Анализируя ситуацию, которая сегодня сложилась в системе воспитания и обучения детей, очень заметным стало количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Значительную часть из таких детей составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой культурой речи. Такие дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, несмотря на то, что они имеют полноценный слух и интеллект. Но адекватные методы, организационные формы работы с детьми, имеющими тяжелые речевые расстройства, целенаправленное воздействие на детей способствуют преодолению имеющихся у детей речевых дефектов. Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьми-логопатами, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического процесса, где ведущая и координирующая роль принадлежит учителю-логопеду.
Успех коррекционной работы в логопедических группах нашего дошкольного образовательного учреждения определяется строгой, продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
Деятельности учителя-логопеда присущи достаточно широкие и разнообразные функции:
- диагностическая;
- профилактическая;
- коррекционно-методическая;
- организационно-методическая;
- консультативная;
- контрольно-оценочная.
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ осуществляется в следующем:
- учитель-логопед и педагог-психолог (психологическая диагностика, студия общения, психологическая коррекция, определение психологической нагрузки, подготовка консилиумов);
- учитель-логопед и воспитатель (педагогическая диагностика, составление и реализация индивидуальных программ развития, реализация образовательных программ, участие в ПМПКонсилиумах);
- учитель-логопед и зам. заведующей по воспитательной работе (помощь в организации взаимодействия, координационное функционирование, отслеживание результатов, анализ);
- учитель-логопед и медицинские работники (медицинское обследование детей, определение нагрузки по каждому ребенку, оздоровительный массаж, подготовка консилиумов);
- учитель-логопед и музыкальный руководитель (педагогическая диагностика, логоритмика, музыкально-речевое занятие, музыкально-речевые игры);
- учитель-логопед и инструктор по физической культуре (педагогическая диагностика, двигательная активность, дыхательная гимнастика, речевая нагрузка, мелкая моторика, координация движения);
- учитель-логопед и педагог по ИЗО (общий тематический план, развитие мелкой моторики рук, пальчиковая гимнастика, речевая нагрузка, выявление и развитие художественных особенностей детей);
- учитель-логопед и руководитель театральной студии (тренинг релаксации в условиях публичности, тренаж пальцев, упражнения на развитие дикции, упражнения на развитие пластики движений, психофизический тренаж, речевая работа, театрализованные игры);
- учитель-логопед и педагог-эколог (экскурсии, развитие познавательного интереса и наблюдательности, речевая активность и развитие мелкой моторики рук, мыслительные операции в процессе актуализации знаний, речедвигательная, зрительно-двигательная координация).
В нашем ДОУ все усилия учителя-логопеда и специалистов максимально сконцентрированы на основной проблеме коррекции речи, которая решает следующие задачи:
- создание единого коррекционно-образовательного процесса;
- оборудование предметно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка;
- расширение интегративных связей, объединение усилий педагогов, медиков, детей и родителей в целях коррекции речевых нарушений;
- пропаганда логопедических знаний среди родителей и детей.
Правильная организация детского коллектива, четкое проведение режимных моментов оказывают положительное воздействие на физическое и психическое состояние ребенка и, следовательно, на состояние его речи.
Для преодоления речевых нарушений разработана структура занятий:
- формирующие занятия учителя-логопеда – базовый компонент;
- специальные занятия воспитателя – закрепляющий компонент;
- игровые занятия воспитателя – закрепляющий компонент;
- музыкальные и физкультурные занятия – закрепляющий компонент;
- психологические тренировки – активизирующий компонент;
- театральная деятельность – активизирующий компонент.
На основании принципа комплексности коррекционно-педагогической и психолого-логопедической работы реализуется конечный результат коррекционного воздействия – устранение речевых недостатков детей-логопатов посредством взаимодействия учителя-логопеда и специалистов ДОУ.
Анализ взаимодействия учителя-логопеда и всех специалистов детского сада позволяет сделать обоснованные выводы, что у выпускников ДОУ, посещающих логопедические группы:
- достаточно сформированы артикуляционная, тонкая и общая моторика;
- сформированы произношение и фонематический слух;
- закреплены навыки звукослогового анализа и синтеза слов;
- достаточно развиты фонематическое восприятие, внимание, память, логическое мышление;
- обогащена, уточнена и активизирована лексика;
- дети достаточно свободно пользуются простыми и сложными предложениями;
- развиты коммуникативные способности, отсутствует барьер общения.
Взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников образовательного процесса в логопедических группах приводит к положительным результатам; данное взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда, разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного развития детей-логопатов.
Все это позволяет детям намного легче адаптироваться в следующем этапе образования – начальной школе.
Наши дети – выпускники логопедических групп – успешно учатся в общеобразовательной школе. По результатам диагностики речевого развития средний уровень – 63%, высокий уровень – 37%, низкого уровня – нет. По данным за последние пять лет на «4» и «5» учатся 30-37%%. Неуспевающих среди выпускников логопедических групп нет.
Таким образом, в нашем детском саду эффективно реализована система коррекционно-педагогической работы по устранению речевых дефектов у детей-логопатов старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия учителя-логопеда и специалистов ДОУ.