Краеведо-туристская деятельность – это интегрированный способ обучения и воспитания детей, она оказывает содействие решению воспитательных, оздоровительных, учебных задач, многогранно развивая ребенка: интеллектуально, морально, физически, духовно.
Экскурсии и прогулки за пределы детского сада, предусматривающие в основном реализацию познавательных и воспитательных задач и включающие в той или иной мере физические упражнения, можно проводить уже с детьми трех-четырех лет. Как показывает опыт, дети старшего дошкольного возраста отличаются довольно высокой степенью самостоятельности и организованности, что является непременным условием организации более продолжительной и сложной по содержанию и методике проведения двигательной деятельности в природе. Детский туризм так же способствует освоению детьми туристических умений и навыков. Туризм, как мы знаем, предусматривает разные организационные формы. Некоторые из них вполне доступны детям дошкольного возраста.
В житейских представлениях понятия “туристический поход” и “туристическая прогулка” часто отождествляются. На самом же деле они не являются синонимами.
Туристический поход – форма организации туристической деятельности, предусматривающая выполнение достаточно высоких физических нагрузок, связанных с длительным передвижением по маршруту.
Туристическая прогулка – форма организации туристической деятельности, предполагающая кратковременное пребывание в природных условиях и овладение некоторыми элементами туристических навыков.
Таким образом, туристическая прогулка является вполне приемлемой формой организации деятельности детей в дошкольном образовательном учреждении.
В чем же ценность туристических прогулок?
Туристические прогулки оказывают ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Их эффективность повышается не только благодаря разнообразной двигательной активности, но и в результате комплексного воздействия на организм природных факторов: солнца, воздуха, воды. Продолжительность выполнения умеренной нагрузки в виде ходьбы на далекие расстояния способствует совершенствованию такого физического качества, как выносливость. Именно такое качество, как выносливость, в сочетании с закаливанием, обеспечивает формирование механизмов эффективной защиты от сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний.
Туризм, как средство оздоровления, характеризуется общедоступностью и рекомендован практически всем детям при отсутствии у них серьезных патологий. Универсальность туризма еще и в том, что он всесезонен. Следовательно, можно добиться снижения заболеваемости ОРЗ и ОРВИ.
Приступая к работе по данной теме, составляется план работы. Целью этой работы является реализация комплексного подхода к развитию детей, осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников средствами краеведо-туристской деятельности.
Продумывается система активного отдыха детей вне занятий и составляется перспективный план работы на год. Однако эта система усиливается и вводится еженедельная работа кружка “Туристенок”, деятельность которого начинается с детьми среднего возраста.
Планирование содержания и методики педагогической работы с детьми предполагает несколько направлений: физическое, психологическое и познавательное развитие.
Целью подготовительного этапа является создание психологического настроя детей на новый вид деятельности. Сначала мы проводим с детьми тест “Ступеньки” для выяснения их интереса и отношения к занятиям. Далее ведется длительная работа в течение года, по подведению их к такому понятию, как туристическая прогулка. Перед детьми ставится задача – как можно лучше подготовиться к предстоящим туристическим прогулкам: больше знать, уметь и быть готовым к трудностям и испытаниям. В связи с этим дети включаются в разнообразную и увлекательную деятельность: двигательную, познавательную, игровую, художественно-творческую. Чтобы процесс подготовки доставлял детям удовольствие, ведутся беседы о том, как собираться на туристическую прогулку, что одевать, обувать, как вести себя во время прогулки и какие действия выполнять. В ходе этих бесед дети обмениваются имеющимся опытом семейных походов, делятся полученными впечатлениями. Необычность и новизна фактов, сопровождается рассматриванием иллюстраций, предметов туристического снаряжения, чтением художественной литературы (“Колобок”, “Красная шапочка”, “Лягушка – путешественница”) и чтением стихов о туризме. Все это вызывает яркие эмоциональные реакции детей, способствует желанию овладеть туристическими умениями.
