Цель: закреплять навык различия и правильного произношения звука [э], а также письма слов с буквой э.
Задачи:
- развивать умения различать звук [э] в словах и обозначать его на письме соответствующей буквой;
- совершенствовать навыки грамотного письма, фонематический слух;
- коррегировать зрительное восприятие, концентрацию внимания;
- обогащать словарный запас школьников путём знакомства с новыми словами «экскаватор», «эскалатор», «эскимо»;
- познакомить детей с новым словарным словом – «Москва»;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, толерантность при работе в коллективе.
Оборудование: О.И. Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку» . – М.: ВАКО, 2008.; Е.М. Матвеева «Коррекционное обучение. Русский язык. Конспекты уроков. 2 класс. I часть». – Волгоград: Учитель, 2009; Т.Г. Рамзаева «Русский язык. 2 класс». – М.: Дрофа, 2009: картинки мальчика и девочки (Эдика и Эли); карточка со словарным словом «Москва» и иллюстрации с изображением видов Москвы, предметные картинки с изображением экскаватора, эскалатора, эскимо и соответствующие надписи на карточках; карточки для индивидуальной работы; задание на концентрацию внимания.
Ход урока
I. Организационный этап урока
Учитель: Какое прекрасное утро. Я рада вас видеть. Я хочу подарить вам свою улыбку, а вы улыбнитесь мне, друг другу. Давайте скажем друг другу добрые слова: «Постарайся», «Пиши красиво», «Я тебе помогу», «Не подведи, получи 5».
Далее учитель прослушивает 2-3 пары вслух.
Учитель: Наш урок обязательно будет успешным!
II. Сообщение темы и целей урока
(На доске размещены картинки мальчика и девочки)
Учитель: Сегодня на уроке к нам пришли ваши ровесники («А кто такие ровесники?») Эдик и Эля. С какого звука начинаются их имена? (Ответы детей) Сегодня на уроке вы повторите всё, что знаете о звуке [э], узнаете новые слова с этой буквой, будете выделять звуки и букву э в начале слова.
Характеристика звука.
– Произнесите ещё раз имя девочки, которая пришла к нам сегодня на урок? (Эля)
– Назовите первый звук в имени ([э]). Ещё раз ([э]).
– Встречает ли воздух преграду при его произношении или проходит через горлышко свободно?
– Попытайтесь его попеть, потянуть. Расскажите всё, что знаете о звуке [э] (Он гласный, может быть ударным или безударным, может образовывать слог).
– Молодцы.
III. Минутка чистописания.
Учитель: Сегодня мы будем писать с вами букву Э, э. На что похожа буква э? (На ласточку, на растянутый лук, на букву с только наоборот, на рот с торчащим языком).
На доску педагог вывешивает демонстрационный материал с письменным изображением букв Э, э. Учитель объясняет написание буквы Э по демонстрационному материалу: начинаю писать чуть ниже верхней линии рабочей строки. Плавно веду закругление до верхней линии рабочей строки, закругляю по линии и начинаю писать внутренний полуовал до нижней линии рабочей строки, закругляю по нижней линии и поднимаюсь чуть вверх от рабочей строки. Второй элемент начинаю писать посередине рабочей строки.
Дети с нарушением каллиграфии выполняют данную работу по кальке, остальные – пишут в тетрадях три раза.
Учитель: А теперь давайте попробуем написать эту букву на доске.
– А сейчас в тетрадях напишите три раза заглавную букву Э. В чём отличие строчной буквы от заглавной?
Аналогичная работа проводится с заглавной буквой Э (и на кальке и на доске).
Знакомство с новым словарным словом
Учитель: Ребята, а жили наши герои – Эля и Эдик – в столице нашей родины.
– Кто знает столицу России? (ответы детей)
(Учитель вывешивает на доску карточку со словарным словом: МОСКВА и видами на Красную Площадь. Попутно идёт рассказ педагога о величии и красоте Москвы).
– Ребята, у русского народа есть даже пословицы, стихи о Москве:
КТО В МОСКВЕ НЕ БЫВАЛ, КРАСОТЫ НЕ ВИДАЛ.
Хорошо на московском просторе
Светят звёзды Кремля в синеве.
(В. Гусев)
– Москва – столица нашей родины, один из самых крупных и красивых городов в нашей стране и во всём мире. Расположен он на берегу Москвы – реки. Название реки возникло значительно раньше, чем название города, от слова «моцка» - «небольшой водоём», слово подчёркивает небольшие размеры Москвы – реки по сравнению с Окой, в которую она впадает, или с Волгой, протекающей рядом.
– Почему это слово записано с заглавной буквы?
– Какое здесь ошибкоопасное место? Запишите слово к себе в словарики.
