Одним из вопросов Концепции модернизации Российского образования является вопрос об оценивании достижений учащихся. В современных условиях оценка должна стать более содержательной, объективной и дифференцированной. Особенно остро стоит вопрос об оценивании результатов музыкального воспитания, поэтому проблема контроля и оценки музыкального воспитания в общеобразовательной школе и по сей день вызывает много споров. Вокруг нее разгораются дискуссии, где высказываются самые разные точки зрения. Все это говорит о сложности и вместе с тем важности вопроса. Могут ли быть определены критерии, по которым возможно оценить результаты музыкального воспитания? Как измерить воздействие музыки на внутренний мир ребенка, богатство его душевных переживаний? Сложность в том, что любая музыкальная деятельность является творческой.
Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие - перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, влекут за собой и изменение системы оценивания.
I. Безотметочное обучение на уроках музыки
В нашей школе в 1-ом классе и в первом полугодии 2-го на основании письма Комитета по образованию Администрации Волгоградской области от 15. 08. 2001 г. № 2044 «О реализации перехода 1 ступени общего среднего образования на четырехлетний срок обучения», отметки не ставятся, а со второго полугодия вводятся (традиционная 5-ти бальная система). Как организовать контроль над успеваемостью в условиях безотметочного обучения? Этот вопрос волнует и учителя, и родителей. Ведь для успешного обучения необходимо отслеживать динамику развития каждого ученика, своевременно вносить корректировку в учебный процесс. А как безболезненно перейти к отметкам? Все эти проблемы встали передо мной, учителем музыки и учителями начальных классов. Мы старались найти пути их решения.
Чтобы избежать отчужденного отношения к учению у первоклассников необходимо, по нашему мнению, выстроить переход от игровой реальности к учебной, т. е. представить его как особый период формирования учебного поведения. Как писал П. Ф. Каптерев, обучение и игры не враги, цели и интересы которых совершенно противоположны и несогласимы, - это друзья, товарищи, которым сама природа указала идти одною дорогою и взаимно поддерживать друг друга…
Наша практика в начальной школе ориентирована на педагогические идеи Л.Н. Толстого и психологию раннего Выготского о развитии ребенка в школьном возрасте через формирование культурного (произвольного) поведения показывает, что активная, принимающая новое содержание учебной жизни, позиция возникает, если 1-й класс строится как переход от дошкольной жизни к школьной. Дошкольник обладает игровым и образовательным опытом. Содержание учебного опыта складывается через пробы осмысленных предметных действий, получение результатов, видимых маленькому ученику (т. е. в продуктивной форме). Приходя в школу, ребенок не знает ни ее норм, ни традиций, поэтому для успешного вхождения в учебную деятельность он должен получить полноценный действенный опыт учебного действия. Этот опыт складывается, на наш взгляд, из создания для ребенка возможности
- в ориентировке: ученик осваивает устройство класса, типы взаимоотношений с учителем и детьми, формы работы с предметным материалом;
- в опробовании нового: у ребенка появляются свои мотивы и цели для выполнения каких-то заданий;
- в тренировке: ученик начинает видеть смысл своего действия и образ идеального той работы, которую он делает. Выделяются критерии оценки работы;
- в представлении результата работы: лучшие работы ученика собираются в «Портфель достижений ученика».
Весь первый класс больше направлен на формирование (ощущение) ориентировки в учебном пространстве, предмете с фокусировкой ребенка на своем запросе, а затем выход на опробирование (Я хочу это делать).
Таким образом, в 1-м классе для ребенка должны выделяться формы и типы работ, которые ему интересны и за которые он отвечает, т.е. оцениваются. Начинают формироваться критерии оценивания выделенных работ. В следующих классах расширяются формы и типы работ, а также критерии оценивания. Но, необходимо учитывать следующие рекомендации: (согласно письму Минобразования РФ от 25.09.2000 года № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»):
- никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика; личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и т. д.);
- не допускаются в первом классе при оценке знаний, как цифровая отметка, так и любая знаковая символика. Используется только положительно-побудительная словесная оценка.
