Тема: Все растения важны, все растения нужны.
Цели:
- дать учащимся сведения об интересных, удивительных растениях нашей планеты;
- показать важность и ценность каждого растения на Земле;
- развивать наблюдательность, внимание;
- открыть большие возможности для познавательной деятельности учащихся;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: фотографии, рисунки удивительных растений, гербарий, кроссворд, карточки с заданиями для игры «Счастливый случай», презентация (Приложение 1).
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Сообщение темы занятия
– Сегодня мы познакомимся с удивительными
растениями нашей планеты. Велик растительный мир
Земли: почти полмиллиона видов растений,
разнообразных по размерам, внешнему виду и
образу жизни, населяют нашу планету. Одни –
гиганты, другие видны только при сильном
увеличении, одни отличаются сложнейшим
строением, другие просты и состоят всего лишь из
одной клетки. Одни имеют роскошную окраску,
другие бесцветны. Одни живут на суше, другие –
обитатели водных просторов.
В этом необъятном многообразии земной флоры
немало удивительных растений, которые, например,
могут расти без почвы, могут питаться насекомыми
и даже птицами, помогают человеку своими
целебными свойствами.
II. Экологическая станция
– Какие же растения самые полезные, самые замечательные? Посмотрите сценку «Как поспорили растения» и ответьте на вопрос.
Как поспорили растения
Автор. Был очень хороший весенний
день. Солнце светило так ласково, словно
улыбалось. Ветерок был легким и теплым. И никак не
верилось, что весна только-только началась. В
такой день растения просто не могли не
заговорить. И они заговорили, завели между собой
спор: какое из них, растений, самое замечательное.
Мать-и-мачеха. Самое замечательное
растение – это я, – мать-и-мачеха. Потому, что я
самая смелая! Я зацвела раньше всех – на первых
проталинах!
Медуница. Подумаешь, я – медуница –
зацвела чуть-чуть попозже, но зато как зацвела!
Посмотрите: есть на мне цветки красные, есть
фиолетовые, есть синие. Сначала-то все были
красные, а потом взяли и переоделись! Самое
замечательное растение – я, потому что самое
разноцветное.
Хохлатка. Может быть… может быть, вы
смелые, и благородные, но я лучше вас. Потому что я
– хохлатка – самая и нежная. Хороший человек до
меня даже дотронуться не решится, такая я нежная.
Совсем недолго радую людей своей хрупкой
красотой. А потом, ох, увядаю…
Ветреница. Ну нет, это еще доказать надо,
кто самый нежный! Меня вот от каждого ветерка
качает. За это и ветреницей назвали. Посмотрите,
какой у меня стебелек – тонкий-тонкий…
Автор. Но растения продолжали спорить.
Медуница сказала, что она не только самая
разноцветная, но и самая медоносная, недаром ее
так любят шмели и пчелы. Хохлатка похвасталась
хохолками, которые у нее есть на цветках…
И тут появился Человек. Он услышал спор растений
и улыбнулся.
Человек. Да, ты, Мать-и-мачеха, самая
смелая. А ты, Медуница, разноцветная и медоносная.
Вы, Хохлатка и Ветреница, самые нежные. Чистяк –
умытый и свежий… Но замечательны вы все! Вы все
прекрасны! И все, все без исключения дороги нам,
людям.
III. Знакомство с удивительными растениями
– Сегодня я вам расскажу о некоторых
удивительных представителях растительного мира.
Жемчужина лесов – так можно назвать один из
районов Южной Америки. Там встречается 600 видов
древесных пород – в три раза больше, чем во всей
Европе!
Здесь есть деревья, которые невозможно срубить
топором: он тупит-ся – настолько прочна
древесина. Дерево тонет в воде, как камень или
железо, поэтому его называют железным – бакаут.
Бальзовое дерево, наоборот, очень легкое, легче
пробки. Из стволов таких деревьев был сделан плот
«Кон-Тики», на котором норвежский путешественник
Тур Хейердал со своими спутниками совершил
путешествие через Тихий океан.
«Бальза» означает «плот». Это дерево так быстро и
непрерывно растёт, что на древесине не остается
годичных колец. Древесина переполнена соком,
поэтому срубленное дерево очень тяжёлое и
перепилить его можно только очень острой пилой, к
тому же оно через 1–2 дня сгнивает. Но если бревно
поставить прямо на землю, чтобы из него вытек сок,
то высохшая древесина будет крепче дубовой и в то
же время легкой.
Есть саговое, дынное, кофейное деревья и много
других, из которых можно получить волокно для
мешковины, масло, сахар, кофе, каучук.
