Формирование грамотной устной речи у учащихся начальной школы

Разделы: Начальная школа


Модернизация образования школы предъявляет новые требования к деятельности учителя и учащихся на уроке. Изменились политика и концепции образования, изменились и дети, приходящие в школу.

В связи с государственно-политическим переустройством в Российской Федерации востребована творческая личность, свободно владеющая связной речью как орудием интеллектуальной деятельности, способная эффективно трудиться во всех сферах общественной практики. Овладение навыками правильной и чистой, содержательной и логичной, богатой и выразительной, речи имеет основополагающее значение для формирования полноценной личности. Сегодня модель выпускника предполагает владение речевой компетентностью, что является объективной необходимостью, продиктованной потребностями современного общества.

Потребность в общении – одна из самых главных в жизни человека.

Одной из проблем развития современного общества можно считать значительное снижение уровня речевой культуры. В настоящее время стало модным усиленно наводнять язык вульгаризмами, пытаться узаконить применение ненормативной лексики, регулярно демонстрировать в средствах массовой информации стилистическую небрежность. Таким образом, актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры.

«Как же сформировать грамотную устную речь у учащихся начальной школы»?

Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами коллектива.

Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Развитие речи – составная часть единой системы учебных предметов. Оно направлено на осуществление всестороннего умственного и эстетического развития и воспитания.

Исходя из данных аспектов культуры речи, можно сформулировать цель: Формирование умений школьников правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих и индивидуальных способностей ребенка через осуществление деятельностного подхода и переход от совместной с учителем деятельности к самостоятельной деятельности учащихся.

Перед учителем встают следующие ЗАДАЧИ:

  1. Формировать умения владением устной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней;
  2. Развивать интеллектуальные способности, эмоционально-волевые и нравственные качества личности;
  3. Формировать умения осуществлять самоконтроль за качеством устных высказываний, вносить поправки, при необходимости высказывать свое отношение к речи других.
  4. Создать систему разноуровневых заданий, повышающих грамотность речи.

При решении данных задач используются педагогические принципы:

  1. Систематичность и последовательность – логические связи между пройденным и текущим.
  2. Наглядность – восприятие через органы чувств: слуховое, зрительное, моторное, тактильное.
  3. Связь теории с практикой.
  4. Принцип индивидуализации – обучая всех, учить каждого.
  5. принцип доступности – опора на реальные возможности.

Первый шаг на пути обучения речевой коммуникации – показать ученикам, что речью необходимо управлять, её нужно уметь контролировать.

Занятия по развитию речи призваны создать у учащихся мотивацию к использованию выразительной и грамотной речи и обеспечить их инструментами общения: расширить словарный запас, ознакомить со способом реализации языка в звучащей речи.

Таким образом можно сформулировать следующие требования к организации учебных занятий:

  • Максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных особенностей личности обучающихся;
  • Деятельностный характер обучения;
  • Создание и поддержание у учащихся потребности в совершенствовании собственной речи;
  • Коммуникативное поведение учителя на уроке.

Мне бы хотелось подробнее остановиться на деятельностном характере обучения. Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. При деятельностном подходе целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П.Я. Гальперин в своих исследовании поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого – узнать, как это надо делать. Т.е. цель обучения – дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям. Для учителя это означает, что в процессе обучения он должен решать задачу формирования у обучаемых умения осуществлять деятельность. Систему операций, которая обеспечивает решение задач определенного типа, называют способом действий. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий. Всякое обучение основам наук в то же время является и обучением соответствующим умственным действиям, а формирование умственного действия невозможно без усвоения определенных знаний. Поэтому первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в ее состав, а не знания.

Подход к процессу учения как к деятельности требует также принципиально другого рассмотрения соотношения знаний, умений. Знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого.

В современной трактовке модель деятельности на уровне учебного элемента имеет следующие 4 этапа:

  • этап мотивационно-ориентировочный;
  • этап уяснения знаний;
  • этап отработки умений (навыков);
  • этап контроля.

