Урок математики во 2-м классе "Сложные выражения без скобок с действиями разных степеней и порядок выполнения в них действий"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Формировать у учащихся умение находить значения сложных выражений без скобок, содержащих действия разных ступеней.
  • Совершенствовать умение работать с задачей.
  • Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать.
  • Воспитывать у учащихся нравственно-этические качества: доброжелательность, волю, интерес, тактичность и т.д.

Ход урока

1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.

2. Актуализация опорных знаний

Учитель: Сегодня на уроке математики мы:

– проведем математическую разминку;
– получим новые знания;
– продолжим работу с задачами.

(Запись на доске.)

Предлагаю начать урок с математической разминки.

28 276 25 22

Ребята, что вы можете сказать о данных числах?

(- натуральные числа;
– 28, 25, 22 – двузначные числа, а 276 – трехзначное число;
– 276 – “лишнее” число;
– в записи каждого числа использована цифра “2”)

Запишите, пожалуйста, двузначные числа в тетрадь.

– Что вы заметили? (Есть ли в числовом ряду какая-то закономерность?)

(- числа расположены в порядке уменьшения;
– каждое следующее число на 3 меньше, чем предыдущее).

– Можно ли продолжить записанный ряд, сохраняя закономерность? (Да. 28, 25, 22, 19, 16, 13, 10, 7, 4, 1)

– Назовите однозначные числа. (7, 4, 1) Используя эти числа, я составила следующее выражение: 1 + 7 • 4

– Что вы можете о нем сказать? Письменно найдите значение данного выражения.

3. Постановка учебной проблемы

Учащиеся записывают варианты решения примера в тетради, а затем выносят их на доску:

1 + 7 • 4 = 8 • 4 = 32
1 + 7 • 4 = 1 + 28 = 29

Сравните полученные записи.

– Что вы заметили? (Оба выражения одинаковые, а имеют различные знания)

– Давайте разберемся, кто же прав?

– Почему возникло затруднение? (Вычисления делали по-разному)

– Сравните выражения: в 1-ом выражении – действия одной ступени, во 2-ом выражении – действия двух ступеней.

– Значит, какой вопрос возникает? Чего мы еще не знаем? Какую проблему необходимо решить на уроке?

(Мы не знаем, в каком порядке выполняют действия разных ступеней в выражении без скобок.)

– Сформулируйте тему урока. (Порядок выполнения действий разных ступеней в сложных выражениях без скобок.)

4. Открытие новых знаний

Как же поступить с данным выражением? Поработайте в группах и попробуйте найти верное решение.

1) Заменить действие “•” на действие “+” и найти правильный ответ.
2) Сравнить полученные результаты с правильным ответом, выбрать правильное решение.

– Так в каком же порядке выполняют действия разных ступеней в выражениях без скобок? Сделайте вывод.

(Чтобы выполнить действия разных ступеней в выражениях без скобок, нужно сначала сделать действие “•”, а затем “+”.)

– Сравните свое правило с тем, что дано в учебнике на странице № 108.

– Чтобы лучше запомнить это правило, давайте построим схему:

« • » и « : » « + » и « – »

О чем мы не договорили? (Сначала выполняются по порядку все действия…)

5. Первичное закрепление

– Давайте посмотрим, как вы поняли новое правило. Укажите порядок действий в записанных выражениях.

68 – 28 : 4 5 • 2 + 24 : 3
63 + 9 • 3 71 – 7 • 3

Найдите значение этих выражений. (“Сильные” ребята выполняют самостоятельно, “слабые” – с комментированием у доски).

Кому было легко справиться с заданием? У кого возникли затруднения? В чем?

– Так в каком же порядке выполняют действия разных ступеней в выражениях без скобок? (Повторение правила)

Физкульминутка

1, 2, 3, 4, 5!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко – легко подышим.
Поднимаем руки класс – это раз.
Повернулась голова – это 2.
Руки вниз, вперед смотри – это 3.
Руки в стороны пошире развернули на 4.
Самого себя обнять – это 5.
Всем ребятам дружно сесть – это 6.

6. Самостоятельная работа с проверкой в классе

А сейчас предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу:

I. Выберите выражение, в котором правильно указан порядок действий:

Проверка.

– Почему выбрали именно третье выражение? (Потому что здесь по порядку выполняется действие “ • ”, а затем по порядку “ + ” и “ - ”.)

II. Самостоятельно расставьте порядок действий и найдите значения выражений:

45 : 9 + 2 • 4
9 • 2 – 5 • 3 + 27
(36 + 12) : 8 + 7

(Взаимопроверка в паре.)

– Вам удалось найти значения всех выражений? (Возникли трудности при решении третьего примера).

Почему? (Не знакомы с порядком выполнения действий в выражениях со скобками).

– На следующем уроке математики мы познакомимся с порядком выполнения действий в выражениях со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней.

III. Задание для тех, кто быстро справится с 1-м и 2-м заданием:

– Запишите из 1-ого задания выражения, в которых допущены ошибки, правильно расставьте порядок действий и найдите значения данных выражений.

– Проверка.

Итог

– Так в каком же порядке выполняют действия разных ступеней в выражениях без скобок?

7. Повторение ранее изученного материала

– Прочитайте текст:

Витрину магазина украшают 27 мягких игрушек, а механических в 3 раза меньше, чем мягких.

– Можно ли назвать этот текст задачей? Почему?

– Дополните текст так, чтобы получилась простая задача.

(Витрину магазина украшают 27 мягких игрушек, а механических в 3 раза меньше, чем мягких. Сколько механических игрушек украшают витрину магазина?)

– Решите задачу. (27 : 3 = 9 (иг.).)

– А теперь дополните этот текст так, чтобы получилась составная задача.

(Витрину магазина украшают 27 мягких игрушек, а механических в 3 раза меньше, чем мягких. Сколько всего игрушек украшают витрину магазина?)

Решите эту задачу.

(27 : 3 + 27 = 36 (иг.))

Пригодилось ли вам умение выполнять действия разных ступеней в выражениях без скобок? (Да.)

8. Итог урока. Рефлексия

Наш урок подошел к концу.

– Какое же открытие вы сделали на уроке? (Научились выполнять действия разных ступеней в выражениях без скобок?)

Только ли при решении выражений необходимы эти знания? ( Нет. Они нужны и при решении задач.)

– Что вам кажется самым главным на этом уроке?

– Кто испытал затруднения на уроке и в чем?

– В чем причина?

– Кто запомнил, какое открытие нас ждет на следующем уроке? (Познакомимся с порядком выполнения действий в выражениях со скобками, содержащих действия одной или разных ступеней.)

Что больше всего понравилось в уроке?

– А мне понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Спасибо!