Цель:
- познакомить учащихся с историей питания;
- развивать речь;
- воспитывать чувство коллективизма.
Ход мероприятия
Хозяйка: Здравствуйте, уважаемые гости! Ух, устала, уморилась. (Откладывает в сторону ухваты. Поправляет платок, вытирает руки.) Небось, думаете, что это она так хлопочет? А знаете первый закон русского гостеприимства? – От души накормить гостей.
Хозяин: Ребята, кто из вас любит вкусно поесть? А у кого какое блюдо самое любимое?
Хозяйка: Для того чтобы приготовить первое и второе блюдо, нужно некоторое умение. А какое самое простое блюдо может приготовить неопытный кулинар? (Ответы ребят.)
Хозяин: Откуда же взялась наука кулинария?
Хозяйка: Существует предание, что у Экспулата, прославленного врача древности, были всесильные помощницы: дочка Гигиена и кухарка Кулина, услаждавшая дни его жизни несравненной кухней. Молва присвоила Кулине имя десятой музы, которых до нее было девять. У римлян десятая муза так и стала называться – Кулинария.
С тех пор и творят люди на кухне, вдохновленные музой Кулинарией.
Хозяин: Сегодня мы с вами, ребята, попутешествуем по удивительной стране Кулинарии и узнаем много нового и интересного.
“По странам и континентам”
1. В одной из европейских стран, жители которой являются истинными гурманами, – ценителями вкусной еды– существует Академия кухни. Назовите эту страну:
- Англия
- Франция (единственная страна в мире, где существуют Академия кухни, Академия гастрономов и Академия вин)
- Америка
2. В виде чего в былые времена на Руси для того, чтобы созвать гостей на именины, им рассылались приглашения?
- Открыток
- Платков
- Пирожков
3. Сколько видов пирогов пекли тогдашние хозяйки-мастерицы?
- Не менее 10
- Не менее 20
- Не менее 50
4. Это блюдо известно и любимо во всех странах земного шара. Оно бывает большим и маленьким, простым и сложным, однослойным и многослойным. А в Дании его называют “королем кухни” и готовят почти 700 видов. Что же это?
- Блины
- Бутерброды (изобрел Николай Коперник. Сначала слово означало “хлеб с маслом”. Сегодня очень большое разнообразие бутербродов)
- Пироги
5. Кто придумал пельмени?
- Узбеки
- Русские
- Удмурты (Когда-то это блюдо считалось у сибирских татар, удмуртов, коми и пермяков ритуальным и называлось “пельняни”, что в дословном переводе означает “тестяное ухо” (“пель” с пермяцкого ухо, “нянь” – тесто). В России о пельменях узнали в 14 – 15 веке, как раз когда начали захватывать территории Зауралья. Говорят, что идея соединенять мясо с тестом пришла с Востока – из Китая или Средней Азии. Но то, что мы едим сегодня, придумали именно на северо-востоке России).
“Частокол”
Выдается одинаковый набор карточек, в котором “зашифрована” пословица. Собрать и расшифровать. (Худ обед, коли хлеба нет; ешь щи с мясом, а нет – так хлеб с квасом).
А вот скажите, что в старину “вторым хлебом называли? (Если точнее: какой овощ?)
- Свекла
- Репа
- Капуста
“Зоркое око”
(разделить на 2 группы)
(Выдаются тексты, в которых “спрятались” названия продуктов, напитков, блюд. Выписать на листочек эти названия).
- Ёжик попал под дождь, и его иголки висели, грустно опустившись вниз. Мимо весело маршировали кузнечики. Добрая рыба нанялась высушить ежа. Она вытерла его полотенцем и положила ему в карман горсть орехов, чтобы ему было чем подкрепиться.
- Однажды нас пригласили в гости на праздник. Но тут выяснилось, что дома сломался очаг. И хотя у нас был всего один теплый носок, мы вышли во двор. На морозе фирменное блюдо казалось еще вкуснее. А начавшийся от костра пожар кое– как был потушен. По телевизору показывали концерт Зыкиной. А я Зыкину люблю, поэтому всех позвал в дом, потом мы кинули монетки в фонтан на счастье, чтобы снова сюда вернуться.
“Черный ящик”
(В черном ящике находятся предметы, которые ребята должны отгадать).
- Этот продукт используется во многих странах мира с глубокой древности. О питательности и полезности этого продукта говорит такой исторический факт. В одной из стран Древнего Востока существовало наказание за провинность слуг, когда человек себе выбирал единственный продукт, которым должен был питаться до конца жизни. От однообразной пищи люди болели и быстро умирали. Лишь один хитрый слуга выбрал себе этот продукт и прожил довольно долго. Что это за продукт?