Особое внимание уделяется физической подготовке детей к туристическим прогулкам (общей и специальной). Однако эта работа проводится не в ущерб другим занятиям.
Общая физическая подготовка осуществляется в процессе плановых физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр и упражнений на прогулке, тематических физкультурных досугах. Особое внимание уделяется упражнениям на укрепление сводов стопы. Данные упражнения даются на вводной части физкультурно-оздоровительного занятия, включаются в комплекс утренней и дыхательной гимнастики. Постоянно обращается внимание на то, как ходят дети. Стопа при ходьбе должна перекатываться с пятки на носок, а след должен быть параллельным направлению движения, а вот способ ходьбы с заметным разведением носков в стороны (типа “Елочка”), не пригоден для длительной ходьбы, так как приводит к быстрому утомлению ног.
Дозированная ходьба, во время прогулок или занятий на воздухе, развивает выносливость и подготавливает детей к длительным нагрузкам. Во время мини-туристских прогулок отрабатывается умение ходить туристским строем с соблюдением дистанции между участниками (подготовительная группа).
Занятия с рассматриванием иллюстраций, предметов туристского снаряжения, чтением художественной энциклопедической литературы, вызывают яркие, эмоциональные реакции детей, способствуют желанию овладеть туристскими умениями. Заучивание правил маленьких туристят и походных песен о туризме, спорте и дружбе, помогает организовать художественно-творческую деятельность детей. Сюда же входит изготовление эмблем для участников походов. На этом этапе проводятся игровые занятие по укладке рюкзака детьми, чтобы выявить знания и умения детей по сбору рюкзака.
С целью обучения первоначальным основам ориентирования на местности на подготовительном этапе, проводятся игровые занятия, ориентирование по плану-схеме, а перед этим дети учатся рисовать деревья, кустарник, реку, дорогу, изображая все это схематично. Дети старшего возраста легко овладевают знаниями о простейших топографических знаках. Немного сложнее идет обучение ориентированию по компасу. Сложность заключается в обеспечении каждого ребенка компасом, этот предмет очень интересен детям в том плане, что двигаются стрелки и благодаря этому, при правильном использовании компаса можно выйти из затруднительного положения.
Хороший образовательный и воспитательный эффект дают специально подобранные дидактические игры, развивающие упражнения, кроссворды, загадки, направленные на усвоение правил безопасного поведения в природе и во время движения по улице, способов ориентировки. Проводятся тематические подвижные игры с элементами туристической техники: “Переправа через болото”, “Ловкий турист”, которые включаются в содержание физкультурного занятия, досуга, которые убеждают детей в необходимости правильно и быстро выполнять двигательные задания, совершенствовать технику преодоления препятствий.
К каждому мини-походу проводится тщательная подготовка. Вместе с воспитателем, иногда и с детьми, продумывается маршрут, распределяются обязанности: кто будет идти впереди, кто будет замыкать строй. Дети готовят эмблемы, снаряжение. Учатся правильно переносить рюкзак, регулировать длину лямок, сообща решаем, что должно быть в рюкзаке у каждого. Повторяются правила поведения в походе, закрепляются правила перехода проезжей части улицы. Проводится беседа о том, как избежать падений, ушибов.
Во время кратковременных туристических прогулок не планируются специальные завтраки или обеды т.к. путешествие организуется сразу после завтрака и к обеду дети возвращаются в детский сад. Однако в старших группах не лишают детей возможности перекусить на свежем воздухе, и опыт показывает, что даже после второго завтрака дети с удовольствием поглощают пищу по возвращении в группу. Прежде всего, берется с собой теплый чай, остальное – дело вкуса ребенка.
Обязательно заранее продумываются подвижные игры и соревнования на привале, сюрпризные моменты. После похода обязательно подводим итог: что нового узнали и чему научились, что понравилось и чему больше всего были удивлены.
