Урок русского языка в 3-м классе. Для детей со сложной структурой дефекта

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Образовательные: в результате проблемного изложения знаний, формировать умение правильно писать звонкие и глухие согласные в конце слова; развивать умение проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными; тренировать орфографическую зоркость, пополнять словарный запас обучающихся.
  • Коррекционные: формировать интерес к познавательному поиску для решения проблемы; развивать мышление; способствовать развитию творческой активности, зрительное и слуховое восприятия, речи; работать над развитием мелкой моторики пальцев кистей рук.
  • Воспитательная: воспитывать ответственность за выполнение поставленной задачи, аккуратность, усидчивость.

Оборудование: карточки, картинки, учебник русского языка.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Подготовка руки к письму.

(Пальчики сжать в кулачок. Выставить ими шевелить в стороны, вперед. Вверх указательный и средний пальцы.)

Зайка.
Ушки длинные у зайки,
Из кустов они торчат
Он и прыгает и скачет;
Веселит своих зайчат.

4. Упражнения по чистописанию.

Карточка 1.

Бо, по, го, жа, уд, то
Бочка - почка
Влага - флаги
Голос - колос
Доска - тоска
Жар – шар
Зуд - суд

Написали слова, прочитайте их.

– Чем они похожи между собой? (Все начинаются с согласных звуков).

Прочитайте звуки первого столбика.

– Какие это звуки? (Это звонкие согласные звуки).

Как они произносятся?(С голосом и шумом).

Произнесите звуки второго столбика.

– Какие это звуки? (Это глухие согласные звуки).

– Как они произносятся? (с шумом).

(В процессе рассуждения на доске оформляется запись)

Карточка 2

Прочитайте звуки второго столбика. Какие это звуки? (Это глухие согласные звуки). Как они произносятся? (С шумом).

в процессе рассуждения на доске оформляем запись:

Звонкие   б     в     г     д     ж     з  
Глухие п ф х т ш с

Обращаем внимание, что каждый звонкий звук с глухим образует пару.

– Как они называются? Звонкие и глухие парные согласные).

5. Диктант по памяти.

Смотрим на пальчики левой руки. Каждую строку соотносим с пальчиком, чтобы легче запомнить.

Загадка.

Кто в лесу густом живет
Неуклюжий, косолапый,
Летом ест малину, мед,
А зимой сосет он лапу? (Медведь)

Отгадку напишите по слогам. (Мед-ведь)

Какое родственное слово есть в тексте? (Мед).

– И, наверное, не трудно догадаться об этимологии слова – «ведает мед».

– Запишите диктант.

6. Работа по теме урока над новым материалом.

На доске написаны предложения, у обучающихся – на карточке 3.

Карточка 3.

С утра в лесу шел... Хорошо виден лисий...

– Прочитайте предложения, вставьте нужные слова. Как произносятся согласные звуки конце вставленных слов (снег, след?) (Как глухие к, т).

Появляется проблема: к, т имеют парные звонкие согласные г, д.

– Как правильно написать

Рассмотрите картинки, на которых изображены один и много предметов: гриб грибы, дуб дубы, флаг флаги, глаз глаза, следследы, крот кроты.

– Как произносится согласный звук в словах, обозначающих предмет и много предметов? (При произношении в конце слов слышатся глухие согласные. Четко произносятся и не вызывают сомнения в написании слова с парными согласными, если после них стоят гласные, т.е. в словах, обозначающих много предметов)

Какие слова могут быть проверочными? (Проверочными могут быть слова, у которых после согласных стоят гласные).

Чтобы не ошибиться в правописании парных согласных, их надо проверить!

Запишите предложения, вставьте необходимые слова, а рядом, в скобках, запишите проверочные слова (снега, следы).

Выделите орфограммы (г, д).

7. Физкультминутка.

Игра на внимание: Называю слова. Если слово начинается на звонкий согласный – дети наклоняются, если на глухой – приседают:

Трава, дрова, хлеб, год, зверь, фонарь, воротник, шил, жил, год, кот.

8. Словарно-орфографическая работа.

На доске запись и карточка 4 у детей

ОПСГА

– Составить слово (сапог).

– Какую орфограмму надо запомнить, а какую можно проверить?

Cапогu. (Букву а – запоминаем, букву г – проверяем, ставим после нее гласную и).

9. Упражнения для глаз 

Комплекс упражнений для глаз:

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
  2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.
  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытяну­той руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
  4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 -4, по­том перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
  5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в пра­вую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мыш­цы, посмотреть вдаль на счет

Повторить 1-2 раза.

10. Закрепление материала.

Работа с книгой. Упражнение.

Измени слова по образцу и объясни, какие согласные надо писать на конце слов.

Этажи этаж
Плоды ?
Морозы ?
Матросы ?
Ландыши ?
Матросы ?
Голуби ?

11. Игра «Ошибка телеграфиста».

– Телеграфист работал быстро и случайно сделал ошибки. Прочтем и исправим их в телеграммах.

Карточка 5.

  1. Зуп на зуп не попадает.
  2. Старый друк – лучше новых двух.
  3. Клюф у птички острый.

Теперь мы знаем, как помочь телеграфисту исправить текст! (изменить слова так, чтобы после согласных стояли гласные. Зуб – зубы, друг друга. Клюв клювы).

12. Выставление оценок.

13. Домашнее задание.

14. Итог урока.

Молодцы, вы справились с проблемой, поставленной перед вами на уроке!

Делаем вывод: при произношении в конце слова слышатся глухие парные согласные. Чтобы не ошибиться в правописании парных согласных в конце слова, надо изменить слово так, чтобы после согласной стояла гласная буква (звук).