Урок русского языка: "Правописание приставок"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • развивать умение правильно писать приставки в словах,
  • развивать речь учащихся,
  • развивать мышление, память, внимание, способствовать активизации мыслительной деятельности,
  • воспитывать уверенность себе, своих силах, интерес к изучению русского языка.

Ход урока

1. Организационный момент.

Чтоб сегодня наш урок
Всем пошёл ребятам впрок.
Постарайся всё понять,
Слушать, думать и вникать!

Урок русского языка.

Приглашаю вас на компьютерную игру. Герой игры котёнок. (слышен голос «Привет, Знайки!») «Сыграем вместе?» «Смелее по дорогам русского языка!»)

2. Минутка чистописания.

Чтобы начать игру введём пароль. Какое слово записано? Элементы, каких букв исчезли с экрана? Попробуйте разгадать код, что может быть зашифровано цифрой? (цифра обозначает порядковый номер буквы в слове)

  • Смех – 3
  • Халва – 1
  • Мороз – 4
  • Парад – 5
  • Ковёр – 3
  • Копилка – 3, коридор –7, птицы – 5

Какие буквы выписали? (е.х.о.д.в.п.р.ы.)

Какую букву можно исключить? (буква Ы. не бывает заглавной)

Ещё какую?

На какие группы можно поделить эти буквы? На какие группы можно поделить буквы, называющие согласные звуки?

Голос котёнка: «МУР, МУР Пароль принят. Вы в игре»

Посмотрите буквы сложились в слова. Какие слова получились?

Дети назвали: вход, переход, ход, выход.

Мы в игре. Какое слово можно исключить? (слово «ход» в нём нет приставки)

3. Что вы знаете о приставках?

Что такое приставка? Какие приставки вы знаете? На какие группы можно разделить приставки? (По букве гласного и по количеству букв) Сегодня будем говорить о правописании приставок. Какие правила вы знаете? (Приставка всегда пишется слитно с корнем; приставка всегда пишется одинаково, независимо от того, как произносится)

Котёнок предлагает задание.

Гадать на от про за под
  1 2 3 4 5
Колоть 6 7 8 9 10

1 вариант – 1, 3, 5.

2 вариант – 6, 7, 9.

Пользуясь кодом, образуйте новые слова при помощи приставок. Запишите эти слова.

(вариант – нагадать, прогадать, подгадать; 2 вариант – наколоть, отколоть, заколоть)

Объяснить написание приставок. (Нужно помнить, что приставки: про, по, от пишутся с буквой О. Приставки: на, за пишутся с буквой а.)

Прочитаем сведения на странице 141. (Учебник для 3 класса. Русский язык /Т.Г.Рамзаева.)

Выпишем примеры.

Наш герой предлагает составить ещё два слова приставкой ра..-. Какие, слова получились? (разгадать и расколоть) (Выслушать мнения детей)

Мы говорили приставки пишутся одинаково. Не зря говорят, что у каждого правила есть исключения. Есть и исключение в правописании приставок.

4. На экране появляется запись:

Разговор, безработный, изнеженный.
Рассказ, бесконечный, исследователь.

Сравните слова, записанные на экране. Что вы можете про них сказать? (одни и те же приставки пишутся с разными буквами: раз- -рос-, бес-, без-, из-, ис-)

Правильно, и чтобы правильно записать такую приставку, нужно знать один секрет. Прочитаем слова первой строчки.

На какой звук заканчивается приставка в первой строчке? (На звонкий) А во втором? (На глухой) А теперь сравним с какого звука начинается корень в первой строчке слов и во второй. И так, кто можем сделать вывод? (Если корень начинается на звонкий согласный, то в приставке тоже пишется звонкий согласный з , если корень начинается с глухого согласного, то в приставке пишется глухой согласный с.)

Голос котёнка: «Молодцы Знайки!»

5. Физкультминутка.

Голос котёнка: «Ребята у нас в игре музыкальная пауза. Потанцуем под мою весёлую песенку

«Живут на свете, людям помогая ,
Приставки воз-, раз-, через-, из- и без-,
Но звук глухой согласный их встречает,
И мы их пишем только с буквой с.
Глухие звуки – это непоседы.
Они спокойно не желают жить,
Они мечтают звонкого соседа
Во что бы настало оглушить.»

Подбор слов с заданными приставками.

Выполним упражнение 336.

Упражнение выполняем, работая в парах.

6. Голос котёнка: «Вы допущены к новому уровню.»

На экране текст:

Компьютерная игра не просто развлечение. Её герои могут многому нас научить.
Вот _____ чудовище сражается с _____ рыцарем. _____ злодей собирается расправиться с гномами. Смелый принц спасает принцессу. Из слов для справок подберите нужное слово и вставьте в предложение. (Слова для справок бе-жалостное , бе-страшным бе-честный бе-защитный). Записать текст в тетрадь.

Взаимопроверка.

Голос котёнка:

«Не привыкайте к чудесам – дивитесь им, дивитесь!
За мигом миг, за шагом шаг. Впадайте в изумленье.
Все будет так – и всё не так через одно мгновение.»

Как вы оцениваете свою работу? (Дети оценивают себя)

Голос котёнка:

«Кто старается всегда.
Тот осилит все дела.
Всё поймёт, Разберётся и смекнёт.
МУР-МУР! Успехов вам друзья!
Попутешествуем ещё по дорогам русского языка! До свидания!»