В природных условиях предоставляется великолепная возможность обогатить двигательный опыт дошкольников. Канавки, деревья, лужицы, пеньки, а также природный материал: шишки, желуди, камешки, веточки стимулируют двигательную деятельность детей. А какую радость доставляют детям сюрпризы, которые они встречают по дороге (“Тетушка – Непогодушка” в облике вороны, живое “Конфетное дерево”). В естественных условиях дети проявляют свое творчество в играх, в беседах с взрослыми. Во время движения у детей совершенствуются навыки ходьбы туристическим шагом по пересеченной местности.
На туристических прогулках дети приобщаются к удивительному миру природы. Природа воздействует на ребенка своей новизной, разнообразием, вызывает восторг, удивление, желание проникнуть в ее тайны.
Таким образом, туризм является прекрасным средством всестороннего развития ребенка.
Приобщая детей к туризму воспитывается самостоятельность, организованность, развивается воля. Изучение основ спортивного ориентирования: знание топографических знаков, движение по карте-схеме развивает внимание, мышление, память. Дети, получившие необходимые практические навыки, без паники и растерянности смогут найти правильный выход из многих проблемных ситуаций, возникающих в их жизни. Они смогут поделиться своими знаниями и умениями с родителями.
Работа с родителями проходит в форме обсуждения занятия туризмом на групповом родительском собрании. Видя нашу заинтересованность этой работой, желание оздоровить и сплотить детей, родители, несомненно, откликаются на обращение помочь нам готовить детей к туристским прогулкам, обеспечивают снаряжением и принимают сами участие. Родители информируются о прошедших туристических прогулках в форме словесного отчета, и в форме выставки рисунков детей на тему “что я видел на прогулке”, фотовыставки.
Проводятся беседы с родителями о подготовке одежды и снаряжении ребёнка. Объясняется, что обувь ребёнка должна быть разношенной, удобной, а одежда должна быть по погоде, удобной для выполнения активных движений. Головной убор должен предохранять от солнечных лучей или быть тёплым, если этого требует погода. У каждого туриста должны быть запасные носки и варежки, даже, если он уходит на 1,5 – 2 часа.
Воспитатель с детьми готовит творческий отчет для родителей (поделки из природного материала, собранного в походе, выставка рисунков, фоторепортаж).
Совместно с воспитателем проводится опрос родителей по теме: “Отдыхаем всей семьей”, в содержание которого входят следующие вопросы как: организация режима дня в домашних условиях, соблюдение этих условий, отдых всей семьей в выходные дни и во время отпуска, о семейном туризме.
Сплоченность коллектива родителей, детей и воспитателей содействует педагогическому влиянию на детей. Дает возможность формировать у детей первичный опыт. Каждое коллективное и семейное путешествие – это новые впечатления и сплочение семьи.
В заключение необходимо подчеркнуть, что вся работа, которая проводится с детьми, направлена на решение задач по патриотическому воспитанию и развитию интереса детей к туристическим прогулкам.
Как показывает практика, туристические прогулки благоприятно сказываются на психофизиологическом развитии детей, способствуют снижению заболеваемости и увеличению показателей подготовленности к туристическим прогулкам.
Да, можно изучить историю родного города и объекты природы по иллюстрациям в энциклопедиях, по видеофильмам и книгам и это тоже очень важно. А можно ввести малыша в удивительный мир сквера, поляны, родной улицы, города и сказать: “Вот он! Посмотри, какой он красивый и неповторимый! Я раскрою тебе секреты, научу пользоваться ими так, чтобы не причинить ему вреда! А потом подарю его тебе! Береги и сохрани его!” В этом и заключен наш главный метод и подход к воспитанию у дошкольников любви к Отечеству.
Наша основная педагогическая задача – вырастить Гражданина России. А для этого необходимо, чтобы он стал, по образному выражению, не столько краеведом, сколько краелюбом, чтобы он не только проживал в этом городе, но и жил им.