Девиз урока
«Вода! У тебя нет ни
вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая,
что ты такое...».
(французский
писатель Антуан де Сент-Экзюпери)
Цель урока: обобщить знания учащихся о том, что вода - это уникальное природное соединение.
Задачи
Образовательные: расширить знания учащихся о широком распространении воды в природе, ее свойствах, значении и охране воды.
Воспитательные: активировать познавательную деятельность, развитие умений и навыков, необходимых для групповой работы, умения анализировать ответы учащихся, выделять главное, самостоятельно работать на уроке; сделать урок сотворчеством учителя и ученика.
Развивающие:
1. Продолжать развивать умения и навыки проводить опыты;
определять содержание и объем понятий; выполнять логические задачи;
устанавливать взаимосвязь между понятиями при помощи Кругов Эйлера.
2. Активизировать эмоциональную сферу личности учащихся;
развитие познавательного интереса к предмету.
Тип урока: обобщение знаний.
Методы обучения:
I. По источнику знаний
1. Объяснительно-иллюстративные - рассказ, беседа, работа с понятиями.
2. Репродуктивные - опыты, составление вопросов-суждений, кругов Эйлера, решение логических задач.
II. По характеру деятельности учителя - проблемные.
III. По характеру деятельности учащихся - поисковые, исследовательские.
Оборудование: физическая карта России, физическая карта полушарий, стаканы, воронки, пробирки, спиртовка, кусочки свежей древесины, почва, камушки, фильтрованная бумага, стеклянные палочки, поваренная соль, вода. На партах у учащихся карточка 1 (вопрос-понятие), карточка 2 (вопрос-суждение), карточки для самостоятельной работы.
Урок составлен с использованием элементов «Способа диалектического обучения».
Класс разбит на 3 группы. Консультант группы руководит работой. За правильный ответ ученик получает жетоны: красного цвета -3 балла, зеленого -2 балла, синего -1 балл.
Заявка на оценку
10-11 баллов - отметка «5»;
8 - 9 - отметка «4»;
6-7 баллов - отметка «3».
Подготовка к уроку
Учитель на альбомных листах печатает на компьютере большими буквами вопросы по теме: «Распространение воды в природе», «Состав вода», «Состояние воды», «Свойства воды», «Использование воды», чтобы потом прикреплять на доску в течении урока. Ученики получают задания: найти пословицы, поговорки или необычные слова, которые говорят, что вода действительно «Чудо природы». Составить небольшой водный словарик, где будут слова, начинающиеся с «гидро», найти названия профессий, которые также начинаются с «гидро».
План-конспект урока
I. Организационный момент
Объясняются тема, задачи урока, девиз.
II. Вступление учителя
Вода - чудо природы. Ведь чудо - это явление, непонятное человеческому разуму. Между тем о природе воды наука знает сейчас достаточно. Но говорим же мы «чудо искусств», «чудо техника»! эти чудеса созданы руками человека. Вода - чудо, созданное природой, а весь облик нашей планеты - чудо, созданное водой, так как наша Земля дочь Солнца и Воды. Я сказала, что наука знает о воде достаточно. А что знают о ней люди не причастные к науке?
Что знают мои ученики из 5 класса о воде?
Докажите, что вода действительно «Чудо природы». Скажите о ней несколько необычных слов, примеры народной мудрости.
III. Сообщение учеников из каждой группы
«Где кончается вода, там кончается и земля». «Человек, запомни навсегда: Символ жизни на Земле - вода!» «Вода - кровь земли».
Учитель: действительно, некоторые люди называют воду «кровью земли». Именно из-за воды не раз проливалась настоящая кровь. В дореволюционной Армении жители одного селения перехватили воду горного ручья и отвели ее на свои поля. Когда крестьяне соседнего села обнаружили, что у них исчезла вода, то пошли с кольями и вилами в руках на тех, кто отвел ручей.