Каждый из перечисленных этапов познавательной деятельности преследует свои дидактические цели.

Задача мотивационно-ориентировочного этапа – привести обучаемого в состояние готовности к восприятию материала, подлежащего усвоению. Включает две фазы: мотивационную и ориентировочную.

Под уяснением понимают порождение, возникновение в сознании обучаемого новых образов, понятий и систем понятий. Уяснить – значит понять изучаемый предмет, создать о нем правильное представление, увидеть его (в прямом или переносном смысле).

Под отработкой понимается совершенствование знаний, возникших в процессе уяснения, за счет выработки умений применения знаний. Следует подчеркнуть, что отрабатывать можно только то, что уяснено. Нельзя закрепить то, чего нет, в процессе отработки знаний продолжается уяснение (знания уточняются, дополняются), т.е. овладение ими на требуемом уровне скорости, легкости, прочности и т.д.

Контрольный этап познавательной деятельности связан с установлением того, достигнута ли цель обучения. В случае обнаружения ошибки, отклонения от правильного хода действия возникает необходимость исправления, коррекции деятельности.

Контрольная работа, зачет, экзамен – это не этап познавательной деятельности, а вид учебной деятельности! Работа по формированию грамотной устной речи учащихся включает 3 этапа: информативный, определяющий, обобщающий.

1 этап – информативный

Цель: систематизировать работу по развитию речи на уроках чтения. Помочь учащимся добиться чёткого и ясного произношения звуков.

На 1 этапе проводятся следующие упражнения:

  • Дыхательные
  • Артикуляционные
  • Пальчиковая зарядка

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.

Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Вместе с тем на дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т. д. Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой.

Задачи развития речевого дыхания:

  • Следует тренировать длинный выдох, а вовсе не умение вдыхать большое количество воздуха;
  • необходимо тренировать умение рационально и своевременно возобновлять запас воздуха во время речи.

Отличие речевого дыхания от обычного жизненного дыхания:

  • вне речи вдох осуществляется через нос, а во время речи – через рот;
  • вне речи вдох и выдох по продолжительности одинаковы, а в речи они неравномерны (вдох короткий, но не резкий, а выдох медленный).

Пример упражнения для развития речевого дыхания:

  • “Разминка”.
    вдох носом, выдох через рот;
    вдох, задержка дыхания, выдох;
    вдох, выдох по порциям
  • "Футбол".
    Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.

Во время упражнений нужно следить не только за тем, чтобы дети не поднимали плечи, но и чтобы не "перебирали дыхание". "Перебор дыхания" влечет за собой резкий выдох – голос звучит прерывисто, форсированно. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Так же нужно избегать больших задержек дыхания. Дыхательные упражнения используются на занятиях как организующий момент вместо дисциплинарных замечаний.

Техника выполнения упражнений для развития речевого дыхания:

  • воздух набирать через нос
  • плечи не поднимать
  • вдох должен быть мягким и коротким, выдох – длительным, спокойным и плавным.
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
  • нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной.

Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно регулярно, на каждом уроке обучения грамоте, письма (а так же и других предметах), чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз.

Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, то есть для достижения конечного результата используется зрительный контроль. После того как ребенок научится выполнять движение, зеркало можно убрать, функции контроля возьмут на себя его собственные ощущения.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Например:

Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам
очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются,
а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки
тянем губки прямо к ушкам.
Потянули – перестали.
И нисколько не устали!

Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону –
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам
растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я,
хоботок есть у меня.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, – это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения (“Видишь, язык уже научился быть широким”), подбодрить (“Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху”).

Одновременно ведется работа по развитию мелкой моторики рук.

Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием в развитии ручной и речевой моторики. Речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук в процессе их движения. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и, вследствие этого – развитию моторной функции речи. Помимо специальных упражнений это могут быть настольные игры “Мозаика”, “Конструктор”, выполнение аппликаций, различные игры с пальчиками.

