Духовно-нравственное воспитание через урок "Православная культура" и кружок "Театральное искусство" в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Социальная педагогика


Раз в жизни мы бываем творцами в области искусства, именно в детстве и юношестве…
П. Блонский.

Воспитание человека, гармонически сочетающего в себе духовное, нравственное и физическое совершенство, должно включать все элементы, обеспечивающие его всестороннее развитие.
Т. Беркман.

Детское творчество как явление художественной культуры – наше недавнее приобретение, это проблема наших дней. Я давно заметила, что талантливы все дети, а поэтому искала и продолжаю искать такие методы обучения и воспитания, которые развивают творческие способности детей. Все больше и больше убеждаюсь в том, что человек по природе – творец. Для меня очень важно, чтобы ребенок мог изобразить, сочинить что-то имеющее самостоятельную ценность.

У детей, пришедших в первый класс, еще мал жизненный опыт, не развит личностный подход к искусству, поэтому я стараюсь увидеть способности каждого ученика – зародыш его эстетической позиции.

Случилось так, что в моей профессиональной деятельности появился предмет «Православная культура». И, очевидно, это не случайно. Я сразу обратила внимание на то, что многие темы курса перекликались с темами театральных занятий. Это означало, что у нас с детьми появилась возможность достаточно глубоко рассмотреть духовный и нравственный стержень человека и красоту окружающего мира как через урок «Православная культура», так и через театральные занятия.

Одной из задач учебного предмета является развитие навыков художественной деятельности и эстетических потребностей учащихся. А умения в области православной культуры предполагают творческое применение полученных знаний в повседневной жизни. Ребенок должен овладеть языковыми навыками православной культуры. Это связано с развитием творческого мышления. Задатки творческого восприятия детей характеризуются взаимосвязью нравственных и эстетических категорий. И эту взаимосвязь я увидела между предметом «Православная культура» и театральными занятиями.

Опираясь на основные принципы театра и систему К.С. Станиславского, я разработала адаптивную программу «Духовно-нравственное воспитание через урок «Православная культура» и кружок «Театральное искусство» в начальной школе».

Настоящая программа – авторское предложение одного из путей построения курса «Православная культура» и театральных занятий во внеурочное время. Она представляет собой, с одной стороны, адаптированную к конкретным условиям начальной школы модификацию программы «Театр» (Программы общеобразовательных учреждений. I – XI классы. – М.: Просвещение, 1998), а с другой – авторскую конкретизацию этой программы.

Учитывая возрастные особенности младших школьников, в свою программу я включила раздел по времена года: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», которые расширены и углублены по мере взросления учащихся.

В преподавании «Православной культуры» и на театральных занятиях ставлю перед собой следующие цели и задачи:

  • содействовать духовно-нравственному воспитанию учащихся;
  • формировать убеждения, навыки и нравственное поведение;
  • развивать творческие способности каждого ребенка;
  • формировать общительного человека, владеющего и телом, и словом, способного вступать в диалог с товарищами, взрослыми людьми;
  • развивать фантазию, память, внимание, чувство ритма, пространства, времени, слова.

Такие темы курса, как «Красота в окружающем мире», «Поиски красивого вокруг себя. Красота рукотворная и нерукотворная», «Как изобразить доброе и красивое?», «Красота и радость в жизни людей», «Как сохранить красивый Божий мир? Нагорная проповедь», дают возможность понимания духовного смысла окружающего мира, создания духовно-нравственного героя в этюдах и упражнениях.

В настоящее время существует несколько вариантов преподавания предмета «Православная культура». Один из них – краеведение. Красной нитью проходят темы краеведческого характера через программу «Духовно-нравственное воспитание через урок «Православная культура» и кружок «Театральное искусство» в начальной школе», что является еще одной точкой соприкосновения данного предмета и театральных занятий.

Этюдные задания, предложенные в данной программе, дают возможность ребенку превратиться во что-то или в кого-то. Этюд – это упражнения импровизационного характера, имеющие небольшой сюжет, эпизоды которого отличаются целостностью, образностью, ассоциативностью. Этюд является событийным эпизодом, который возник, развился, исчерпался. Происшествия в этюдах хоть и маленькие, но для ребенка имеют грандиозное значение.

Стараюсь уловить «творческий импульс», исходящий от ребенка, развить его способности. Но это не означает, что учить творчеству нельзя, убеждена: спонтанное творчество стихает, спадает на нет.

Приступая к работе над этюдом, настраиваю детей на то, что мы будем подробно обсуждать содержание, дополнять и дофразировать историю, приключившуюся со Стрекозой и Муравьем. Напоминаю ребятам о том, что на уроках «Православной культуры» мы не раз говорили о щедрости и великодушии. В раннем возрасте очень большую опасность представляет эгоизм. Это чувство начинается с того, что маленькие дети сосредотачивают свои помыслы вокруг себя, все их душевные силы направлены на удовлетворение собственных желаний, что и происходит с героиней нашего этюда Стрекозой. При такой направленности духовной жизни человек испытывает жалость к самому себе. Там, где есть жалость к себе, сердце закрывается для щедрости и бескорыстия, человек становится глухим к нуждам и заботам других. Но все-таки хорошо, что есть на свете щедрые и великодушные люди, которые богаты духом, а плоды их духовного труда – великодушие, чистосердечие, светлый разум, чистая совесть.

