Цели:
- Формировать у учащихся умение находить значения сложных выражений без скобок, содержащих действия разных ступеней.
- Совершенствовать умение работать с задачей.
- Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать.
- Воспитывать у учащихся нравственно-этические качества: доброжелательность, волю, интерес, тактичность и т.д.
Ход урока
1. Организационный момент
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
2. Актуализация опорных знаний
Учитель: Сегодня на уроке математики мы:
– проведем математическую разминку;
– получим новые знания;
– продолжим работу с задачами.
(Запись на доске.)
– Предлагаю начать урок с математической разминки.
28 276 25 22
– Ребята, что вы можете сказать о данных числах?
(- натуральные числа;
– 28, 25, 22 – двузначные числа, а 276 – трехзначное
число;
– 276 – “лишнее” число;
– в записи каждого числа использована цифра “2”)
– Запишите, пожалуйста, двузначные числа в тетрадь.
– Что вы заметили? (Есть ли в числовом ряду какая-то закономерность?)
(- числа расположены в порядке уменьшения;
– каждое следующее число на 3 меньше, чем
предыдущее).
– Можно ли продолжить записанный ряд, сохраняя закономерность? (Да. 28, 25, 22, 19, 16, 13, 10, 7, 4, 1)
– Назовите однозначные числа. (7, 4, 1) Используя эти числа, я составила следующее выражение: 1 + 7 • 4
– Что вы можете о нем сказать? Письменно найдите значение данного выражения.
3. Постановка учебной проблемы
Учащиеся записывают варианты решения примера в тетради, а затем выносят их на доску:
1 + 7 • 4 = 8 • 4 = 32
1 + 7 • 4 = 1 + 28 = 29
– Сравните полученные записи.
– Что вы заметили? (Оба выражения одинаковые, а имеют различные знания)
– Давайте разберемся, кто же прав?
– Почему возникло затруднение? (Вычисления делали по-разному)
– Сравните выражения: в 1-ом выражении – действия одной ступени, во 2-ом выражении – действия двух ступеней.
– Значит, какой вопрос возникает? Чего мы еще не знаем? Какую проблему необходимо решить на уроке?
(Мы не знаем, в каком порядке выполняют действия разных ступеней в выражении без скобок.)
– Сформулируйте тему урока. (Порядок выполнения действий разных ступеней в сложных выражениях без скобок.)
4. Открытие новых знаний
– Как же поступить с данным выражением? Поработайте в группах и попробуйте найти верное решение.
1) Заменить действие “•” на действие “+” и найти правильный ответ.
2) Сравнить полученные результаты с правильным ответом, выбрать правильное решение.
– Так в каком же порядке выполняют действия разных ступеней в выражениях без скобок? Сделайте вывод.
(Чтобы выполнить действия разных ступеней в выражениях без скобок, нужно сначала сделать действие “•”, а затем “+”.)
– Сравните свое правило с тем, что дано в учебнике на странице № 108.
– Чтобы лучше запомнить это правило, давайте построим схему:
« • » и « : » « + » и « – »
– О чем мы не договорили? (Сначала выполняются по порядку все действия…)
5. Первичное закрепление
– Давайте посмотрим, как вы поняли новое правило. Укажите порядок действий в записанных выражениях.
68 – 28 : 4 5 • 2 + 24 : 3 63 + 9 • 3 71 – 7 • 3
– Найдите значение этих выражений. (“Сильные” ребята выполняют самостоятельно, “слабые” – с комментированием у доски).
– Кому было легко справиться с заданием? У кого возникли затруднения? В чем?
– Так в каком же порядке выполняют действия разных ступеней в выражениях без скобок? (Повторение правила)
Физкульминутка
1, 2, 3, 4, 5!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
Поднимаем руки класс – это раз.
Повернулась голова – это 2.
Руки вниз, вперед смотри – это 3.
Руки в стороны пошире развернули на 4.
Самого себя обнять – это 5.
Всем ребятам дружно сесть – это 6.
6. Самостоятельная работа с проверкой в классе
– А сейчас предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу:
I. Выберите выражение, в котором правильно указан порядок действий:
– Проверка.
– Почему выбрали именно третье выражение? (Потому что здесь по порядку выполняется действие “ • ”, а затем по порядку “ + ” и “ - ”.)
II. Самостоятельно расставьте порядок действий и найдите значения выражений:
45 : 9 + 2 • 4
9 • 2 – 5 • 3 + 27
(36 + 12) : 8 + 7
(Взаимопроверка в паре.)
– Вам удалось найти значения всех выражений? (Возникли трудности при решении третьего примера).
– Почему? (Не знакомы с порядком выполнения действий в выражениях со скобками).
– На следующем уроке математики мы познакомимся с порядком выполнения действий в выражениях со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней.
III. Задание для тех, кто быстро справится с 1-м и 2-м заданием:
– Запишите из 1-ого задания выражения, в которых допущены ошибки, правильно расставьте порядок действий и найдите значения данных выражений.
– Проверка.
Итог
– Так в каком же порядке выполняют действия разных ступеней в выражениях без скобок?
7. Повторение ранее изученного материала
– Прочитайте текст:
Витрину магазина украшают 27 мягких игрушек, а механических в 3 раза меньше, чем мягких.
– Можно ли назвать этот текст задачей? Почему?
– Дополните текст так, чтобы получилась простая задача.
(Витрину магазина украшают 27 мягких игрушек, а механических в 3 раза меньше, чем мягких. Сколько механических игрушек украшают витрину магазина?)
– Решите задачу. (27 : 3 = 9 (иг.).)
– А теперь дополните этот текст так, чтобы получилась составная задача.
(Витрину магазина украшают 27 мягких игрушек, а механических в 3 раза меньше, чем мягких. Сколько всего игрушек украшают витрину магазина?)
– Решите эту задачу.
(27 : 3 + 27 = 36 (иг.))
– Пригодилось ли вам умение выполнять действия разных ступеней в выражениях без скобок? (Да.)
8. Итог урока. Рефлексия
– Наш урок подошел к концу.
– Какое же открытие вы сделали на уроке? (Научились выполнять действия разных ступеней в выражениях без скобок?)
– Только ли при решении выражений необходимы эти знания? ( Нет. Они нужны и при решении задач.)
– Что вам кажется самым главным на этом уроке?
– Кто испытал затруднения на уроке и в чем?
– В чем причина?
– Кто запомнил, какое открытие нас ждет на следующем уроке? (Познакомимся с порядком выполнения действий в выражениях со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней.)
– Что больше всего понравилось в уроке?
– А мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Спасибо!