |
Выполняют инструкцию учителя |
|
Слушает ответы школьников |
Ответы детей: «Я бы взяла голубой цвет, чтобы нарисовать небо, ручьи» и т.п. |
|
6. Отработка навыка правописания слов с безударными гласными |
|
|
Учитель пишет на доске предложения с пропущенными буквами: Л*тит скв*рец — в*сны г*нец. Паучок пл*тет паутину. Увидел гр*ча — в*сну встр'чай. Является ли эта группа предложений текстом? |
Нет, так как предложения не связаны по смыслу |
|
Какое предложение лишнее? Почему? Теперь выполняем задание. Те из вас, у кого день рождения весной, пишут предложение о скворце. Те ребята, у кого день рождения в остальные времена года, записывают предложение о граче |
Отвечают на вопрос учителя |
|
А чтобы не сделать ошибок, повторим правило |
Повторяют правило, сформулированное в стихотворной форме: Безударный хитрый гласный: Слышим мы его прекрасно. А в письме какая буква? Здесь поможет вам наука: Гласный ставь под ударенье, Чтоб рассеять все сомненья |
|
Следим за осанкой. Выполняем задание. Проверка выполненной работы |
Снимают капельки-буквы с сенсорного круга и вставляют в слова, доказывая правильность выбранной буквы |
|
Учитель берет указку с подсветкой (с «паучком»). Давайте вместе с «паучком» попутешествуем. Используется тренажер В. Ф. Базарнова. |
Второклассники глазами водят за «паучком» по: — горизонтали, |
|
Посмотрите на кончик носа. Повернитесь к окну и посмотрите на дальнюю березу |
Ученики выполняют инструкции учителя |
|
7. Работа с учебником |
|
|
Выполним упражнение № 420. Вам необходимо записать только те предложения, в которых встречаются слова с пропущенными буквами |
Один из учеников читает задание упражнения |
|
Физкультминутка Нас лучики коснулись, Мы сладко потянулись Показывает упражнения |
Выполняют физические упражнения |
|
Организует проверку упражнения № 420 |
Проверяют выполнение упражнения № 420 |
|
8. Домашнее задание |
|
|
Учитель называет упражнения, которые составляют домашнее задание. Комментарий домашнего задания |
Школьники читают задание и при необходимости задают вопросы учителю |
|
9. Подведение итогов урока |
|
|
Над какой орфограммой мы с вами работали? |
Над безударными гласными в корне слова |
|
Какое правило вы применяли? |
Читают правило в стихотворной форме. Если буква гласная |
|
Выставление оценок. На этом наш урок окончен. Молодцы! |
|
|