Вы знаете, что у многих деревьев созревают
различные плоды. Эти плоды разнообразны по форме,
размеру, вкусу, составу. Некоторые плоды называют
сказочными. Например, сказочным плодом считали в
XVI веке чудесные зерна какао.
Древние люди приписывали какао божественное
происхождение, а зерна использовали вместо
денег. Приготовляли из этих зерен и популярный
напиток чоколать – горькая вода.
Плоды растут прямо на стволе, их называют
«каках-уатль» – отсюда, видимо, и пошло название
напитка – какао.
Настоящее сокровище для жителей Океании –
хлебное дерево. Его плоды весом более 20 кг
заменяют местным жителям хлеб. Эти плоды едят
сырыми, вареными, но чаще сбраживают, пекут и
получают хлеб, который по вкусу напоминает наш.
Дерево дает плоды ежегодно в течение 70 лет.
Из луба дерева изготавливают ткани; из листьев –
бумагу, шляпы; из корней – лекарства; из коры –
краску.
В XVI веке испанские завоеватели на территории
Панамы увидели дерево с висящими связками
желто-зеленых плодов, которые напоминали дыни не
только по внешнему виду, но и на вкус. Дерево это
назвали дынным, его плоды восстанавливают силы
измученных болезнью людей, местное население
называет это дерево «будь здоров».
IV. Выступление учащихся с мини-сообщениями о группах растений.
– Условно растения можно разделить на несколько групп: древнейшие, лекарственные, легендарные, растения-переселенцы, тонизирующие, пряные, фитонцидные, медоносы, суккуленты, засухоустойчивые, паразитирующие, высокогорные, ядовитые, волокнистые.
Учащиеся рассказывают о группах растений.
Древнейшие растения
Среди существующих на Земле растений
древнейшие – сине-зеленые водоросли. Их возраст
– около 3 млрд лет. Водоросли живут в воде и
содержат в своих клетках хлорофилл, размеры
некоторых из этих растений достигают 50 м в длину,
есть и совсем крошечные – 1 мм.
Водоросли саргассумы живут в Саргассовом море и
часто образуют целые подводные заросли. Жители
прибрежных районов с древних времен
употребляют водоросли в пищу, потому что
они дают необходимый организму йод.
Первые мореплаватели, пересекавшие
Атлантический океан, недалеко от берегов Америки
с удивлением и страхом встречали целые поля
плавающих буро-желтых водорослей.
Лекарственные растения
Лечебные свойства растений известны человеку
издавна. Тайной целебных трав владели в Древнем
Египте, Индии, Китае, на Руси.
Известно более 12 тысяч видов лекарственных
растений. Одним из наиболее ценных является
женьшень, используемый в восточной медицине уже
около 4 тысяч лет. Считается, что корень, имеющий
форму фигурки человека, обладает наибольшей
силой, продлевает жизнь.
Легендарные растения
С давних времен люди слагали легенды о чудесных
растениях.
По древнегреческой легенде красавиц Нарцисс был
так влюблен в самого себя, что никого и ничего
вокруг не замечал. Целыми днями вглядывался он в
воды ручья, любуясь отражением своего
прекрасного лица. В наказание за себялюбие бог
превратил юношу в цветок.
Много преданий породил и могучий дуб. Славяне
верили, что это дерево священное, обладающее
чудодейственной силой. Изображения бога
Перуна вырубались только из дуба. Ветка дуба
олицетворяла могущество, силу и долголетие.
Красильные растения
Растительные краски были одними из первых, которые начал применять человек, украшая себя, свое оружие, жилище и одежду. Сначала это были ярко окрашенные соки лепестков, листьев, плодов, затем люди научились специально приготовлять красители из растений. Так, при раскопках египетских пирамид найдены ткани, окрашенные индиго – краской синего цвета, которую получали из листьев индигоносных растений. Индиго широко применяли в Китае, Индии, Персии.
В России привозными красками пользовались редко. Крестьяне изготавливали их из растений, которые росли рядом: на огороде, в саду, в лесу. Синюю краску, например, добывали из корня горца красильного, а желтую – из корней щавеля конского. Вишневый цвет давал лишайник стенная золотянка, а с помощью сухих ягод ежевики и черники окрашивали ткани в фиолетовые тона. Со временем краскоделы научились из одного и того же растения изготавливать краски различных цветов, например из зверобоя – красную, желтую и оранжевую, а из манжетки – желтую, зеленую и черную.
Тонизирующие растения
Растений с тонизирующими свойствами много, но лишь чай и кофе получили широкое распространение. Первыми стали заваривать и пить настои из листьев чайного дерева древние китайцы почти 5 тыс. лет назад. «Молодой чайный листочек» по-китайски звучит «тцай-йе». Чай был весьма оценен русскими людьми. В старину говорили: «Чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль».