В период обучения грамоте включаются различные виды упражнений на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, а так же различные массажи. Я предлагаю интересный массаж для пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок.

Массаж пальцев.

Дети растирают каждый палец левой руки указательным и средним пальцами правой, сопровождая манипуляции словами:

Без пальто гулял глупышка,
И замерз он как ледышка.
Чтобы пальчик отогреть,
Будем мы его тереть.

Затем тоже самое проделывают с пальцами правой руки со словами:

Жил на свете Аладдин,
У него был в лампе джинн.
Чтоб позвать наружу джинна,
Трем мы лампу Аладдина.

Кинезиологические упражнения (на развитие межполушарного взаимодействия).

“Ладонь – кулак”

Руки положить на стол:

  1. ладони прижаты к столу;
  2. одновременно сжать оба кулачка (позиция “кулак – кулак”);
  3. разжать пальцы одной руки и прижать ее к столу (позиция “ладонь – кулак”).

Упражнения по технике речи необходимы всем учащимся: одним эти упражнения помогают исправлять недостатки речи, другим – не терять приобретенные ранее навыки, и всем – позволяют настроиться на урок и подготовить речевой аппарат к говорению.

И надо помнить, что на первом году обучения подготавливается почва для формирования языковой компетенции ребенка, и как мы эту почву подготовим, то потом на ней и вырастет.

2 этап – определяющий

Цель: закрепить достигнутые результаты по развитию речи учащихся путём систематического проведения речевой разминки на уроках. В систему упражнений добавляются ортодологические разминки, позволяющие предупредит неправильное произношение.

Упражнения на 2 этапе:

  1. Отработка произношения звуков и звукосочетаний.
  2. Работа над интонацией
  3. Отработка темпа речи
  4. Отработка произношения звуков и звукосочетаний

Эти упражнения должны реализовываться на каждом уроке.

Элементы урока:

  • Речевая разминка (дыхательные, артикуляционные, интонационные упражнения).
  • Ортодологическая пятиминутка (предупреждение неправильного произношения, работа с фразеологизмами).
  • Импровизационные задачи.
  • Обогащение речи (новые слова-термины).

Этот курс сугубо практический. Каждого ученика необходимо вовлечь в процесс общения, дети должны как можно больше сами говорить. Поэтому на уроках часто используются

  • Коллективные формы работы;
  • Работа в группах;
  • Работа в парах.

Важно, чтобы во всех этих видах работы ребенок мог самостоятельно добиваться результатов. Но прежде чем ребенок овладевает умениями самостоятельной работы над развитием речи, протекает процесс сотрудничества учителя и этого ребенка.

Что такое самостоятельная работа над развитием речи? Это умение применить приобретенные в процессе сотрудничества знания, умения и навыки. Потому является важным, на мой взгляд, так построить этот процесс, чтобы каждый ребенок в классе почувствовал, что он приобретает необходимые ему навыки. Сотрудничество в обучении – это совместный труд педагогов, взаимодействие учащихся друг с другом, с учителями.

Этот процесс необходим для того, чтобы ученик быстрее стал сильным и самостоятельным, чтобы умел трудиться и в большом коллективе, и в малой группе, и самостоятельно.

3 этап – обобщающий.

ЦЕЛЬ этого этапа: анализ достигнутых результатов по развитию речи.

На этом этапе сформулированы требования к речи:

Первое требование – требование логичности, последовательности, четкости построения речи. Хорошее знание того, о чем ребенок говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего-либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по несколько раз.

Второе требование – выразительность. Это умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фраз, выбором слов.

Третье требование – ясность речи – доступность тем людям, к кому она обращена. Чрезвычайно важна также произносимая сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод: риторизированная технология способствует формированию высокого уровня речевой компетенции, позволяя воздействовать в первую очередь на увеличение степени активности обучающегося в учебном процессе. У учащихся сформирована мотивация и практическое овладение выразительной речью, обогащается словарный запас, речь становится более выразительной и грамотной.