Цели урока:
- Образовательные: в результате проблемного изложения знаний, формировать умение правильно писать звонкие и глухие согласные в конце слова; развивать умение проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными; тренировать орфографическую зоркость, пополнять словарный запас обучающихся.
- Коррекционные: формировать интерес к познавательному поиску для решения проблемы; развивать мышление; способствовать развитию творческой активности, зрительное и слуховое восприятия, речи; работать над развитием мелкой моторики пальцев кистей рук.
- Воспитательная: воспитывать ответственность за выполнение поставленной задачи, аккуратность, усидчивость.
Оборудование: карточки, картинки, учебник русского языка.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Проверка домашнего задания.
3. Подготовка руки к письму.
(Пальчики сжать в кулачок. Выставить ими шевелить в стороны, вперед. Вверх указательный и средний пальцы.)
Зайка.
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат
Он и прыгает и скачет;
Веселит своих зайчат.
4. Упражнения по чистописанию.
Карточка 1.
Бо, по, го, жа, уд, то
Бочка - почка
Влага - флаги
Голос - колос
Доска - тоска
Жар – шар
Зуд - суд
– Написали слова, прочитайте их.
– Чем они похожи между собой? (Все начинаются с согласных звуков).
– Прочитайте звуки первого столбика.
– Какие это звуки? (Это звонкие согласные звуки).
– Как они произносятся?(С голосом и шумом).
– Произнесите звуки второго столбика.
– Какие это звуки? (Это глухие согласные звуки).
– Как они произносятся? (с шумом).
(В процессе рассуждения на доске оформляется запись)
Карточка 2
– Прочитайте звуки второго столбика. Какие это звуки? (Это глухие согласные звуки). Как они произносятся? (С шумом).
в процессе рассуждения на доске оформляем запись:
Звонкие | б | в | г | д | ж | з |
Глухие | п | ф | х | т | ш | с |
Обращаем внимание, что каждый звонкий звук с глухим образует пару.
– Как они называются? Звонкие и глухие парные согласные).
5. Диктант по памяти.
– Смотрим на пальчики левой руки. Каждую строку соотносим с пальчиком, чтобы легче запомнить.
Загадка.
Кто в лесу густом живет
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу? (Медведь)
– Отгадку напишите по слогам. (Мед-ведь)
– Какое родственное слово есть в тексте? (Мед).
– И, наверное, не трудно догадаться об этимологии слова – «ведает мед».
– Запишите диктант.
6. Работа по теме урока над новым материалом.
На доске написаны предложения, у обучающихся – на карточке 3.
Карточка 3.
С утра в лесу шел... Хорошо виден лисий...
– Прочитайте предложения, вставьте нужные слова. Как произносятся согласные звуки конце вставленных слов (снег, след?) (Как глухие к, т).
– Появляется проблема: к, т имеют парные звонкие согласные г, д.
– Как правильно написать
Рассмотрите картинки, на которых изображены один и много предметов: гриб – грибы, дуб – дубы, флаг – флаги, глаз – глаза, след – следы, крот – кроты.
– Как произносится согласный звук в словах, обозначающих предмет и много предметов? (При произношении в конце слов слышатся глухие согласные. Четко произносятся и не вызывают сомнения в написании слова с парными согласными, если после них стоят гласные, т.е. в словах, обозначающих много предметов)
– Какие слова могут быть проверочными? (Проверочными могут быть слова, у которых после согласных стоят гласные).
Чтобы не ошибиться в правописании парных согласных, их надо проверить!
– Запишите предложения, вставьте необходимые слова, а рядом, в скобках, запишите проверочные слова (снега, следы).
– Выделите орфограммы (г, д).
7. Физкультминутка.
Игра на внимание: Называю слова. Если слово начинается на звонкий согласный – дети наклоняются, если на глухой – приседают:
Трава, дрова, хлеб, год, зверь, фонарь, воротник, шил, жил, год, кот.
8. Словарно-орфографическая работа.
На доске запись и карточка 4 у детей
ОПСГА
– Составить слово (сапог).
– Какую орфограмму надо запомнить, а какую можно проверить?
Cапогu. (Букву а – запоминаем, букву г – проверяем, ставим после нее гласную и).
9. Упражнения для глаз
Комплекс упражнений для глаз:
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
- Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
- Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 -4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет
Повторить 1-2 раза.
10. Закрепление материала.
Работа с книгой. Упражнение.
Измени слова по образцу и объясни, какие согласные надо писать на конце слов.
Этажи | этаж |
Плоды | ? |
Морозы | ? |
Матросы | ? |
Ландыши | ? |
Матросы | ? |
Голуби | ? |
11. Игра «Ошибка телеграфиста».
– Телеграфист работал быстро и случайно сделал ошибки. Прочтем и исправим их в телеграммах.
Карточка 5.
- Зуп на зуп не попадает.
- Старый друк – лучше новых двух.
- Клюф у птички острый.
Теперь мы знаем, как помочь телеграфисту исправить текст! (изменить слова так, чтобы после согласных стояли гласные. Зуб – зубы, друг –друга. Клюв – клювы).
12. Выставление оценок.
13. Домашнее задание.
14. Итог урока.
– Молодцы, вы справились с проблемой, поставленной перед вами на уроке!
Делаем вывод: при произношении в конце слова слышатся глухие парные согласные. Чтобы не ошибиться в правописании парных согласных в конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная буква (звук).