В годы Великой Отечественной войны наши моряки - десантники заняли небольшой клочок земли на Керченском полуострове в Крыму. А колодец с пресной водой находился между советскими моряками и фашистскими захватчиками. Стоял зной. Людей мучила жажда. Среди краснофлотцев было много раненых. И тогда отважная девушка-моряк Катюша Михайлова встала во весь рост и, взяв ведро, на виду у противника направилась к колодцу. И ни одного выстрела не раздалось с той стороны, пока девушка-воин, набрав ведро воды, тихо шла к своим, боясь расплескать хотя бы каплю драгоценной влаги.
Ее подвиг удивил даже врагов.
IV. Проверка знаний
Самостоятельная работа по теме: «Распространение воды в природе». Ученики составляют вопросы - суждения, задают группы друг другу.
1. Почему планету Земля можно назвать планета «Океан»?
2. Как доказать, что вода содержится в воздухе?
3. Почему большие скопления вода находятся на полюсах?
Учитель: каким образом с помощью диаграмм показать количество воды на поверхности земного шара, в теле человека, в растениях?
Составление диаграмм в группах
Диаграммы вывешиваются на доске. Обсуждаются результаты работ. Консультант выдает жетоны.
1 группа
Вода занимает 3/4 поверхности земного шара.
2 группа
Тело человека почти на 2/3 состоит из воды.
3 группа
Вода составляет 4/5 растения.
Учитель: как доказать, что вода находится в растениях, почве?
Учитель демонстрирует опыты.
Опыт 1
В сухую пробирку учитель опускает насколько кусочков свежей древесины.
При нагревании над пламенем спиртовки на стенках пробирки образуются мелкие капельки воды.
Учащиеся формулируют выводы: вода содержится в растениях.
Опыт 2
В сухую пробирку учитель опускает несколько комочков влажной почвы. При нагревании пробирки с почвой на ее стенках образуются мелкие капельки воды.
Учащиеся формулируют вывод: вода содержится в почве.
Учитель: воды на Земле больше чем достаточно - как пресной, так и тем более соленой. Однако, пресная воды распределена на суше неравномерно. Это ошибка природы. Но не будем упрекать природу: она сделала свое дело - создала воду, нам остается сделать свое - распределить воду по своему усмотрению. Словом, Земля представляет собой шар, окутанный водяными парами и обладающий оболочкой, обильно смоченной и пропитанной водой.
Самостоятельная работа «Состав воды»
(Ученики работают в тетрадях. Консультант проверяет правильность работы и выдает ученикам жетоны.)
Задания
1. Написать формулу воды. (Н20 - молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода).
2. Записать схему химического процесса воды словами. (Водород + кислород - вода).
Результаты работы обсуждаются и записываются на доске учеником.
Письменный тест «Состояние воды»
(Учитель раздает каждому ученику карточку с тестом)
Учитель: выберите правильные ответы и укажите их буквы. Состояние воды может переходить из:
а) твердого в жидкое;
б) жидкого в газообразное;
в) газообразного в жидкое;
г) жидкого в твердое;
д) твердого в газообразное.
Ответ: а, б, в, г.
Вывод: вода бывает в твердом, жидком и газообразном состояниях, (консультанты оценивают ответы и выдают жетоны).
Вопросы-суждения по теме «Свойства воды» (группы задают друг другу вопросы - суждения и отвечают).
1. Каким образом можно доказать, что вода прозрачная?
2. Как доказать, что вода является хорошим растворителем веществ?
3. Как доказать, что вода обладает свойством текучести?
4. Почему зимой рыба и растения не погибают в глубоких водоемах?
5. Как доказать, что лед и снег тают при О С?
6. Почему ученые считают. Что вода обладает самыми удивительным и необычным свойством - это ее «бессмертие»?
Опыты «Свойства воды»
(Учитель просит продемонстрировать опыты, после окончания работы подводятся итоги)
Задания
1 группа - доказать прозрачность воды.
2 группа - доказать, что вода текуча.
