Урок литературного чтения в 3-м классе. А.С. Пушкин "Сказка о попе и его работнике Балде"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • Обобщить знания учащихся об сказке А.С. Пушкина.
  • Учить выделять главное, значимое.
  • Развивать речь, память, мышление.
  • Учить анализировать поступки героев.
  • Воспитывать интерес к чтению художественной литературы.

Тип урока: обобщение изученного.

Оборудование: портрет А.С.Пушкина, иллюстрации учащихся к сказкам, выставка книг А.С.Пушкина эпиграф на доске, таблица

Ход урока

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

Учитель: Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Сегодня мы должны выяснить какой урок Пушкин хотел дать нам, читателям. А так же проследить настроение героев, автора и читателей по ходу сказки и заполнить таблицу.

3. Работа над темой урока

Учитель: Какие бывают сказки?

Ученики: авторские и народные

Учитель: На какие три группы делятся сказки?

Ученики: волшебные, бытовые, о животных

Учитель: Кто определил нам жанр произведения?

Ученики: Автор в самом названии: “Сказка о попе и его работнике Балде”, в зачине “Жил-был поп...”

Учитель: Какая это сказка?

Ученики: Авторская, бытовая.

Учитель: Пушкинская сказка – прямая наследница народной сказки. Она написана ярким, сочным, выразительным, простым, близким к подлинной народной речи языком. Найдите эти слова.

Работа над образами героев.

Учитель: Назовите героев сказки.

– Чтобы лучше узнать произведение, понаблюдаем настроение героев, автора, читателей и заполним таблицу. Ведь при помощи настроения героев Пушкин постарался передать образы героев.

Учитель: Кто начинает сказку? Какое настроение у него?

Ученики: Сказку начинает автор. Настроение у него весёлое.

Учитель: С каким настроением отправился на базар поп?

Ученики: Поп отправился спокойный на базар, но озабоченный.

Учитель: Какого работника ищет поп? Прочитайте.

Ученики: “Не слишком дорогого ”

Учитель: Когда он нашёл работника, какое настроение стало у него? Прочитайте.

Ученики: “Призадумался поп, стал себе почёсывать лоб …”

Учитель: Что же останавливает попа?

Ученики: Боится расплаты.

Учитель: Что перевешивает в пользу работника?

Ученики: жадность.

Учитель: На что понадеялся поп? Прочитайте.

Ученики: “На русский авось ”

Учитель: Изменилось ли настроение попа? А автора?

Учитель: Как вы это понимаете? Как чувствует себя Балда в поповском доме? Прочитайте.

Учитель: Какое настроение у Балды? А у попа?

4. Чтение отрывка по ролям

Появляются новые герои в сказке – бесы. Это злая нечистая сила. Но Балда вступает с ними в борьбу и побеждает их умом и хитростью.

Учитель: Прочитаем отрывок где Балда соревнуется с бесенком по ролям.

Учитель: Какое настроение у попа, Балды, бесов, читателей.

Ученики: Поп расстроен, боится расплаты. Балда уверен в себе. Бесы вначале весёлые, а затем расстроенные.

5. Инсценирование отрывка из сказки (конец сказки)

Учитель: Балда победил – поп проиграл. Мы проследили настроение героев по ходу сказки. В итоге, у нас получилась запись:

Поп Балда Бесы
Спокоен Озабочен

Радуется

Печален Расстроен

Убитый горем

Спокойный Веселый Беззаботный

Уверенный

Решительный

Веселые

Грустные

Расстроенные

Учитель: Какое настроение у автора? Найдите слова в тексте, подтверждающие настроение автора, о его отношении к попу.

Учитель: А у нас читателей? Сравните.

Автор Читатели
Весёлое

Смеётся

Спокойное

Жалеет

Веселое

Смешно

Спокойное

Жалко попа

Ученики: Автору удалось передать образ героев через настроение героев.

Учитель: Почему все-таки автору жалко попа? А вам, читателям?

6. Творческая работа

Учитель: Найдите пословицы и поговорки в сказке.

Ученики:

  • Ест за четверых, работает за семерых.
  • Думу думать.
  • Ум у бабы догадлив, на всякие хитрости повадлив.
  • На русский авось
  • Попляши-ка ты под нашу балалайку.
  • Задам тебе вражёнок задачу.
  • Этого провести не штука.

7. Итог урока

Учитель: Эта сказка не была напечатана при жизни Пушкина. Почему?

Учитель: Для чего он написал сказку?

Учитель: Какой хотел дать урок? Подтвердите словами текста.

Ученики: “Не гонялся бы ты ,поп ,за дешевизной ”

8. Домашнее задание

Выписать из текста слова и фразы, которые приближены к речи простого народа.
Рисунок к понравившемуся отрывку.