Иллюстрации к сказаниям Севера Ювана Шесталова "Моя Миснэ"

Разделы: МХК и ИЗО


Тип урока: беседа, практическая работа.

Цель урока: познакомить учащихся со сказаниями коренных народов севера, раскрыть в работе  сказочный мир героини, закрепить навыки в создании художественного образа в декоративной композиции.

Задачи урока:

1. Учить детей выбирать главное в сюжете и сочетать композицию по мотивам текста сказания.

2. Развивать зрительное представление учащихся о взаимоотношении действующих лиц и предметов при передаче пространства на плоскости листа.

3. Учить детей правильно располагать сюжет рисунка на листе.

4. Прививать им навыки цветового решения композиции с помощью красок.

Методы: демонстрация наглядных учебных пособий. Практическая работа

Оборудование: альбом, акварель, стихи Ювана Шесталова, кисти, простой карандаш.

План урока:

1. Организационный момент;

2. Беседа с детьми о книжной иллюстрации с показом иллюстраций художников.

3. Объяснеие последовательности выполнения иллюстрации к сказанию « Моя Миснэ»;

4. Самостоятельная работа учащихся;

5. Подведение итогов работы.

 

Ход урока

Проверяю готовность класса к уроку и после этого начинаю с ними беседу о сказках народов севера, о необычных событиях, которые происходят в них, о том, чему учат нас эти сказания.

Показываю учащимся иллюстрации художника Н. Гришина к сказаниям Ювана Шесталова  «Звёзды на снегу», «Шли два сердца», «Медвежьи игрище», «Моя Миснэ».

Прошу учащихся отгадать, к каким сказаниям сделаны эти иллюстрации. Затем спрашиваю у них, нравятся ли им эти иллюстрации, если нравятся, то чем? Какая иллюстрация понравилась больше других?

Вместе выясняем: “Что же такое иллюстрация и как работают над ней художники?”

- В иллюстрациях художники с помощью рисунка передают содержание сказки, а также, используя определённые выразительные средства изображения (особенности линии, штриха, цвета), показывают характеры героев сказки, обстановку, в которой происходит действие, своё отношение к изображаемому.

Затем говорю ученикам, что сегодня они сами будут выполнить иллюстрации к известному сказанию «Моя Миснэ» и предлагаю учащимся прочитать это сказание вслух по цепочке.

Путём ответов на вопросы,  делаем краткий обзор её содержания.

Примерные вопросы:

1. Как художники передали таинственность, угрюмость и настороженность леса, в котором находилась избушка Миснэ?

2. Как художники передали движение героев сказания, их одежду, обстановку, в которой происходят события, обряды?

3. Как художник передал живую разговаривающую природу?

4. Как художнику удалось передать животных, их общение с Миснэ?

Зачитываем наиболее яркие и подходящие для иллюстрирования отрывки из сказания.

Предлагаю учащимся вообразить себе картину на основе прочитанного подумать, какую из них они хотели бы изобразить. Прошу двух-трёх учеников дать словесное описание предлагаемой картины.

Показываю ребятам иллюстрации к сказанию «Моя Миснэ», выполненные художником Н.Гришиным. Прошу детей внимательно рассмотреть и сравнить их между собой. При рассматривании иллюстраций обращаю внимание учащихся на то, как каждый из художников по-своему передал содержание сказки и его героев.

В дополнение к иллюстрациям показываю рисунки более крупного плана, выполненные мною, и которые могли бы быть хорошим материалом для учащихся при работе их над иллюстрацией сказки «Моя Миснэ» - это изображение избушки, соболей, медведя, оленя и другие.

Затем перехожу к объяснению последовательности выполнения задания.

Сначала работу выполняем в карандаше.

Объясняю детям, что прежде чем изображать, надо ещё раз представить сюжет сказки. Сначала начинаем изображать главных героев. Их лучше изобразить крупнее и в центре листа. При этом нельзя забывать о деталях, которые помогут отразить содержание того или иного сказания. Например, героиня описывается у Ювана Шесталова так:

Дремлет лес, легко дыша.
В нём живёт, я знаю,
Миснэ, добрая душа,
Женщина лесная.
Ходит, веточки стройней,
Где-то в снежной дали.
Шубка вышита на ней
Птичьими следами.

Показывая в рисунке этот момент надо изобразить не только Миснэ, но и то, что вокруг неё может находиться речка, лес, или лужайка с цветами, или отдельные деревья, небо, птицы, далеко летящие или кружащие над героиней. Миснэ можно изобразить так же плывущую на олене через реку, или в окружение животных. Один из вариантов композиции изображаю мелом на классной доске, при этом внимание учащихся обращаю на то, что рисунок можно компоновать по-разному (в длину или в ширину), в зависимости оттого, что и как планируется нарисовать. Кроме того, напоминаю учащимся, как рисовать предметы на листе в зависимости от их пространственного расположения.

Например, то, что находится ближе в представляемой нами картине, рисуем крупнее и ниже на листе, а то, что дальше - меньше и выше. Одни предметы  могут загораживать другие.

После объяснения последовательности выполнения работы карандашом рисунок свой с доски стираю, а учащимся предлагаю начинать работу в альбоме. С доски убираю весь наглядный материал, кроме изображений отдельных предметов акварелью и гуашью.

В процессе работы учащихся над композицией  напоминаю, что рисовать надо очень лёгкими линиями, не нажимая на карандаш. Слежу за их посадкой, обращаю внимание на ошибки в рисунках детей, помогаю исправить.

После этого переходим к работе красками.

Помогаю детям выбрать нужный цвет для работы, с помощью красок выполняем  иллюстрацию. При этом сначала выполняем общие цветовые пятна, затем уточняем детали. При помощи цвета стараемся передать характер героев, время года, дня, состояние природы, настроение. Например, чувство тревоги можно выразить мрачными красками, а радость  яркими.

Во время выполнения учащимися работы в цвете напоминаю им, что гуашь на рисунок надо наносить ровным не очень густым слоем, предварительно подобрав нужный цвет краски на палитре.

По мере того, как дети завершают работу, их рисунки вывешиваются  на доске, и прошу учащихся высказывать о них своё мнение.

См. приложение к уроку.