– Сколько слогов в слове? На какой слог падает ударение? Какую безударную гласную подчеркнём и запомним? А теперь закройте свои словарики и устно придумайте предложение со словом Москва.
IV. Работа по теме урока
Наблюдение над словами с буквой Э.
Учитель: Наши герои Эдик и Эля были такие любопытные, что решили отправиться вдвоём на экскурсию по Москве. А можно ли гулять детям одним? Почему?
Только вышли они из дома, смотрят, огромная машина с большущей рукой. Ребята и спрашивают:
– Рученька-ручища,
Что в земле ты ищешь?
– Ничего я не ищу,
Землю рою и тащу.
– Кто догадался, что за машину встретили дети?
Учитель вывешивает на доску иллюстрацию с изображением экскаватора и карточку с соответствующей надписью.
– А кто знает, как будет называться профессия человека, который работает на этой машине? (экскаваторщик)
– Давайте в учебнике, на странице двадцать четыре, прочтём, какую работу выполняет эта машина.
– Запишите это слово с красной строки в тетради и подчеркните букву э в слове.
Учитель: Посмотрели дети и отправились дальше. Смотрят: на пути большой магазин, в котором можно купить всё что угодно: и вещи, и продукты – универмаг. Зашли ребята внутрь и отправились к движущейся вверх лестнице, которая называется: эскалатор.
Учитель вывешивает на доску иллюстрацию с изображением эскалатора и карточку с соответствующей надписью.
– А ещё такую лестницу можно встретить в аэропорту, метро. Но передвигаясь по ней, нужно помнить и соблюдать простые правила безопасности : не толкаться, быть внимательным. Давайте прочтём всё об эскалаторе на странице двадцать четыре учебника.
– Запишите это слово себе в тетрадь, запомните, что оно обозначает. Разделите это слово на слоги. Как легко определит количество слогов в слове?
Учитель: Побродили дети по магазину, купили себе мороженое на палочке, которое называется – эскимо.
Учитель вывешивает на доску иллюстрацию с изображением эскимо и карточку с соответствующей надписью.
– Запишите это слово в тетради, поставьте ударение. Кто сможет устно придумать предложение с этим словом?
V. Физкультминутка
– Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку для глаз.
– Головку держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз.
– Глазками начертите круг, треугольник, квадрат.
– Закройте глазки.
– А теперь открываем глаза и продолжаем работу.
VI. Закрепление пройденного материала
1. Задание «Сцепленные буквы» на концентрацию внимания.
– Какие буквы вы здесь видите?
2. Работа по учебнику.
Учитель: Вышли ребята из магазина, а на улице вечере. Пора домой возвращаться. Вот и электрические лампочки зажглись в домах. Засветились экраны телевизоров. Идут передачи из Москвы.
– Какие слова со звуком [э] услышали?
Учитель: Вернулись ребята, хорошо погуляли, много интересного увидели, а уроки – то не сделаны. И сели они домашнее задание выполнять. Не хотите им помочь?
Работа у доски с комментированием. Страница 23 учебника, упражнение 38.
– Первое предложение будем выполнять у доски.
Пока идёт работа у доски, в это время несколько учеников работают самостоятельно по разноуровневым индивидуальным карточкам.
– А вот второе предложение спишите самостоятельно.
– А какие телепередачи вы любите смотреть по телевизору?
– После выполненного упражнения, можно и отдохнуть.
3. Игра «Доскажи словечко».
– Я начинаю, а вы подсказываете мне в рифму последнее слово. Даю вам подсказку: слово-отгадка начинается на букву Э.
В горах блуждая за тобой,
Откликнусь я на зов любой. (Эхо)
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество,
Это … (Электричество)
– А можно ли баловаться с электричеством? Почему?
VII. Итог урока
Учитель: С какой буквой сегодня работали? А звуком? Сколько новых слов записали с буквой Э? Слова с буквой Э в нашей речи мы упоминаем не очень часто, поэтому многие из вас слышали новые слова впервые, и они оказались для вас непонятными. В русском языке великое множество слов, постоянно появляются новые. Чтобы их все знать, надо очень много читать, быть любознательным. Поэтому читайте больше, общайтесь друг с другом, со взрослыми, задавайте вопросы и вы тоже будете много знать.
VIII. Домашнее задание
Выучить новое словарное слово и выполнить упражнение 36 на странице 23 нашего учебника.
IX. Рефлексия
Учитель: Вы хорошо поработали. Кто считает, что был умничкой? Почему?
– Кому надо постараться, подтянуться?
– Каким героям скажем сегодня «Спасибо»?
– Что им пожелаем? Этого же я желаю и вам: быть внимательными, много читать, слушаться взрослых, вовремя выполнять домашнее задание и хорошо учиться.