Этап: Автоматизация звуков в словах, в предложениях, в связной устной речи.
Цели:
образовательные:
- Учить детей отгадывать загадки. Понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки.
- Читать слова и предложения.
- Учить образовывать родственные слова.
- Учить согласованию числительных с существительным.
- Учить образовывать притяжательные прилагательные.
- Продолжать учить проводить звуко-слоговой анализ слов.
коррекционные:
- Развивать внимание.
- Развивать логическое мышление, устанавливать причинно-следственные связи между событиями.
- Развивать мелкую моторику рук.
воспитательные:
- Воспитывать умение понимать учебную задачу и разрешать её самостоятельно.
- Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Оборудование: Пластмассовая «синяя птица», предметные картинки, репродукция картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели», карточки-схемы слов, карточка со словом грачевник, мяч, карточка-план описания птицы.
План:
- Орг. момент.
- Проверка домашнего задания. Загадывание загадок детьми. Тема занятия.
- Перелётные птицы.
- Чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» В. Бианки из «Лесной газеты» на фоне картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» без установки на запоминание и пересказ.
- Физминутка.
- Повторное чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» с установкой на запоминание и пересказ.
- Пересказ по цепочке по составленному плану, чётко произнося звуки «Р» и «Рь».
- Итог занятия.
- Домашнее задание.
Ход занятия
I. Орг. момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Определите, пожалуйста, 3-й звук в слове здравствуйте и 1-й звук в слове ребята.
Ученики: В слове здравствуйте 3-й звук «Р». В слове ребята 1-й звук «Рь».
Логопед: Сегодня на занятии мы будем отгадывать загадки, закреплять звуки «Р» и «Рь».
II. Отгадывание загадок. Тема занятия.
1. А вот о чём ещё мы будем говорить вы узнаете, если отгадаете загадки.
1-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звуки «Р» и «Рь» (проверка домашнего задания):
Светает рано по утрам,
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад.
Скворцы к скворечнику летят.
Звенят под крышами капели.
Медведь с еловой встал постели.
Всех солнышко тепло ласкает.
Кто это время года знает?
Ученики: Это время года – весна.
2-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звуки «Р» и «Рь» (проверка домашнего задания):
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит – плохи дела!
А кого паук боится?
Угадали? Это …
Ученики: Это птица.
Логопед: Сегодня на занятии мы будем говорить о весне и о птицах.
2. К нам прилетела «синяя птица удачи». Существует поверие, что если поймаешь её, то тебе во всём будет сопутствовать удача. Назовите, пожалуйста, части тела птицы.
Ученики: У птицы есть: голова, туловище, хвост, крылья, глаза, клюв, перья, лапки, когти.
Логопед: Как называется детёныш птицы?
Ученик: Детёныш птицы называется птенец.
3. Игра «Большой – маленький» с перекидыванием мяча.
Голова – головка, глаза – глазки, клюв – клювик, перо – пёрышко, хвост – хвостик, крылья – крылышки, лапы – лапки.
III. Перелётные птицы.
1. Беседа с опорой на вопросы логопеда.
Логопед: Что делают птицы весной? Все ли птицы весной возвращаются к нам из тёплых краёв? Как называют птиц, которые весной возвращаются к нам из тёплых краёв? Назовите перелётных птиц, которых вы знаете (по цепочке).
Логопед выставляет картинки птиц, которых называют ученики (если таковые имеются). Затем логопед добавляет ещё несколько картинок, называя их, в том числе и «воробья».
2. Игра: «Кто лишний?»
Логопед: Уберите лишнюю картинку и объясните, почему вы считаете, что она лишняя?
Ученики: Лишний воробей, потому что он не перелётная, а зимующая птица.
Логопед: Верно, молодцы! А теперь, пожалуйста, выберите картинки птиц, в названии которых есть звук «Р» или «Рь».
Ученики выбирают картинки, на которых изображены: скворец трясогузка, грач, жаворонок.
Логопед: Верно, молодцы! Итак, они прилетают к нам весной. Давайте покажем, как они летели.
3. Упражнение для мелкой моторики рук: «Птички»
Птички полетели («Птички» – ладони к себе, перекрестив большие пальцы),
Крыльями махали (махи ладонями).