Фитонцидные растения
Люди с давних пор заметили, что соседство
одного растения влияет на урожай другого. Лук,
посаженный рядом с картофелем, спасает его от
грибковых заболеваний.
Лук выделяет летучие вещества – фитонциды,
убивающие микроорганизмы и некоторые
возбудители болезней человека. Недаром на Руси
говорили: «Лук – от семи недуг».
Лук, чеснок, ель, эвкалипт – фитонцидные
растения. Недаром в хвойном лесу в 2 раза меньше
бактерий, чем в лиственном.
Четыре растертые почки черемухи убивают
наиболее стойких микробов через 15 минут.
Особенно много фитонцидов выделяется молодыми
листьями черемухи весной и летом.
Медоносные растения
Окраска цветов, их запах и нектар привлекают
насекомых. Пчелы перерабатывают собранный
нектар в мед. Мед был известен уже около 6 тыс. лет
назад в Древнем Египте. В нашей стране известно
более 1000 видов медоносных растений, но лучшим из
них считается липа. Один гектар липовых деревьев
выделяет почти 1500 кг нектара.
Хороший медонос – гречиха. На одном стебле у нее
около 50 цветков, и пчелы летают над гречишным
полем почти месяц. Гречиха, липа, кипрей,
медуница, ива, вереск – все это медоносы.
Волокнистые растения
Волокнистым
растениям человек обязан одним из замечательных
своих открытий – изобретением ткачества.
Возможно, первым таким растением был лен.
Культуре льна около 9 тысяч лет. Из Индии это
растение перешло в Ассирию и Вавилон, а затем и в
Египет. Древние египтяне стали запеленывать
мумии узкими полосками не шерстяной, а льняной
ткани за 3 тысячи лет до нашей эры.
Древнейшей прядильной культурой является также
хлопчатник. Его начали возделывать в Южной Азии,
Африке и Центральной Америке за 3–2 тысячи лет до
нашей эры. Особенно высоким искусством
изготовления тканей из хлопкового волокна
славились индийские мастера. Их ткани,
изумительно тонкие и красивые, настолько
ценились в Европе, что даже английская королева
выходила на торжественные приемы в наряде из
индийского ситца. Сегодня хлопчатник дает больше
половины всего растительного волокна, его
заслуженно называют белым золотом.
Растения-переселенцы
После
открытия Америки в Европу стали проникать
различные диковинные растения, в том числе
съедобные. Путь признания некоторых из них был
долгим и трудным. Картофель, например, в Европе
называли земляными яблоками, и успеха он не имел,
несмотря на приказы королей употреблять его в
пищу. Не сразу было оценено и растение «томатль»,
прибывшее из Перу. Сначала томат разводили лишь
как декоративное растение, плоды его считались
ядовитыми.
Первыми стали есть итальянцы и за отменный вкус
назвали их «помидоро» – золотое яблоко. В России
помидоры начали выращивать в конце XVIII века.
При Петре I к нам был завезен «солнечный» цветок
(подсолнечник) из Северной Америки. Долгое время
его выращивали лишь для красоты, и только в XIX
веке люди поняли, что главная ценность
подсолнечника – в семенах.
Пряные растения
Пряности – это листья, плоды, кора, семена или корни растений, обладающие ароматом или особым жгучим вкусом. Со времен глубокой древности известны как приправы лук, чеснок, тмин, лавровый лист и др. Особенно высоко ценились восточные пряности. Их везли через моря и океаны, путь был долгим и опасным, поэтому и стоили пряности дорого, на вес золота.
V. Познавательная игра «Счастливый случай»
Выбираются две команды по 8 человек. Готовятся заранее эмблемы команд, подбирается название.
1. Конкурс «Разминка»
Вопросы командам задаются по очереди.
1. Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня.(Крапива.)
2. Путник часто ранит ноги – вот и лекарь на
дороге. (Подорожник.)
3. Посадили зернышко, вырастили солнышко. (Подсолнечник.)
4. Не корень, а в земле; не хлеб, а на столе;
и к пище приправа, и на микробов – управа. (Чеснок.)
2. Конкурс «Заморочки из бочки»
Представители команд по очереди вытаскивают из мешка бочонки лото с номерами вопросов.