Одна из целей модернизации школьного оценивания - сделать оценку учащихся более содержательной. А формирование умения давать содержательную оценку надо рассматривать через различные виды деятельности: самого педагога, коллективной оценочной деятельности школьников, самостоятельной оценочной активности учащихся.
Оценочная деятельность педагога направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся. У детей 6-7 лет очень сильна потребность в том, чтобы их труд был оценен учителем. Но первокласснику еще не всегда понятна оценка. Его нужно к ней постепенно приучать. А как это делать? Я формулирую словесную оценку успеха:
«Молодец!»
«Отлично!»
«Больше дела, меньше слов!»
«Умница!»
«Мне нравится твое исполнение (ответ)!»
«Тебя приятно было слушать!»
«У тебя все получится!»
Индивидуальный разговор «по секрету»
улыбка
кивок головой
доброжелательная интонация
Все это стимулирует деятельность учащихся.
Действия по образцу учат детей видеть результат и оценивать его.
Я прошу учеников:
«Пропой как я!»
«Послушай и повтори за мной»
При безотметочном обучении, я использую «Лист индивидуальных достижений». Это позволяет мне зафиксировать индивидуальное продвижение каждого ребенка, отмечать уровни учебных достижений ребенка по множеству параметров. Эти листы являются личным достоянием ребенка и его родителей.
Лист индивидуальных достижений
Фамилия и имя ребенка____________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Дата: констатирующего этапа (1)_____________________________________
промежуточного этапа (2)______________________________________
контрольного этапа (3) ________________________________________
уровень развития |
Параметры музыкальных способностей |
|||||||||||||||||
метро- темпо- ритм |
чувство ритма |
чувство звуковы- сотности |
гармоничес- кое чувство |
динамичес-кое чувство |
эмоциональ- ная отзывчивость |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
|
высокий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
средний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
низкий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Коллективная оценочная деятельность школьников
На уроках музыки для проверки знания текста и правильности интонирования песен, я использую сольное пение учащихся у инструмента. Все остальные учащиеся становятся слушателями-экспертами. Перед ними ставится задача - оценить исполнение одноклассника. Для детей звучит как вопрос: За что бы вы его (ее) похвалили?
Никогда не оценивается правильность выполнения всего задания! Всегда выбирается один из нескольких элементарных критериев, например:
- выполнение правил пения;
- чистота интонирования;
- знание текста;
- эмоциональность.
На одном из уроков каждый ребенок может получить «Наградной лист», где отражено: за что его похвалили, который может быть вложен в Портфолио.
(Сегодня на уроке все очень хорошо работали. Каждого из вас хочется похвалить. Но у каждого есть свои достоинства. Наташа, Саша и Катя очень хорошо пели. Андрей и Игорь точно определяли жанры. Таня, Света и Юля точно определили количество звуков и т. д.)
Медали «Самый активный», «Лучший исполнитель», «Лучший слушатель» является для многих детей мощным стимулом для учебных усилий.
Это помогает детям контролировать, оценивать себя и исполнителя, развивать речь.
Но существует закон, который распространяется как на учащихся, так и на учителя: сначала отмечать положительное:
«Мне понравилось…»
«Меня порадовало…»
«Я рад…»
- Мне понравилось, как Маша исполнила песню. Она правильно спела все слова. Исполнила выразительно.
- Мне понравилось, как Саша пел, но он немножко забыл слова, пел тихо, а песня радостная и веселая, ее надо петь громко и т. д.
И лишь потом высказывать пожелания, замечания в доброжелательной форме:
«Мне бы хотелось…»
«А лучше сделать так…»
«Попробуй еще раз…»
«Повтори за мной…».
Особенностью процедуры оценивания при безотметочном обучении состоит в том, что самооценка ученика должна предшествовать учительской оценке.
- Саша, тебе понравилось твое исполнение? Все получилось, как ты хотел? Хочется что-то изменить?
- У меня все получилось!
- Меня тоже порадовал твое пение, но мне бы хотелось, что бы ты более четко произносил слова, чтобы их смогли понять, даже те, кто не знает этой песни. Попробуй спеть активно. /
Несовпадение этих двух оценок становится предметом обсуждения. Для оценивания и самооценивания выбираются только такие задания, где существует объективный однозначный критерий оценивания (например, количество музыкальных звуков) и не
выбираются те, где неизбежна субъективность оценки (например, выразительность исполнения).