На деревья сели («Деревья» – ладони с широко расставленными пальцами),
Вместе отдыхали. («Птички»)
4. Логопед: Сейчас ребята вам загадают загадки, а вы попробуйте их отгадать, только выслушайте до конца (проверка домашнего задания):
3-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звук «Р»:
Чёрный,
проворный,
кричит «крак» –
червякам враг.
4-й ученик загадывает загадку, чётко произнося звук «Р»:
Ты его узнаешь сразу:
белоклювый, черноглазый,
Он за плугом важно ходит,
червяков, жуков находит.
Верный страж и друг полей,
первый вестник тёплых дней.
Ученики: Эти загадки про грача.
Логопед: В загадке описывается грач. Какой он?
Ученики: Грач белоклювый, черноглазый.
Логопед: Если сравнить по размеру воробья, грача и цаплю, грач какой?
Ученики: Грач мельче цапли, но крупнее воробья.
5. Образование притяжательных прилагательных.
Логопед: У грача чья голова? хвост? крыло? перья? клюв?
Ученики (по цепочке с перекидыванием мяча): У грача грачиная голова. У грача грачиный хвост. У грача грачиное крыло. У грача грачиные перья. У грача грачиный клюв.
Логопед: Подберите, пожалуйста, схему слова грач и объясните, почему вы её выбрали.
На выбор предлагается несколько звуковых схем:
Ученики: К слову грач подходит вторая схема, потому что в этом слове один слог, четыре звука: Г – твёрдый звонкий согласный звук, Р – твёрдый звонкий согласный звук, А – гласный звук, Ч – мягкий глухой согласный звук.
Логопед: Правильно.
6. Образование родственных слов от слова грач:
- Птенец (птенцы) грача – грачонок, грачата
- Их мать – грачиха
- Их гнёзда – грачиные
- Скопление гнёзд – грачевник (Выставляется карточка со словом грачевник)
7. Согласование числительного с существительным.
Логопед: Перед вами картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Попробуйте сосчитать сколько грачей вы видите.
Ученики: Один грач, два грача, три грача, четыре грача, пять грачей, шесть грачей, семь грачей, восемь грачей, девять грачей, десять грачей. …
Логопед: Достаточно. Одним словом скажем – много грачей прилетело.
IV. Чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну»
на фоне картины А.К. Саврасова «Грачи прилетели» без установки на запоминание и пересказ.
Грачи – перелётные птицы, но зимуют они не в жарких странах, а недалеко от родных мест, потому что не боятся морозов. От холода их защищает плотное оперение. Перелетают они в поисках корма.
И возвращаются грачи с зимовки первыми, едва начинает таять снег. С громкими и радостными оглушительными криками «гра-гра-гра» грачи осматривают старые гнёзда, ремонтируют их и вьют новые по несколько гнёзд на одном дереве.
Свои грачевники они устраивают в парках, рощах, скверах, застраивая все вершины деревьев.
Грачи – самые дружные и общительные птицы. Вместе они строят гнёзда, сообща защищают свои жилища от врагов, будь то кот или крупная хищная птица. Грачи всей стаей с громкими криками налетают на врага, клюют и щиплют его до тех пор, пока не обратят его в позорное бегство.
Грачи умны и понятливы, хорошо подражают разным звукам, пению других птиц, голосам некоторых зверей.
Они очень полезны человеку, так как уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах.
Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.
Беседа по содержанию.
- Где зимуют грачи?
- Какие птицы возвращаются первыми весной?
- Когда возвращаются грачи?
- Как грачи вьют гнёзда?
- Как грачи устраивают свои грачевники?
- Как грачи защищают свои жилища?
- Чем питаются грачи?
- Какую пользу приносят грачи?
V. Физминутка.
Руки подняли и помахали –
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут – покажем,
Крылья сложили назад.
VI. Повторное чтение логопедом рассказа «Грачи открыли весну» с установкой на запоминание и пересказ.
VII. Пересказ по цепочке по составленному плану, чётко произнося звуки «Р» и «Рь».
- Как зимуют грачи?
- Где и как строят жилища?
- Как ведут себя грачи в грачевнике?
- Чем питаются грачи?
- Какую пользу приносят грачи?
VIII. Итог занятия.
IX. Домашнее задание.
Пересказать родителям рассказ «Грачи открыли весну», чётко произнося звуки «Р» и «Рь».
Использованная литература:
- В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко Развитие связной речи. Фронтальные логопедические занятия по лексико-семантической теме «Весна» в подготовительной к школе группе. М., 2003.