Цели и задачи:
- Обобщить знания учащихся об сказке А.С. Пушкина.
- Учить выделять главное, значимое.
- Развивать речь, память, мышление.
- Учить анализировать поступки героев.
- Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.
Тип урока: обобщение изученного.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации учащихся к сказкам, выставка книг А.С.Пушкина эпиграф на доске, таблица
Ход урока
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
Учитель: Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Сегодня мы должны выяснить какой урок Пушкин хотел дать нам, читателям. А так же проследить настроение героев, автора и читателей по ходу сказки и заполнить таблицу.
3. Работа над темой урока
Учитель: Какие бывают сказки?
Ученики: авторские и народные
Учитель: На какие три группы делятся сказки?
Ученики: волшебные, бытовые, о животных
Учитель: Кто определил нам жанр произведения?
Ученики: Автор в самом названии: “Сказка о попе и его работнике Балде”, в зачине “Жил-был поп...”
Учитель: Какая это сказка?
Ученики: Авторская, бытовая.
Учитель: Пушкинская сказка – прямая наследница народной сказки. Она написана ярким, сочным, выразительным, простым, близким к подлинной народной речи языком. Найдите эти слова.
Работа над образами героев.
Учитель: Назовите героев сказки.
– Чтобы лучше узнать произведение, понаблюдаем настроение героев, автора, читателей и заполним таблицу. Ведь при помощи настроения героев Пушкин постарался передать образы героев.
Учитель: Кто начинает сказку? Какое настроение у него?
Ученики: Сказку начинает автор. Настроение у него весёлое.
Учитель: С каким настроением отправился на базар поп?
Ученики: Поп отправился спокойный на базар, но озабоченный.
Учитель: Какого работника ищет поп? Прочитайте.
Ученики: “Не слишком дорогого ”
Учитель: Когда он нашёл работника, какое настроение стало у него? Прочитайте.
Ученики: “Призадумался поп, стал себе почёсывать лоб …”
Учитель: Что же останавливает попа?
Ученики: Боится расплаты.
Учитель: Что перевешивает в пользу работника?
Ученики: жадность.
Учитель: На что понадеялся поп? Прочитайте.
Ученики: “На русский авось ”
Учитель: Изменилось ли настроение попа? А автора?
Учитель: Как вы это понимаете? Как чувствует себя Балда в поповском доме? Прочитайте.
Учитель: Какое настроение у Балды? А у попа?
4. Чтение отрывка по ролям
Появляются новые герои в сказке – бесы. Это злая нечистая сила. Но Балда вступает с ними в борьбу и побеждает их умом и хитростью.
Учитель: Прочитаем отрывок где Балда соревнуется с бесенком по ролям.
Учитель: Какое настроение у попа, Балды, бесов, читателей.
Ученики: Поп расстроен, боится расплаты. Балда уверен в себе. Бесы вначале весёлые, а затем расстроенные.
5. Инсценирование отрывка из сказки (конец сказки)
Учитель: Балда победил – поп проиграл. Мы проследили настроение героев по ходу сказки. В итоге, у нас получилась запись:
Поп | Балда | Бесы |
Спокоен Озабочен Радуется Печален Расстроен Убитый горем |
Спокойный Веселый Беззаботный Уверенный Решительный |
Веселые Грустные Расстроенные |
Учитель: Какое настроение у автора? Найдите слова в тексте, подтверждающие настроение автора, о его отношении к попу.
Учитель: А у нас читателей? Сравните.
Автор | Читатели |
Весёлое Смеётся Спокойное Жалеет |
Веселое Смешно Спокойное Жалко попа |
Ученики: Автору удалось передать образ героев через настроение героев.
Учитель: Почему все-таки автору жалко попа? А вам, читателям?
6. Творческая работа
Учитель: Найдите пословицы и поговорки в сказке.
Ученики:
- Ест за четверых, работает за семерых.
- Думу думать.
- Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив.
- На русский авось
- Попляши-ка ты под нашу балалайку.
- Задам тебе вражёнок задачу.
- Этого провести не штука.
7. Итог урока
Учитель: Эта сказка не была напечатана при жизни Пушкина. Почему?
Учитель: Для чего он написал сказку?
Учитель: Какой хотел дать урок? Подтвердите словами текста.
Ученики: “Не гонялся бы ты ,поп ,за дешевизной ”
8. Домашнее задание
Выписать из текста слова и фразы, которые
приближены к речи простого народа.
Рисунок к понравившемуся отрывку.