Урок окружающего мира: "Многообразие животного мира" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Класс: 3

УМК: «Школа России» Плешаков А.А.

Продолжительность урока: 40 минут

Место урока в теме: изучение нового и первичное закрепление изученного.

Цель урока: расширить представление детей о животном мире.

Задачи урока:

образовательные:

  • актуализировать знания детей о животных;
  • расширить кругозор учащихся по теме путем создания условий для осознания и освоения нового для детей материала;

развивающие:

  • способствовать развитию аналитического мышления (рассматривать новые знания в контексте с уже имеющимися);
  • способствовать формированию культуры чтения и речи;
  • стимулировать самостоятельную поисковую деятельность;
  • повысить интерес к изучению предмета;

воспитательные:

  • способствовать формированию коммуникативных навыков;
  • создавать условия для воспитания бережного отношения к природе.

Приемы ТРКМЧП: кластер, сводная таблица, синквейн.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование:

  1. Плешаков А.А. «Мир вокруг нас» Учебник для 3 класса в 2-х ч. Ч.1. М., 2008 г. с. 89-92
  2. Плешаков А.А. «Мир вокруг нас». Рабочая тетрадь  для 3 класса ч.1, М., 2009 г.,  с.40-43
  3. Сводная таблица   (Приложение 2)
  4. Лист бумаги для кластера  (Приложение 1)

Место урока в теме: изучение нового и первичное закрепление изученного.

Ход урока

I. Орг.момент

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться.
Не мешай учиться!

- Я рада видеть вас снова, и думаю, что урок принесет нам радость общения друг с другом.

II. Стадия Вызова

Сообщение темы урока

Исследуя, можно много узнать
И друзьям об этом рассказать.
А чтобы тему урока узнать,
Нужно нам загадки разгадать.

а) Водяные мастера
Строят дом без топора,
Дом из хвороста и тины
И плотину. (бобры)

б) Не дровосек, не плотник,
А первый в лесу работник. (дятел)

в) С ветки – на тропинку,
С травки – на былинку
Прыгает пружинка,
Зеленая спинка. (кузнечик)

г) На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.  (сом)

- Молодцы! Как одним словом можно назвать все 4 отгадки?  (животные)

2. Индивидуальная работа. Прием кластер

- Давайте вспомним, что мы знаем о животных. Для этого индивидуально запишите, используя кластер, все, что знаете по этой теме. Обменяйтесь мнениями в группе, учтите все точки зрения и нарисуйте общий кластер.

3. Проверка кластера одной из групп, а в это время учитель на доске оформляет кластер по итогам работы этой группы.

- Всё учли ребята? Есть еще какие-либо дополнения?

- Почему остались незаполненными гроздья кластера? (животных очень много)

- Как определим тему сегодняшнего урока? (многообразие животных).

III. Стадия осмысления

1. Прием «Сводная таблица»

- Для того, чтобы могли увидеть, какое  разнообразие животных существует на Земле и сравнить их, поработаем с текстом учебника на с.89-92 и заполним сводную таблицу. Для этого выделим следующие линии сравнения для характеристики животного: тело, конечности, передвижение, питание, среда обитания.(Учитель записывает эти линии на доске в таблицу. У учащихся такая же  таблица).Работаем в парах.

2. Проверка самостоятельной работы в парах. Результаты записываются в таблицу, обсуждаются.

- Давайте вернемся к кластеру. Что можно записать в пустые гроздья? (черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные, пресмыкающиеся)

3. Работа с понятиями

- Как называется наука, которая изучает животных? (зоология) Как вы понимаете название? Объясните.

- Что такое вид? Как вы это понимаете? Приведите примеры.

4. Закрепление нового материала

- А сейчас я предлагаю выполнить в рабочей тетради на с.40-41 задания №1-3.

Взаимопроверка

IV. Стадия рефлексии

1. Прием синквейн

- Заканчивая разговор о многообразии животных, я предлагаю вам написать об этом синквейн. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.

Пример синквейна:

Животные
Разнообразные, таинственные.
Удивляют, поражают, интересуют
Берегите!

2. Домашнее задание

В учебнике «Проверь себя» с.95  в.1; В рабочей тетради с.42, №4,6

3. Подведение итогов

- Что нового узнали на уроке?

- С какими затруднениями столкнулись? Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

- Не на все вопросы вы получили сегодня ответ. Значит нам есть над чем работать на следующем уроке.

- С каким настроением вы заканчиваете урок? «Просигнальте», пожалуйста. (дети поднимают карточки «настроение» в виде личика)

- Спасибо за урок!