Урок: "Вода – чудо природы"

Разделы: Химия, Биология, География, Экология


Девиз урока

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое...».
(французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери)

Цель урока: обобщить знания учащихся о том, что вода - это уникальное природное соединение.

Задачи

Образовательные: расширить знания учащихся о широком распространении воды в природе, ее свойствах, значении и охране воды.

Воспитательные: активировать познавательную деятельность, развитие умений и навыков, необходимых для групповой работы, умения анализировать ответы учащихся, выделять главное, самостоятельно работать на уроке; сделать урок сотворчеством учителя и ученика.

Развивающие:
1. Продолжать развивать умения и навыки проводить опыты; определять содержание и объем понятий; выполнять логические задачи; устанавливать взаимосвязь между понятиями при помощи Кругов Эйлера.
2. Активизировать эмоциональную сферу личности учащихся; развитие познавательного интереса к предмету.

Тип урока: обобщение знаний.

Методы обучения:

I. По источнику знаний

1. Объяснительно-иллюстративные - рассказ, беседа, работа с понятиями.

2. Репродуктивные - опыты, составление вопросов-суждений, кругов Эйлера, решение логических задач.

II. По характеру деятельности учителя - проблемные.

III. По характеру деятельности учащихся - поисковые, исследовательские.

Оборудование: физическая карта России, физическая карта полушарий, стаканы, воронки, пробирки, спиртовка, кусочки свежей древесины, почва, камушки, фильтрованная бумага, стеклянные палочки, поваренная соль, вода. На партах у учащихся карточка 1 (вопрос-понятие), карточка 2 (вопрос-суждение), карточки для самостоятельной работы.

Урок составлен с использованием элементов «Способа диалектического обучения».

Класс разбит на 3 группы. Консультант группы руководит работой. За правильный ответ ученик получает жетоны: красного цвета -3 балла, зеленого -2 балла, синего -1 балл.

Заявка на оценку

10-11 баллов - отметка «5»;

8 - 9 - отметка «4»;

6-7 баллов - отметка «3».

Подготовка к уроку

Учитель на альбомных листах печатает на компьютере большими буквами вопросы по теме: «Распространение воды в природе», «Состав вода», «Состояние воды», «Свойства воды», «Использование воды», чтобы потом прикреплять на доску в течении урока. Ученики получают задания: найти пословицы, поговорки или необычные слова, которые говорят, что вода действительно «Чудо природы». Составить небольшой водный словарик, где будут слова, начинающиеся с «гидро», найти названия профессий, которые также начинаются с «гидро».

План-конспект урока

I. Организационный момент

Объясняются тема, задачи урока, девиз.

II. Вступление учителя

Вода - чудо природы. Ведь чудо - это явление, непонятное человеческому разуму. Между тем о природе воды наука знает сейчас достаточно. Но говорим же мы «чудо искусств», «чудо техника»! эти чудеса созданы руками человека. Вода - чудо, созданное природой, а весь облик нашей планеты - чудо, созданное водой, так как наша Земля дочь Солнца и Воды. Я сказала, что наука знает о воде достаточно. А что знают о ней люди не причастные к науке?

Что знают мои ученики из 5 класса о воде?

Докажите, что вода действительно «Чудо природы». Скажите о ней несколько необычных слов, примеры народной мудрости.

III. Сообщение учеников из каждой группы

«Где кончается вода, там кончается и земля». «Человек, запомни навсегда: Символ жизни на Земле - вода!» «Вода - кровь земли».

Учитель: действительно, некоторые люди называют воду «кровью земли». Именно из-за воды не раз проливалась настоящая кровь. В дореволюционной Армении жители одного селения перехватили воду горного ручья и отвели ее на свои поля. Когда крестьяне соседнего села обнаружили, что у них исчезла вода, то пошли с кольями и вилами в руках на тех, кто отвел ручей.