Самое сложное для детей – это оценить свою работу, обнаружить ошибки и исправить их, таким образом, развивается самостоятельная оценочная активность.
Средством предъявления собственных достижений ученика для их оценки является «Портфель достижений ученика», куда ученики собирают и свои музыкальные достижения. Он представляет собой подборку личных работ ученика, в которые входят:
1. Творческие работы:
а) рисунки;
б) иллюстрации к песне;
в) иллюстрации к прослушанным произведениям;
2. Лучшие работы, отражающие прогресс по музыке:
а) наградные листы
б) написание нот;
в) медали;
г) выполнение тестов, контрольных работ, кроссворды, викторины;
д) грамоты за участие в конкурсах;
ж) сочиненные мелодии, песни;
з) аудио записи с исполнением учащихся и др.
3. Продукты учебно-познавательной деятельности ученика: самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников;
б) доклады;
в) сообщения;
г) размышления об отобранных материалах и своем продвижении и прочее.
Результатом этой работы является Выставка портфолио, где ученики демонстрируют свои достижения, поясняя, почему именно эту работу он считает достойной. Главным условием считается добровольное участие в данной выставке. Задача учителя - создать условия, чтобы как можно больше детей захотели это сделать.
Итак, при работе в безотметочный период я пользуюсь следующими «правилами оценочной безопасности»:
1. Не скупиться на похвалу (необязательно словесную: часто бывает достаточно улыбки, одобрительного кивка головой и т. п.).
2. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение.
3. «На бочку дегтя – ложку меда». Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и на нем закрепиться.
4. Ставить перед ребенком только конкретные цели.
5. «За двумя зайцами…» Не надо ставить перед первоклассником задач одновременно.
6. Формула «Опять ты не …» - верный способ вырастить Неудачника.
II. Переход к отметочной системе
После перехода к отметочному обучению, оценка учителя является для школьников основным мотивом, который определяет их усилия. Важно, чтобы педагог ставил в пример школьнику не одноклассника, а результат его собственного творческого роста, что укрепляет доверие ученика к самому себе, своим возможностям. Но чтобы этот переход был безболезненным, при оценивании, во втором полугодии 2-го класса, я использую элементы игры, опираюсь как на привычную, хорошо знакомую и отвечающую детским интересам и потребностям деятельность. Это позволяет наиболее органично и безопасно для психики детей и в тоже время – прицельно и результативно, с учетом актуального уровня развития и потенциальных возможностей вести работу над становлением их общеучебных умений. Тем более что игра, уступив ведущее место в жизни младших
школьников учению, не исчезает бесследно. Желание учиться и желание играть у них мирно сосуществует друг с другом.
Итак, во втором полугодии 2-го класса на уроках музыки мы собираем картинку. Эта игра близка детям, т.к. аналогична современной - пазлы.
«Узнай музыкальный инструмент»
Эта игра рассчитана на III и IV четверть, за это время необходимо собрать 2 картинки с изображением животного с музыкальным инструментом.
Каждая картинка собирается за одну четверть. В III четверти 10 уроков, поэтому картинка разрезается на 10 частей (IV ч.- 7 частей и т.д., картинка разрезается на то количество частей, сколько уроков в четверти). Узнать музыкальный инструмент можно только в конце четверти.
В конце каждого урока, ученики получают часть картинки, соответствующую отметке за урок.
Картинки бывают двух видов: черно-белые «4» и цветные «5», если ребенок не получил картинку – это «3».
В конце четверти так же могут получиться различные варианты:
- «цветная картинка» - ребенок работал в течение всей четверти, «5»;
- «смешанная картинка» - работа в течение четверти между «4» и «5» в зависимости от числа цветных частей;
- «черно-белая картинка» - твердая четверка за четверть;
- «не полная картинка» - между «4» и «3», в зависимости от количества недостающих частей.
- «нет картинки вообще» - «3».