Каждый ребенок предлагает свое понимание сюжета, свое продолжение басни. Подробно анализируем, где жила, что ела, как Стрекоза развлекалась «лето красное». Предлагаю ребятам попробовать изобразить Стрекозу без слов: через походку, жесты, мимику. Затем разбираем варианты поведения Муравья, в случае, если бы он сжалился над Стрекозой и впустил ее в дом (а именно такой вариант чаше всего предлагают дети), как бы он перевоспитывал и приучал ее к труду, какие бы сложились взаимоотношения между героями.

Каждый ребенок показывает свой вариант, близкий направленности его характера, его пониманию происходящих событий. Рождаются неповторимые шедевры детского творчества. Детям интересно наблюдать за своими товарищами, так как они видят новизну каждой интерпретации этюда.

Первый урок в третьем классе начинается с темы «Красота и радость в жизни людей». Задаю вопросы: «Как мы отдыхали летом?», «Что видели красивого?», «Что из виденного нами летом понравилось?». Чаще всего дети начинают говорить об отдыхе на море. «А давайте мы с вами заглянем в глубину морскую через знакомую сказку Г. – Х, Андерсена «Русалочка», - продолжаю эту тему уже на театральных занятиях. - Давайте рассмотрим красоту морских глубин и немного пофантазируем о главной героине сказки Русалочке!». Поэтические строки очень точно настраивают ребят на тему занятий:

Так вот оно море! Горит бирюзой,
Жемчужною пеной сверкает!
На влажную отмель волна за волной
Тревожно и тяжко взбегая…
Я о море рассказать не могу.
Море нужно посмотреть хоть разок.
Нужно щеку положить на песок
И ладонью провести по песку.
А вода к тебе сама подойдет,
Пошептавшись по секрету с песком,
Подберется потихоньку ползком,
И потрется о коленку как кот.

Незаметно ввожу фонограмму шума морского прибоя, не объясняя, что звучит. Морская стихия была мгновенно узнана, и сразу же начались оживленные разговоры о морских прогулках, купании.

Внимательно наблюдаю за ребятами. У них зреет практическое исполнение этюда. Они, собравшись группами, оживленно обсуждают, жестикулируя и перебивая друг друга. Ребята выстраиваются в две линии в шахматном порядке, затаив дыхание и дождавшись подходящего момента, первой «волной» с взмывающими вверх руками двинулись вперед, затем «волна» откатывается назад, а вторая линия догоняет первую. Постепенно дети начинают чувствовать плечо своего товарища, работают, подчиняясь звукам моря, и более мягко движутся в необычном для них ритме.

Невозможно не вспомнить сейчас о самой сказке.

Притихшее море
Сползает медленно с гальки.
Слепнут ночные птицы.
Сосны вдевают в иголки
Алые нити.

Именно такое состояние природы побуждало Русалочку со своими сестрицами подниматься со дна морского, чтобы порезвиться на волнах и прикоснуться к другой жизни, для них не знакомой.

Когда скользнет последний луч,
Лаская нежно пену кружев,
Качаясь на волнах у круч,
Увидишь стайку сказочных подружек.

Прекрасны волосы – волнам под стать,
И отблеск зелени и синевы в глазах,
На лоно вод набросят сети,
Прелестницы русалки очаруют, заманят…

Девочки, втайне от мальчиков на уроках ритмики готовили «Танец русалок» и теперь, очень органично двигаясь, напоминали танцующих рыбок из мультфильма по сказке А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Они поразили мальчишек таким продолжением этюда. Ребята восхищено следили за движущимися «русалками», а когда те присели на «сером валуне», изящно уложив «хвост», и поправляя свои густые волосы, восторгу не было конца.

У берега тихо качалась вода,
Смотрела на небо морская звезда:
- Там сестры мои, чай завидуют мне.
Вон, скажут, живет
На какой глубине!

Настраиваю ребят на продолжение этюда. «А если бы мы с вами попали на дно морское, что бы нам сразу бросилось в глаза?» – спросила я. «Растения, рыбки, темнота», - отвечали ребята. Уточнили, что растения в море называются водорослями, потому что живут в воде. «А что особенного в их жизни происходит?» «Они все время плавно движутся, как бы танцуют!»

Загляну я в глубину,
Я водицы зачерпну,
В чистой, чистой глубине
Руки – листья, руки – стебли,
Тянут водоросли мне.

