Занятие по лексико-грамматическому развитию "Путешествие по временам года"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  1.  Развивать познавательную деятельность.
  2.  Повышать уровень речевой инициативы.
  3.  Закрепить активный и пассивный словарь по теме “Времена года”.
  4.  Формировать зрительный контакт.
  5.  Воспитывать любовь к красоте разных времен года.

Оборудование: игровое поле для игры “Путешествие по временам года”, кубик, четыре фишки, шапочки на каждый месяц, костюм старика-годовика, разрезные картинки для домашнего задания, музыкальное сопровождение (П.И. Чайковский. “Времена года”).

Ход занятия

1. Организационный момент

Ребята мы сегодня с вами отправляемся в путешествие по временам года. Но прежде давайте поздороваемся с гостями. Сегодня на нашем занятии мы посмотрим, как вы научились различать времена года, определять последовательность времен года, месяцев. За каждый правильный ответ я буду давать фишки и в конце занятия подведем итоги.

Итак, мы отправляемся в путешествие.

2. Отгадайте, о каком времени года я говорю, и продолжите ее

а) морозная, холодная... (зима). Лютая, студеная, снежная, вихревая, вьюжная, лютая, студеная, затяжная, продолжительная, бесснежная;

б) ранняя, поздняя, долгожданная... (весна). Холодная, радостная, засушливая, нарядная, ненастная, прохладная, румяная, слякотная, теплая, туманная, холодная, запоздалая, звонкая, чарующая, дождливая, цветущая;

в) жаркое, дождливое... (лето). Солнечное, теплое, холодное, грозовое, горячее, душистое, жгучее, засушливое, погожее, сухое, сырое, обильное, зеленое, урожайное, щедрое, влажное;

г)ранняя, поздняя, унылая... (осень). Грустная, золотая, безлиственная, ветреная, влажная, грязная, морозная, облачная, слякотная, сырая, царственная, хмурая, дождливая, багряная, дивная.

3. Игровой момент

Ведущий.

На первую ступеньку
Встал парень молодой,
К двенадцатой ступеньке
Пришел старик седой.

(Входит старик-годовик.)

Старик-годовик. 12 братьев-месяцев водили хоровод.

12 братьев-месяцев образовали год.

(Старик-годовик вместе с детьми идет по кругу.)

3 месяца вместе – получим сезон.

(Касаясь троих человек, отправляет на стульчики для каждого времени года; дети надевают шапочки для каждого месяца.)

4 сезона – и год завершен.

(Старик-годовик кружится вокруг себя, указывая на четыре времени года.)

4. “Собери картинку”

Ребята, посмотрите, что оставил нам старик-годовик: четыре конверта. А что же в конвертах? Открывает один конверт, в нем разрезные картинки. Как вы думаете, какой конверт, какой команде? Синий цвет – цвет зимы, значит, этот конверт для команды “Зима”. Зеленый цвет – цвет весны, значит, этот конверт для команды “Весна”. Лето цветное, красное, значит, красный конверт – для команды “Лето”. И оранжевый цвет – цвет осени, этот конверт для команды “Осень”. А теперь задание: какая команда соберет быстрее картинку, та команда получит фишки. Какое время года у вас на картинке? Объясните, почему?

5. Игра “Цепочка”

Встаньте последовательно, как идут месяцы в году. Назовите себя.

6. Игра “До, после, между”

Какой первый зимний месяц? (Декабрь.)

Назовите первый месяц в году. (Январь.)

Какой второй месяц весны? (Апрель.)

Какой месяц после мая? (Июнь.)

Какой месяц между августом и октябрем? (Сентябрь.)

Какой месяц перед декабрем? (Ноябрь.)

Какое время года после зимы? (Лето.)

Какое время года между зимой и летом? (Весна.).

7. Физминутка

Мы во двор пошли гулять –

Раз, два, три, четыре, пять (маршируем по кругу).

Мы во двор пришли гулять (остановились, повернулись лицом в круг),

Бабу снежную лепили (имитация лепки снежных комов),

Птичек крошками кормили (левой рукой показать ладонь, правой крошить хлебушек),

С горки мы потом катились (присесть, держась руками сзади о пол, ноги впереди, продвинуться вперед),

А еще в снегу валялись (перекувыркнуться через живот).

Все в снегу домой пришли (вставать, отряхиваясь),

Съели суп и спать легли (производить движения воображаемой ложкой, положить руки под щеку).

8. Чтение стихов о временах года

Давайте вспомним красивое описание в стихах времен года.

9. Игра “Путешествие по временам года”

Чтобы нам вспомнить приметы времен года, нам поможет игра. У каждой команды своя фишка в соответствии с цветом поля по временам года. Первый из команды кидает кубик, считает клетки, передвигая фишку на нужное поле согласно выпавшему числу, и называет примету того года, на которой он оказался. Если участник не называет примету, он пропускает ход. Победителем считается тот, чья команда закончит игру первой.

10. Домашнее задание

Разукрасить картинку времен года.

11. Итог

Все времена года хороши, красивы по-своему. Подведение итогов. Счет фишек.

Правила игры “Путешествие по временам года”

Играть могут от двух до четырех участников. Для игры понадобится кубик и фишки-пуговицы. Ведущий кидает кубик, а тот, чья очередь ходить, передвигает свою фишку согласно выпавшему числу. Участник должен назвать примету того времени года, на котором он оказался. Если участник не может назвать примету, он пропускает ход. Победителем считается тот, кто первым закончит игру.