3 группа - доказать способность воды растворять вещества.
1. Учащиеся должны ответить, что для доказательства прозрачности нужно в стакан налить воды и опустить на дно камушек. Если бы вода была не прозрачной, камушка не было бы видно. Поскольку камушек виден, вода прозрачна.
2. Чтобы доказать текучесть воды, нужно взять два стакана и в один из них налить воды, затем перелить эту воду из одного стакана в другой.
3. Чтобы доказать способность воды растворять вещества, нужно в стакан с водой положить немного поваренной соли, размешать смесь стеклянной палочкой. Смочить фильтр чистой водой и вылить в воронку содержимое стакана в другой стакан.
Сделать выводы.
Логические операции с понятиями
(Работа в тетрадях. Задания записаны на доске. После выполнения задания проверяются. Консультант выдает жетоны).
1. Задание с исключением лишнего понятия. Водород, кислород, углекислый газ. (состав воды)
2. Кругами Эйлера показать отношения между понятиями.
А-водород, В -кислород
3. Задание на выявление общих закономерностей.
а) лед, пар, туман (состояние воды)
б) общим для воды и воздуха является:
а) кислород;
б) углекислый газ;
в) азот.
Устный тест «Использование воды человеком»
( Учитель раздает каждой группе карточки с тестом. Ученики работают в группах, затем подводят итоги. Консультанты оценивают ответы и выдают жетоны.)
К чему относятся следующие слова |
Ответы |
1. Стиральная машина |
|
2. Посевы |
|
3. Плотина |
|
4. Баржа |
|
5. Бумажный комбинат |
|
1. Бытовая техника
2. Транспортировка грузов
3. Получение электрического тока
4. Промышленность
5. Сельское хозяйство
Ответ: 1,5,3,2,4.
Учитель: а теперь посмотрите на рисунки (в приложении рисунок 1, рисунок 2, рисунок 3). Почему девочка реагировала так на стакан воды? Ученики отвечают на вопрос.
Учитель: почему воду называют - символ жизни на земле? Надо ли говорить об этом. И так ясно, что вода имеет... Продолжите мою мысль!
Учащиеся: большое значение.
Учитель: велика роль воды в жизни на Земле. Ни одно живое существо не может обходиться без воды. При потере 4% воды у человека повышается температура, учащается сердцебиение, головная боль. Потерявший 10% воды от веса тела человек ничего не понимает, не способен передвигаться. А если потеря воды 12% - погибает.
Способность воды расширяться при замерзании спасает планету от обледенения. Если бы лед был тяжелее воды и опускался на дно - жизнь бы в водоемах была бы невозможна.
Игра «Водный словарик»
Учитель: на предыдущем уроке вам было дано домашнее задание, используя словари найти слова, начинающиеся с «гидро». Подведем итоги. Кто знает больше таких слов?
(Представители групп соревнуются, называя слова, начинающиеся с «гидро» и кратко комментируют их.)
Водный словарик
1. Гидростанция.
2. Гидромонитор.
3. Гидросамолет.
4. Гидропоилка.
5. Гидродомкрат.
6. Гидропровод.
7. Гидропривод.
8. Гидропресс.
9. Гидронасос.
10. Гидрогеолог.
11 .Гидротехник.
Учитель: не все свойства воды пока изучены. И наверняка понадобятся новые странички для нашего словаря, чтобы занести туда новые слова с тем же самым началом.
Заключительное слово учителя
Урок хотелось бы закончить словами Антуана де Сент - Экзюпери: Мы начинили урок с девиза (зачитывает).
Я хочу продолжить слова французского писателя о воде.
Вода, нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь!
Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца.
Ты самое большое богатство на свете!
IV. Подведение итогов
Учитель дает оценку подготовки детей к уроку и участию в нем. Ученики подсчитывают баллы и оценивают себя и друг друга в группе. Учитель выставляет оценки, лучшим ученикам выдается орден.