Воспитывает каждая минута жизни, каждый уголок земли, каждый человек, с которым личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом. Осмысливать многогранные воспитывающие воздействия окружающего мира – в этом как раз и заключается организующая воспитательная роль школы, педагога.
В.А.Сухомлинский.
Одной из задач воспитания младших школьников
ставлю работу по сплочению классного коллектива.
Используя метод ученического самоуправления,
подключаю школьников к организации совместной
жизнедеятельности в коллективе,
самообслуживанию, организации школьных дел,
культурному разрешению конфликтов путем
договаривания.
Самоуправление в классе обеспечивает всем
учащимся равные права в управлении делами
коллектива. Каждый может попробовать себя в роли
организатора и понять, насколько это
соответствует его индивидуальным особенностям и
возможностям.
В первом классе для создания классного коллектива поставила задачу: помочь детям понять, что они теперь не просто школьники, у них есть свои законы и правила, которые они должны научиться выполнять. В первую очередь научила детей выполнять свои поручения и держать ответ перед товарищами за проделанную работу. Воспитывала в детях дух товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь друг другу. Формировала у детей такие качества и привычки поведения, как стремление говорить правду, поступать по справедливости, быть точным, исполнительным, уважительным к старшим, нетерпимость к лени и зазнайству, грубости, лжи, к тем, кто обижает младших, кто не любит природу, ломает деревья, обижает животных; прививала любовь к чтению, развивала их любознательность, любовь к природе, здоровому образу жизни.
Форма организации работы – игра. Класс – команда большого парусника. Команда «Дружба», Капитан – Дудин Сергей. Чтобы игра шла непрерывно, нужны помощники капитану. Познакомила с обязанностями дежурных, цветоводов, санитаров. Ребятам нравилось выполнять обязанности, меняла их по четвертям. Все дети в течение года выполняли какую-то роль.
Во втором классе уже высшим органом стало являться классное ученическое собрание, которое избирает Совет класса. В состав Совета входят капитан и руководители микрогрупп, которые организуют деятельность учащихся в классе по направлениям воспитательной работы.
«Хозяева» – дежурят по классу,
обеспечивают чистоту в помещении, заботятся о
порядке на переменах.
«Художники» – готовят творческие
поздравления с днем рождения от имени коллектива
(рисуют открытки, пишут стихи и т.д.).
«Санитары» – заботятся о внешнем виде
товарищей, заботятся о выполнении санитарно-гигиенического
режима.
«Книголюбы» – заботятся о сохранности
учебников, проводят рейды «Твой портфель»,
устраивают книжные выставки, собирают
библиотечку своего класса, ведут «книжную
больничку».
«Мудрейшие» – работают с газетами и
журналами, ведут рубрику в классном уголке «Это
интересно».
«Друзья природы» – заботятся о цветах,
растениях в классе, участвуют сами и привлекают
товарищей в операциях по защите природы.
«Затейники» – находят и придумывают
познавательные и подвижные игры, вместе с
учителем придумывают интересные, увлекательные
классные мероприятия, в том числе с участием
родителей.
«Друзья спорта» – готовят серии
упражнений и проводят физкультминутки, помогают
учителю проводить спортивные игры, организуют
динамические паузы.
«Журналисты» – вместе с «Художниками»
выпускают классные стенные газеты, «боевые
листки».
В результате работы сложилась следующая структура самоуправления:
Каждое поручение носит общественно-значимый
воспитывающий и развивающий характер. Ребята –
организаторы чувствуют, что их деятельность
нужна другим школьникам, школе, социуму, при этом
осознают ответственность за ее выполнение.
В начале третьего года обучения провела
диагностику с целью корректировки обязанностей,
выяснила, что дети хотят продолжить игру –
путешествие на паруснике. Ребята предложили
оставить обязанности управления с
незначительными перестановками. Уже
установились уважительные и доверительные
отношения. Ребята больше проявляют
самостоятельности. Я, как классный руководитель,
направляю, подсказываю, корректирую. Актив
класса работает в содружестве с органами
школьного самоуправления. Учащиеся моего класса
являются активными участниками общешкольных
праздников, трудовых акций, а в некоторых случаях
их инициаторами. В 2008 – 2009 учебном году приняли
участие в общешкольном конкурсе «Класс года». По
итогам на общешкольной линейке была вручена
грамота за занятое I место, а классный
руководитель получил грамоту победителя
конкурса «Самый классный классный».