Задачи:
- повторить правописание безударных окончаний глаголов;
- продолжить формировать умение определять спряжение глаголов;
- продолжать работу по развитию речи учащихся, развивать логическое мышление;
- развивать умение работать в паре и группе.
Оборудование:
- презентация;
- учебник « Русский язык» 4 класс 2007 года «Вентана-Граф» С.В. Иванов, М.И. Кузнецова;
- рабочая тетрадь.
Ход урока
1. Формулирование темы урока.
– Прочитайте слова, написанные на слайде.
Терп…шь, паш…шь, стро…шь, пляш…шь.
– Что общего у них заметили? Доказать. (глаголы, несов. в., наст. в., 2 л., ед.ч.)
– Разделите на 2 столбика.
– Прочитайте ваши варианты.
– Почему эти глаголы вы отнесли к 1 спряжению?
– Почему эти глаголы вы отнесли ко 2 спряжению?
– Два ученика работают у доски с карточками.
– Сверим с компьютером.
– Для чего так важно правильно определять спряжение у глаголов?
– Какая буква будет в безударном личном окончании глаголов 1 и 2 столбика?
– Откройте учебник и прочитайте тему урока.
– В каком блоке находится эта тема?
– Чем мы будем заниматься на уроке?
2. Работа с учебником.
– Чтобы грамотно написать окончания глаголов, что мы должны повторить?
– Как определить спряжение у глаголов?
– Какие глаголы относятся к 1 спряжению?
– Какие глаголы относятся ко 2 спряжению? (слайд презентации)
– Выполняем упражнение 1. (Урок 56)
– Прочитайте задание.
– Возьмите в руки карандаш, обсудите с соседом и выпишите к себе в тетрадь словосочетания, в слова которых нужно вставить букву и.
– От чего зависит выбор буквы Е или И в безударном личном окончании глагола?
– Как определить спряжение глагола?
– Рису…шь в альбоме, слыш…шь св…сток, черт…шь по л…нейке, чита…шь книгу, дума…шь о собаке, бега…шь по улице, держ…шь в памяти, чист…шь ботинк…, пиш…шь письмо, ход…м в б…блиотеку, готов…шь уж…н.
– С одним из словосочетаний составьте предложение. (в паре)
– Прочитайте словосочетания, которые вы записали в тетрадь. (по цепочке)
– Выделите окончания.
– Выборочно доказать.
– Прочитайте свои предложения.
– У какой пары получилось самое интересное предложение? Почему?
– Обратите внимание на правописание окончаний у глаголов.
– О чём должны помнить?
Физ. минутка
Как растут слова
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым –
Был он только словом.
Это слово – слово-корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Вот из сада
Вам рассада.
Вот ещё посадки рядом.
А вот садовод.
С ним садовник идёт.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
(Е. Измайлов)
– О каких словах идёт речь?
– Какие слова называются родственными?
Как начнёшь ты меня гнать,
Перестану я дышать,
Перестанут уши слышать,
Ну а руки всё держать,
На меня начнёшь смотреть,
Будешь ты меня вертеть,
Буду всё равно терпеть,
Буду от тебя зависеть,
Раз ты смог меня обидеть,
Буду я тебя не видеть,
А открыто ненавидеть!
3. Работа с родственными словами.
– Прочитайте задание к упражнению 4.
– Прочитайте слова.
– Что у них общего?
– Какие ещё глаголы исключения 2 спряжения вы знаете?
– О чём мы должны помнить?
– Это задание мы будем выполнять в группах.
– Напомните правила работы в группе.
– Каждой группе даётся одно слово. Дети должны записать как можно больше однокоренных глаголов. (Сильным уч-ся можно предложить подобрать слова разных частей речи либо написать их во 2 лице ед.ч.,в 1 лице мн.ч.)
(Одной из групп можно предложить составить загадку с этим глаголом.)
Видеть, обидеть, смотреть, держать, дышать, терпеть.
– Представитель группы зачитывает глаголы.
– К какому спряжению будут относиться эти глаголы?
– В каком числе и лице стоят эти глаголы?
– Назовите все глаголы-исключения 2 спряжения.
Помните, что к глаголам-исключениям относятся и однокоренные глаголы.
– Какую букву в безударном личном окончании этих глаголов мы будем писать?
4. Работа с фразеологизмами.
– Прочитайте словосочетания.
- пропускает мимо ушей – не замечает
- клюём носом – дремлем
- сложишь голову – погибнешь
- гладите по головке – хвалите
- зарубить на носу – запомнить
– Что это?
– Что такое фразеологизм?
– Дома вы должны были составить небольшой рассказ, в котором было бы много фразеологизмов с глаголами. Прочитайте их.
– Для чего фразеологизмы нужны в речи?
– К фразеологизму подбери глагол близкий по значению, в том же лице и числе.
– Читаем фразеологизм, подбираем глагол, записываем в тетрадь.
– Выделите окончание у глагола, докажите. (На карточках дать задание сильным ученикам.
Замени выделенные слова фразеологизмом. Найди глагол будущего времени, определи спряжение, выдели окончание.
Пригласил нас как-то сын лесника к себе.
Рыбу удить будем, говорит.
Я (очень хорошо это умею делать) ...
Уху сварим – (вкусную) ....
Мы, конечно, обрадовались, (зря поверили) ..., слушаем.
Мой братишка так (обрадовался) ....
Но он нас (обманул) ....Пригласил нас как-то сын лесника к себе.
Рыбу удить будем, говорит.
Я (очень хорошо это умею делать) собаку на этом деле съел.
Уху сварим – (вкусную) пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, (зря поверили) уши развесили, слушаем.
Мой братишка так (обрадовался) голову потерял от счастья.
Но он нас (обманул) водил за нос.
– Дома составьте текст, чтобы в нём было много фразеологизмов. У глаголов выделите окончания и определите спряжение.
– Чтобы грамотно написать окончания глаголов, что мы должны у них определить?
5. Подведение итогов урока.
– Как определить спряжение у глагола?
– Какие глаголы относятся ко 2 спряжению?
– Какие глаголы относятся к 1 спряжению?
– На уроке часто звучало слово спряжение. (окончание)
– Составим синквейн.
- На первой строчке записывается одно слово – существительное.
- На второй – два прилагательных.
- На третьей – три глагола.
- На четвёртой – фраза, состоящая из 4 слов, с помощью которой ученик характеризует тему в целом, высказывает своё отношение к теме.
- На пятой – синоним.
– Прочитайте ваши работы.