- С помощью этого продукта лечат многие болезни.
- На 90% продукт состоит из воды; 10% составляют остальные полезные для человека вещества.
- Из этого продукта изготовляют много различных и вкусных вещей: сыр, кефир, йогурт и др. (Молоко)
- К этому продукту отношение людей двоякое. Это вещество смело можно назвать “белым золотом”, потому что его применяют не только в пищевой, но и в других областях промышленности: при очистке металла, изготовление красок, для сохранения кож и продуктов на длительный срок.
- С этим продуктом очень много связано обрядов, примет и суеверий, дошедших до наших дней из прошлого. Например: рассыпать его – к ссоре, бросить в огонь – к очищению, в сочетании с хлебом он является символом богатства, жизни, верности. (Соль)
“Семерка плюс”
(Работа в группах.)
(Это конкурс для юных поваров. “Семерка + быстрота, семерка + смекалка, семерка +знание. За одну минуту группа должна написать семь компонентов, из которых готовят блюда.
- Приготовить плов. (Мясо, лук, морковь, масло, рис, соль, вода)
- Испечь торт. (Масло, сахар, мука, яйца, молоко, ванилин, сода)
“Сказочный пир”
(Просмотреть инсценировку. Вспомнить героев, название, автора).
“Дайте три корочки хлеба и к ним вон того чудно зажаренного барашка, – сказала лиса, и еще того гусенка, да парочку голубей на вертеле, да, пожалуй, еще печеночки…
Шесть штук самых жирных карасей, – приказал кот, – и мелкой рыбы сырой на закуску”.
(Лиса Алиса и кот Базилио. Л.Н.Толстой “Золотой ключик”)
“Кузька сидел за столом и распоряжался:
– Не так, Баба-яга, и не эдак! Я что сказал? Хочу пирогов с творогом! А ты ватрушек напекла. У пирогов творог где? Внутри. А у ватрушек? Сверху. Ешь теперь сама!
– Дитятко милое! Пирогов – то я с морковкой тебе напекла. А ватрушечки румяненькие, душистенькие, сами в рот просятся.
– В твой рот просятся, ты и ешь, – грубо отвечал Кузька. – Одно дитятко и того накормить толком не можешь. Эх ты, Баба-яга, костяная нога!
– Чадушко мое бриллиантовое! Покушай, сделай милость! – уговаривола Яга, поливая медком гору ватрушек. – Горяченькие, свеженькие, с пылу с жару”. (Домовенок Кузя и Баба-яга. Александрова Т.И. “Кузька у Бабы – яги”.)
“Блиц-опрос”
(Должны быстро ответить на вопросы)
- Он бывает сладкий, горький, белый, черный, молочный, пористый. (шоколад)
- Его родина – Испания. Его имя переводится как “золотое яблоко”. В 18 веке им пытались отравить Дж.Вашингтона. убийства не получилось, потому что этот овощ очень вкусный и полезный. (помидор)
- Он всегда и во всех странах был главным на столе. (хлеб)
- Их все время подсчитывают люди, следящие за своим весом. (калории)
- Сушеный абрикос с косточкой называется (урюк)
- Его все время варят, но никогда не едят. (лавровый лист)
- Он приходит во время еды. (аппетит)
- Увидев их на своем столе, один из кардиналов воскликнул: “О, как мило!” – “О, ми кароне!” – и, сам того не подозревая, дал название этому продукту. (макароны).
- Орган тела, позволяющий ощущать вкус пищи. (язык)
- Он бывает цветочный, травяной, зеленый, черный, белый, желтый, красный (чай).
Хозяйка: Молодцы! (Обращается к хозяину.) А ты чего разлегся?
Хозяин: Ох! Устал я. Надоел мне этот шум, а гости наши расходиться не хотят.
Хозяйка: Нельзя же так, обидятся наши гости. Как нам намекнуть, что пора и честь знать? Вспомнила! А ребята мне помогут.
- Культурно раскрывали двери настежь
- Пели песню вроде “колыбельной”
- Выдавали на прощанье пряник “разгоняй”
Хозяин: А правда, хорош обычай! Когда с пряником – то провожают, вежливее как-то. Оно и понятно. Обидеть гостя считали за верх неприличия. Тут свой чин, своя культура.
(Всем раздают пряники)