Цель: Дать представление о почве как верхнем плодородном слое земли; выявить основные свойства почвы/
Задачи:
- в процессе опытов установить состав почвы,
- узнать о преобладающих почвах родного края;
- развивать мышление, наблюдательность, любознательность, развивать навыки работы в паре.
Основной метод обучения – практическая деятельность/
Основной структурный элемент – опыт и анализ его результатов.
Оборудование:
- Карточки-опоры.
- Прозрачные стаканы с водой, палочки, промокательная бумага (у учителя и каждого ребёнка).
- Лабораторное стекло, спиртовка, штатив, держатель.
- Коллекция почв.
- Рисунок «Почвенное обнажение».
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
– Землю всегда называют кормилицей. Растут на земле леса, дают урожай поля, сады и огороды. Мы так привыкли к этому, что нам кажется, что любая земля дает нам условия для процветания. Но это не так. Землю, на которой растут растения, правильнее назвать почвой. А всякую ли землю можно назвать почвой? Давайте попробуем ответить на этот вопрос сегодня на уроке.
III. Состав почвы
1) Беседа:
– Видели ли вы когда-нибудь склон большого
обрыва? Стену большой ямы?
– Где? Из чего состоит обрыв? (Из глины, песка,
камней). (Рисунок «Почвенное обнажение»)
– Какой цвет имеет верхний слой земли? (Тёмный)
– Верхний, тёмный, рыхлый слой – это почва.
2) Рассматривание состава почвы.
Заранее подготовлен почвенный коктейль.
Для этого нужно заполнить банку на 2/3 водой. Почву
раздробить так, чтобы не было крупных комков,
выбрать и сохранить органические остатки.
Засыпать почву в банку так, чтобы уровень воды
поднялся почти до верха. Закрыть банку крышкой и
встряхнуть. Оставить банку на несколько часов.
Частички почвы осядут. Когда вода в банке станет
прозрачной, станут видны различные слои.
Дети рассматривают слои и выполняют задание 31 в «Рабочей тетради № 1» на с. 11, подписывают, из чего состоит каждый слой (глина, гравий, мелкий песок, крупный песок).
3) Инструктаж по технике безопасности при работе.
4) Практическая работа «Состав почвы»
Опыт 1
- Возьмите стакан с водой и бросьте туда кусочек почвы. Что вы увидели? (Из почвы выходят пузырьки воздуха).
- Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух).
На доске вывешивается карточка:
ВОЗДУХ |
– Размешайте почву палочкой и оставьте стакан в сторону.
– Продолжим изучение почвы.
Опыт 2.
Вариант 1
– Возьмите промокательную бумагу и насыпьте на неё немного почвы. Прижмите её плотно к бумаге. Стряхните почву в стакан с водой.
– Что вы увидели на бумаге? (На бумаге осталось небольшое влажное пятно).
Вариант 2
– Сейчас я нагреем немного почвы. Над почвой устанавливаем стекло. Стекло становится влажным.
– Что доказывает этот опыт? (В почве есть вода).
На доске:
ВОДА |
По окончании этого опыта почва продолжает нагреваться.
Опыт 3.
– Будем продолжать нагревать почву. Что вы
видите и чувствуете? (Над почвой появился дым,
распространяется неприятный запах).
– Это сгорает перегной, который образовался из остатков растений или животных. Именно перегной придает тёмный цвет почве. Плодородие почвы определяется количеством в ней перегноя. В почве есть мелкие корешки, стебельки, остатки листьев, встречаются части насекомых, червей – это перегной или гумус.
На доске:
ПЕРЕГНОЙ |
Опыт 4.
Вариант 1
– Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы
видите? (На поверхности воды плавают останки
насекомых, мусор, остатки листьев. На дне стакана
осадок).
– Рассмотрите внимательно этот осадок. Что вы
видите? (Песок, поверх которого осела глина).
– Сделайте вывод. (В почве есть песок и глина).
– А ещё что? (Перегной).
На доске:
|
|
Вариант 2
Прокалённую почву, в которой весь перегной сгорел (она серого цвета) насыпаем в стакан с водой, размешиваем. Через некоторое время на дно осядет песок и глина.
– Мы ещё раз доказали, что присутствует в почве? (Песок и глина)
Опыт 5.
– Профильтруйте воду, в которой долго находилась почва. Несколько капель поместите на стекло. Подержите стекло над огнём.
– Что произошло? (Вода быстро испарилась, а на
стекле остался белый налёт.)
Дети рассматривают налёт на стекле. Это соли.
Соли – это питательные вещества, необходимые для
роста и развития растений. Образуются они
благодаря перегною под действием микробов,
которые живут в почве.
– Сделайте вывод. (В почве находятся соли,
которые могут растворяться в воде).
На доске:
|
|
– Мы исследовали почву и составили схему «Состав почвы».
На доске – схема:
IV. Как образуется почва
Образование почвы началось только с появлением
на Земле живых существ. С тех пор в течение
миллионов лет идет непрерывный процесс
образования почвы. По подсчетам ученых,
требуется две тысячи лет для образования слоя
почвы толщиной 5 см.
Твердые породы в природе постоянно разрушаются.
Получается рыхлый слой, состоящий из мелких
камешков, песка, глины. В нем почти нет
питательных веществ, необходимых растениям. Но
все же некоторые неприхотливые растения и
лишайники селятся здесь. Из их остатков под
действием бактерий образуется перегной.
Теперь в почве могут поселиться растения. Они
дают ещё больше перегноя.
Так медленно камни, песок, глина под действием
живых существ превращаются в почву. В почве
селятся различные животные: насекомые, кроты и
др. Они повышают плодородие почвы.
На доске схема:
Как видите, почва не может появиться без
живых существ. В то же время и растениям и
животным необходима почва. Вот замечательное
подтверждение
того, что в природе все взаимосвязано.
V. Круговорот веществ
Главная часть почвы – перегной. Из него под
действием микроорганизмов образуются соли. Их
используют растения. Растениями питаются
животные. Когда растения и животные умирают, их
остатки попадают в почву и под действием
микробов превращаются в перегной. А потом из
перегноя снова образуются соли. Их используют
новые растения. А растениями питаются новые
животные. Вот так вещества «путешествуют» в
природе как бы по кругу. Из почвы – в растения, из
растений – в тела животных, и с остатками
растений и животных – снова в почву. Ученые
говорят: происходит круговорот веществ в
природе.
Представьте-ка себе, что почвы вдруг не стало.
Круговорот веществ прервется. Исчезнут растения
и животные. А значит, не смогут жить на Земле люди.
VI. Итог урока
VII. Домашнее задание: стр.23-24