Там, на дне, качаясь зыбко,
Извиваясь и скользя,
В танце медленно и гибко
Околдуют вдруг меня…

Завораживающие звуки арфы помогают ребятам передать образ водорослей. В руках они держат заранее приготовленные легкие шарфы. Включаем только приглушенный розовый свет, который создает загадочную атмосферу, и импровизированные «водоросли» грациозно движутся, наполненные внутренним торжеством и вдохновением. И от всего этого великолепия ребята-зрители затихают и задумываются о чем-то своем, и кажется, что еще чуть-чуть и можно увидеть коралловые ветки, морских звезд, жемчуга, черных крабов, белых опалов.

В темах курса «Православная культура» «Праздник дня защитника Отечества», «Ступенька Благочестие», «Святой богатырь Илья Муромец», «Доброе имя – в славе моего отечества», «Россия помнит. Святыни родного края», где мы говорим о Родине – земле, породившей и взрастившей нас, невозможно не говорить о нашей малой Родине, жизнь без которой немыслима без того дома, где ты родился, дворика, улицы, где протекало твое детство. Родина! Россия! Русь – это бескрайние поля, волнами уходящие к горизонту, и белеющие, как невесты, березы, которые радуют взор своей зеленой листвой, и, конечно же, высокая церковь с голубыми, как небо, куполами. Эту тему мы разрабатываем на театральных занятиях в таких этюдах, как «Деревья в осенних платьях», «Журавлиный клин» и других.

«Ребята, вы видели, как журавли улетают осенью в жаркие страны?» - спрашиваю я перед началом работы над этюдом. « Да! – кричат дети, соединив руки клинышком, еще не умея дать определение форме. - Они летят вот так!»

Построившись клином, летят журавли.
Дорогою длинной летят журавли.
Летят над деревней, над нашей трубой.
Летят, оставляя всех птиц за собой.

Читаю стихотворение Марины Бородницкой, одновременно тихо вводя тему лебедей из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро», пронизанную тоской и тревогой, неопределенностью и щемящей светлой грустью. «А как выглядит журавль?» – пытаюсь выяснить я. И мгновенно весь класс взмахивает руками – «крыльями», вытянув корпус тела вперед. Значит, видели, значит, представляют себе эту грустную птицу. Продолжаю дальше читать стихотворение:

Роса ложится на траву,
В лесу вечернем тихо.
Чу, журавленку своему
Курлычет журавлиха:
«Свети нам, солнышко, свети,
Проснувшись утром рано.
Пока ты здесь – не улетим
На юг в чужие страны.
Зимой тоскуют журавли
И лета не дождутся -
Скорее из чужой земли
В зеленый лес вернуться…»
Над лесом месяц проглянул
И выплыл понемногу.
Под песню мамину уснул
Сыночек длинноногий.

На репетициях, сколько бы раз ни читал это стихотворение мальчик с большими выразительными глазами, его опять и опять слушали, затаив дыхание. Так тонко и точно передавал он этого длинноногого сыночка, очень похожий сам на него, что завораживал своим чтением и игрой.

Ребята выстраиваются ломанным клином, как в жизни, или, точнее, в небе, и за «вожаком», вытянув шеи и подавшись вперед, клин двинулся к «югу». В едином порыве торжественно и величаво взмахивали руки – «крылья» под светлую музыку П.И. Чайковского. «Давайте попрощаемся с родным краем до весны», - предложила я. И дети стали имитировать тревожный, печальный журавлиный крик. Кто-то попытался каркнуть, но тут же был одернут своим соседом, который возмущенно шептал ему на ухо, что он что-то перепутал.

А затем мы вспоминаем с ребятами, где живут журавли, какие у них гнезда, чем они питаются, и какая у них замечательная «одежда» из перьев.

Особую радость доставляет детям подготовка театрализованного представления «Рождество Христово». Все события, которые предшествовали этому празднику, мы с детьми подробно обсуждаем на уроке, пытаясь как можно глубже заглянуть в происходящее тех далеких дней. Первый вывод, который делают ребята, - это красивый, радостный и торжественный праздник с особым оттенком внутренней душевной просветленности. Дату этого праздника знают все. И установлена она в память рождения Христа Спасителя.

Сценарий этого праздника составляется с особым трепетом, потому как его герои: и Мария и Иосифом, и вифлеемские пастухи, и ангел, и некая особенная звезда – все это необычные образы, дающие нам с ребятами возможность прикосновения к яркой, духовной красоте.

Музыка подбирается с хрустальным перезвоном колокольчиков, вокализы сопровождают все представление.

Родители помогают приготовить костюмы, которые ребята одевают с особой радостью. Атмосфера необычной торжественности царит на самом представлении.

И в такие минуты я понимаю, что воспитывая детей на театральной, музыкальной культуре русского народа, мы можем возродить и развить генетически присущие русскому народу «всечеловечность» и «отзывчивость», которые лежат в основе духовно-нравственного развития личности.