Результаты можно видеть наглядно, что позволяет вовремя получить информацию об успешности обучения ребенка.
На последнем уроке четверти мы подводим итоги и узнаем музыкальный инструмент, который изображен на картинке.
Собранные картинки на уроках музыки занимают достойное место в «Портфолио» среди других работ учащихся и служат мотивом активной работы на уроках.
III. Отметочная система балл-рейтинг
В третьем и четвертом классах я использую при оценивании систему Травина - Зарубина (балл-рейтинг), которая помогает с учетом показателей успешности учащихся на уроке соотнести количественную и качественную оценку достижений школьников.
Суть данной системы заключается в следующем:
1. Каждое позитивное действие ученика на уроке поощряется жетонами-баллами от 1 до 5, в зависимости от качества этого действа. По своей активности школьник может "заработать" на уроке любое количество баллов. Возникает альтернатива: получить балл за качественные ответы, или частые, но простые. И то, и другое значительно активизирует учеников.
2. Отрицательные отметки упразднены. Любое количество баллов идёт в "плюс" ученику. Роль мотиватора играет не страх перед наказанием, а нежелание отстать от других.
3. Ученики получают возможность накапливать баллы в течение месяца, четверти, триместра. Это позволят максимально объективизировать итоговые оценки. Они становятся действительно итогом долгого, упорного труда.
4. Итоговый подсчет проводится в виде рейтинга. Ученик, набравший большее количество баллов в классе получает первое место, второй- второе и т. д. до последнего.
5. Итоговый рейтинг легко адаптировать в традиционные четвертные отметки. Здесь возможен объективный и личностный подход. При объективном: ученикам, вошедшим в первую пятёрку (семёрку, десятку) выставляется "5", следующей пятерке (семёрке, десятке) "4" и т. д.
При субъективном подходе, рассматривается личностный рост показателей школьника. Например, если ученик повысил свой рейтинг по сравнению с предыдущей четвертью, он получает"5", сохранил результат "4", снизил "3".
Результативность системы " балл-рейтинг " заключается в следующем:
- значительно возрастает общая активность школьников на уроках;
- более объективно оцениваются процессы мышления, творческие проявления учащихся; - появляется возможность сравнивания ученика с самим собой ( даже получая положительные итоговые оценки, ученик, снизивший рейтинг, воспринимает это как сигнал к активности).
- исчезают (частые в учительской практике) случаи не оценённых ответов, не отмеченных действий ученика.
Общепризнанно, что творческий процесс - это постоянный поиск. Новые подходы к системе оценивания на уроке музыки в общеобразовательной школе помогут учителю выйти на новый уровень индивидуального стиля своей педагогической деятельности.
Литература
1. Аспекты модернизации российской школы" (научно-методические рекомендации к широкомасштабному эксперименту по обновлению содержания и структуры общего среднего образования).- М., ГУВШЭ, 2003.
2. Бардин, К.В. Как научить детей учиться. М.: «Просвещение», 1983.
3. Болотика, Л. Р. Педагогика. М.: «Просвещение», 1987.
4. Век Х.: Оценки и отметки. М.: «Просвещение», 1984.
5. Воронцов А. Б.Проблемы постепенного перехода на безотметочное обучение в начальной школе в ходе модернизации российского образования //Методист.-№1,2002, С.29-34.
6. Камаева Е. В. Оценочная деятельность на уроке // Школьные технологии. № 4, 2004.
7. Ксензова, Г. Ю. Оценочная деятельность учителя.- М.: Педагогическое общество «Россия», 2001.
8. Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Как оценивать художественное развитие ребёнка? // Искусство в школе. № 6, 2002.
9. Попуянов, Ю.А. Формирование оценки на начальном этапе учебной деятельности // «Начальная школа», № 7, 1999.
10. Психолого-педагогические и методические основы успешной адаптации первоклассников // Учебный год: ВГИПК, №7, Вып. 2, 2004.
11. Сборник нормативных документов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования. - М.: Дрофа, 2004.
12. Травин Е.А., Заруба А.В. Отменить отметку! // Методист. № 2, 2002.
13. Юдина, Е. Безотметочное обучение //Начальная школа. - 2005. - № 4.