В годы Великой Отечественной войны наши моряки - десантники заняли небольшой клочок земли на Керченском полуострове в Крыму. А колодец с пресной водой находился между советскими моряками и фашистскими захватчиками. Стоял зной. Людей мучила жажда. Среди краснофлотцев было много раненых. И тогда отважная девушка-моряк Катюша Михайлова встала во весь рост и, взяв ведро, на виду у противника направилась к колодцу. И ни одного выстрела не раздалось с той стороны, пока девушка-воин, набрав ведро воды, тихо шла к своим, боясь расплескать хотя бы каплю драгоценной влаги.

Ее подвиг удивил даже врагов.

IV. Проверка знаний

Самостоятельная работа по теме: «Распространение воды в природе». Ученики составляют вопросы - суждения, задают группы друг другу.

1. Почему планету Земля можно назвать планета «Океан»?

2. Как доказать, что вода содержится в воздухе?

3. Почему большие скопления вода находятся на полюсах?

Учитель: каким образом с помощью диаграмм показать количество воды на поверхности земного шара, в теле человека, в растениях?

Составление диаграмм в группах

Диаграммы вывешиваются на доске. Обсуждаются результаты работ. Консультант выдает жетоны.

1 группа

Вода занимает 3/4 поверхности земного шара.

2 группа

Тело человека почти на 2/3 состоит из воды.

3 группа

Вода составляет 4/5 растения.

Учитель: как доказать, что вода находится в растениях, почве?

Учитель демонстрирует опыты.

Опыт 1

В сухую пробирку учитель опускает насколько кусочков свежей древесины.

При нагревании над пламенем спиртовки на стенках пробирки образуются мелкие капельки воды.

Учащиеся формулируют выводы: вода содержится в растениях.

Опыт 2

В сухую пробирку учитель опускает несколько комочков влажной почвы. При нагревании пробирки с почвой на ее стенках образуются мелкие капельки воды.

Учащиеся формулируют вывод: вода содержится в почве.

Учитель: воды на Земле больше чем достаточно - как пресной, так и тем более соленой. Однако, пресная воды распределена на суше неравномерно. Это ошибка природы. Но не будем упрекать природу: она сделала свое дело - создала воду, нам остается сделать свое - распределить воду по своему усмотрению. Словом, Земля представляет собой шар, окутанный водяными парами и обладающий оболочкой, обильно смоченной и пропитанной водой.

Самостоятельная работа «Состав воды»

(Ученики работают в тетрадях. Консультант проверяет правильность работы и  выдает ученикам жетоны.)

Задания

1. Написать формулу воды. (Н20 - молекула воды состоит из двух атомов водорода и одного атома кислорода).

2. Записать схему химического процесса воды словами. (Водород + кислород - вода).

Результаты работы обсуждаются и записываются на доске учеником.

Письменный тест «Состояние воды»

(Учитель раздает каждому ученику карточку с тестом)

Учитель: выберите правильные ответы и укажите их буквы. Состояние воды может переходить из:

а) твердого в жидкое;

б) жидкого в газообразное;

в) газообразного в жидкое;

г) жидкого в твердое;

д) твердого в газообразное.

Ответ: а, б, в, г.

Вывод: вода бывает в твердом, жидком и газообразном состояниях, (консультанты оценивают ответы и выдают жетоны).

Вопросы-суждения по теме «Свойства воды» (группы задают друг другу вопросы - суждения и отвечают).

1. Каким образом можно доказать, что вода прозрачная?

2. Как доказать, что вода является хорошим растворителем веществ?

3. Как доказать, что вода обладает свойством текучести?

4. Почему зимой рыба и растения не погибают в глубоких водоемах?

5. Как доказать, что лед и снег тают при О С?

6. Почему ученые считают. Что вода обладает самыми удивительным и необычным свойством - это ее «бессмертие»?

Опыты «Свойства воды»

(Учитель просит продемонстрировать опыты, после окончания работы подводятся итоги)

Задания

1 группа - доказать прозрачность воды.