№ п/п | Вопросы | Ответы |
1 | Это растение растет у нас повсюду. Его
родина – далекая Мексика, там он считался
священным растением. Испанские моряки завезли его к себе на родину. Мода на этот цветок перекинулась в другие страны. И всюду в нем видели прелестное растение, не подозревая, что от него может быть какая-то польза. И только в России в 1829 году крепостной крестьянин Даниил Бочкарев додумался смастерить небольшой пресс, на котором стал выжимать из семян этого растения масло |
Подсолнечник |
2 | Это растение часто называют деревом. На
самом деле это злак – трава. Цветет он раз в
несколько десятков лет. Предсказать год его
цветения еще не удавалось никому. После цветения
погибает. В южных странах он за два месяца вырастает до 30–40 метров и за сутки иногда поднимается почти на целый метр. Куда бы ни пробилось корневище – под каменистое дно ручья или бетонную площадку, оно дает ростки. Это одно из самых полезных растений в мире. Молодые побеги идут в пищу, из него строят жилища, делают орудия труда, мебель, корзины, трубопроводы, бумагу, веревки, украшения и многое другое |
Бамбук |
3 | Это растение – ценное дерево пустыни.
Его выращивают не только для закрепления песков
или ради древесины. Густые молодые всходы и
мелкие ветки взрослых растений – прекрасный
корм для верблюдов и овец. Интересно наблюдать рост молодых растений. Едва укрепившись, всходы своими корнями неотступно следуют за влажным слоем песка. Корни догоняют влагу. За первый год преодолевают в грунте нередко более трех метров. Корни растут во много раз быстрее надземной части. Само деревце за 20–25 лет вырастает до 6–7 метров высотой, а корни уходят вглубь на 20–30 метров |
Саксаул |
4 | Летал-летал комарик в лесу над болотом
– и устал, пить захотелось. Видит цветок:
стебелек зеленый, наверху – маленькие белые
колокольчики, внизу – круглые багровые листочки
розеткой кругом стебля. На листочках –
реснички, на ресничках блестят светлые капельки. Комарик сел на листочек, опустил нос в капельку, а капелька-то липкая, клейкая. Влип комариный нос. Вдруг реснички все зашевелились, потянулись, как щупальца, схватили комарика. Закрылись круглые листочки. И нет комарика. А когда потом опять раскрылись листочки, упала на землю пустая комариная шкурка. Как называют этот страшный цветок? |
Росянка |
3. Конкурс «Ты – мне, я – тебе»
Команды задают друг другу вопросы, подготовленные заранее.
4. Конкурс «Да или нет»
От каждой команды по очереди к столу ведущего подходят по одному человеку. Участник читает фразу на карточке, и если он согласен с ней, то пишет «да», а если не согласен – пишет «нет».
№ п/п | Вопросы | Ответы |
1 | 2 | 3 |
1 | Самый большой цветок на Земле – раффлезия Арнольди | Да |
2 | Подсолнечник называют «другом путешественника» | Нет |
3 | Бенгальский фикус, или баньян, в Индии называют «деревом-лесом» | Да |
4 | Кактусы – самые древнейшие растения | Нет |
5 | Самые крупные деревья – это гигантские секвойи Северной Америки | Да |
6 | Женьшень – ядовитое растение | Нет |
7 | Зверобой – ценнейшее лекарственное растение, известное еще в Древней Греции | Да |
8 | Хлопчатник – медоносное растение | Нет |
5. Конкурс «Кроссворд»
– Решите кроссворд и прочитайте ключевую фразу.
Вопросы к кроссворду:
1. Есть корень кривой и рогатый, целебною силой
богатый.
И, может, два века он ждет человека
В чащобе лесной, под кедровой сосной. (Женьшень.)
2. Листочки – парные, цветки – янтарные,
Плоды – коварные: и лечат, и калечат. (Зверобой.)
3. Весной растет, летом цветет,
Осенью осыпается, зимой отсыпается.
А цветок – на медок, лечит от гриппа, кашля и
хрипа. (Липа.)
4. В чистом поле – не в лесу хворостинок припасу:
Чтоб семья оделась, чтобы вкусно елось, чтобы
хата грелась. (Лен.)
5. Лесная трава – резная листва,
Не хвалится ветками, но гордится предками –
великанами могучими с кронами дремучими. (Папоротник.)
6. Яркий, сладкий, налитой, весь в обложке
золотой.
Не с конфетной фабрики – из далекой Африки. (Апельсин.)
7. Росло – красно, цвело – бело,
А снял зерно – почти черно. (Гречка.)
8. Был листок зеленым – черным стал, томленым,
Был листочек зубчатым – стал листочек трубчатым.
Был он на лозине – стал он в магазине. (Чай.)
Ключевая фраза: берегите растения.
VI. Итоги занятия
– Почему растительный мир необходимо охранять?
– Что произойдет, если исчезнут все растения?
– Какие экологические правила надо выполнять в
лесу?