2 группа - доказать, что вода текуча.

3 группа - доказать способность воды растворять вещества.

1. Учащиеся должны ответить, что для доказательства прозрачности нужно в стакан налить воды и опустить на дно камушек. Если бы вода была не прозрачной, камушка не было бы видно. Поскольку камушек виден, вода прозрачна.

2. Чтобы доказать текучесть воды, нужно взять два стакана и в один из них налить воды, затем перелить эту воду из одного стакана в другой.

3. Чтобы доказать способность воды растворять вещества, нужно в стакан с водой положить немного поваренной соли, размешать смесь стеклянной палочкой. Смочить фильтр чистой водой и вылить в воронку содержимое стакана в другой стакан.

Сделать выводы.

Логические операции с понятиями

(Работа в тетрадях. Задания записаны на доске. После выполнения задания проверяются. Консультант выдает жетоны).

1. Задание с исключением лишнего понятия. Водород, кислород, углекислый газ. (состав воды)

2. Кругами Эйлера показать отношения между понятиями.

А-водород, В -кислород

3. Задание на выявление общих закономерностей.

а) лед, пар, туман (состояние воды)

б) общим для воды и воздуха является:

а) кислород;

б) углекислый газ;

в) азот.

Устный тест «Использование воды человеком»

( Учитель раздает каждой группе карточки с тестом. Ученики работают в группах, затем подводят итоги. Консультанты оценивают ответы и выдают жетоны.)

К чему относятся следующие слова

Ответы

1. Стиральная машина

 

2. Посевы

 

3. Плотина

 

4. Баржа

 

5. Бумажный комбинат

 

1. Бытовая техника

2. Транспортировка грузов

3. Получение электрического тока

4. Промышленность

5. Сельское хозяйство

Ответ: 1,5,3,2,4.

Учитель: а теперь посмотрите на рисунки (в приложении рисунок 1, рисунок 2, рисунок 3). Почему девочка реагировала так на стакан воды? Ученики отвечают на вопрос.

Учитель: почему воду называют - символ жизни на земле? Надо ли говорить об этом. И так ясно, что вода имеет... Продолжите мою мысль!

Учащиеся: большое значение.

Учитель: велика роль воды в жизни на Земле. Ни одно живое существо не может обходиться без воды. При потере 4% воды у человека повышается температура, учащается сердцебиение, головная боль. Потерявший 10% воды от веса тела человек ничего не понимает, не способен передвигаться. А если потеря воды 12% - погибает.

Способность воды расширяться при замерзании спасает планету от обледенения. Если бы лед был тяжелее воды и опускался на дно - жизнь бы в водоемах была бы невозможна.

Игра «Водный словарик»

Учитель: на предыдущем уроке вам было дано домашнее задание, используя словари найти слова, начинающиеся с «гидро». Подведем итоги. Кто знает больше таких слов?

(Представители групп соревнуются, называя слова, начинающиеся с «гидро» и кратко комментируют их.)

Водный словарик

1. Гидростанция.

2. Гидромонитор.

3. Гидросамолет.

4. Гидропоилка.

5. Гидродомкрат.

6. Гидропровод.

7. Гидропривод.

8. Гидропресс.

9. Гидронасос.

10. Гидрогеолог.

11 .Гидротехник.

Учитель: не все свойства воды пока изучены. И наверняка понадобятся новые странички для нашего словаря, чтобы занести туда новые слова с тем же самым началом.

Заключительное слово учителя

Урок хотелось бы закончить словами Антуана де Сент - Экзюпери: Мы начинили урок с девиза (зачитывает).

Я хочу продолжить слова французского писателя о воде.

Вода, нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь!

Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца.

Ты самое большое богатство на свете!

IV. Подведение итогов

Учитель дает оценку подготовки детей к уроку и участию в нем. Ученики подсчитывают баллы и оценивают себя и друг друга в группе. Учитель выставляет оценки, лучшим ученикам выдается орден.