Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Подготовительный этап. Введение в тему.
1. Упражнение на развитие эмпатий.
- Здравствуйте, ребята! А теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.
2. Пальчиковая гимнастика “Здравствуйте! Презентация MS Power Point “Здравствуй, осень золотая”. Приложение 1. Слайд 1
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, маленький дубок!
Здравствуй, вольный ветерок!
Мы живём в родном краю.
Всех я вас приветствую!
3. Упражнение на развитие логического мышления. “Слайд 2”
- А сейчас посмотрите на картинку, послушайте загадку и скажите мне отгадку. Загадка про осень.
Ветер с листьями играет,
Листья с веток обрывает.
Листья жёлтые летят
Прямо под ноги ребят.
Ответ: (осенью).
4. Приветствие “Здравствуй, осень золотая!” “Слайд 3”
- Ребята, скажите, почему осень называют золотой? Какие краски любит осень? (Ответы детей)
- Сейчас каким стало ваше настроение? (Ответы детей)
- Поприветствуйте осень и скажите: “Здравствуй, осень золотая!”
5. Просмотр видеосюжета “Осень”. “Слайд 28”
- Посмотрите видеосюжет про осень, послушайте музыку и потом скажете, каким стало ваше настроение и почему.
- Ребята, скажите, а сейчас каким стало ваше настроение, изменилось ли оно и почему? (Ответы детей)
6. Определение темы занятия и цели. “Слайд 4”
- Ребята, о чём сегодня на занятии будем говорить? (Ответы детей)
- Верно, мы совершим с помощью компьютера экскурсию в осенний лес, будем наблюдать за этим прекрасным временем года, за изменениями в природе, будем любоваться осенью, восхищаться её щедростью, выполним несколько интересных заданий, чтобы в конце занятия составить рассказ об осенних изменениях в природе. Поэтому сейчас надо хорошо подготовиться и выполнить несколько важных упражнений.
7. Комплекс гимнастических упражнений на развитие мимикоартикуляторных мышц.
1) Сморщите всё лицо и растяните в длину с раскрытием рта. 2) Поднимите и опустите брови. 3) Одновременно закройте и откройте оба глаза. 4) Попеременно закрывайте правый глаз и левый глаз. 5) Одновременно прищурьте глаза. Попеременно прищурьте глаза. 6) Медленно прищурьте глаза, попеременно. 7) Попеременно поднимите уголки рта. 8) Одновременно поднимите оба уголка рта.
8. Упражнение на развитие дыхания и воздушной струи.
1) Вдох и в выдох носом. 2) Вдыхайте воздух одной ноздрёй, другой ноздрёй, обеими ноздрями. 3) Наберите в лёгкие воздух через рот и медленно выдыхайте носом. 4) Теперь наберите в лёгкие воздух через нос и медленно выдыхайте через рот. 5) А теперь подуйте на осенний листик.
9. Фонематическая разминка. Как ветер дует. Озвучьте.
10. Психогимнастика.
- Пока мы выполняли упражнения, осенний ветерок принёс нам облака. Посмотрим, какое у них настроение.
Вот облачко весёлое
Смеётся надо мной.
Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной.
Мы вместе посмеёмся с ним,
Помашем вслед рукой.И, вдруг по небу грозно
Страшилище летит,
И кулаком громадным
Сердито нам грозит.
Мы погрозим страшилищу,
Пусть далее летит.А вот другое облачко
Расстроилось всерьёз:
Расстроилось всерьёз:
Вдруг далеко унёс.
И вовсе не смешно.А маленькое облачко
Над озером плывет
И удивленно облачко
Приоткрывает рот.
- Какие вам встретились облака? Придайте лицу выражение радости, удивления, горя, гнева.
- Какое облако вам понравилось? Покажите что вам тоже весело.
Физминутка: “ Прогулка в лесу”.
- А сейчас давайте прогуляемся по осеннему лесу.
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали! (Свободная
ходьба на месте)
Вверх на солнце посмотрели, и их лучики погрели. (Смотрят
вверх на солнце)
Бабочки летали, крыльями махали. (Имитация
порхания бабочек)
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять, (Ритмичные
хлопки в ладоши)
Нам пора букет собрать. (Имитация собирания
букета)
Хорошо мы погуляли, лишь немножечко устали.
- А теперь продолжим нашу экскурсию с помощью компьютера по окраинам нашего родного села. Слайды 5, 6, 7, 8
II. Изучение нового материала.
1. Работа по словообразованию. Слайды 10
- Что бывает, когда с деревьев падают осенние листья? Назовите это явление природы, одним словом. (Ответы детей)
- Правильно! Это явление природы называется листопад. Посмотрите, пожалуйста, как образовалось данное слово.
- Так как же образовалось это слово? (Ответы детей)
2. Поэтическая страничка. Чтение стихотворения А.Плещеева “Осень наступила…”. Слайды 11- У всех наступило лирическое настроение. Давайте, почитаем стихи.
- Будьте внимательными, прочувствуйте настроение, которое нам хотел передать поэт, запомните признаки наступления осени.
Осень наступила,
Высохли цветы
И глядят уныло
Голые сады.Туча небо кроет
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет.
Дождик моросит.Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на поляхВоды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В тёплые края.
3. Обобщение наблюдений.
- Понравились стихи? Кто автор? Верны ли приметы осени, описанные автором? Какое у вас настроение сейчас? Назовите признаки осени. (Ответы детей)
4. Работа по активизации словаря. Работа с учебником. Упражнение на согласование: (Работа в парах)
- Составьте словосочетание: Осень, день - осенний день Сентябрь, небо - сентябрьское небо Осень, цветы - осенние цветы.… И т.д.
5. Тест на понимание причинно-следственных событий: “Осенние изменения в природе: золотая осень” (идивидуальная работа).
1. Отлёт птиц
похолодание
наступило лето
цветение трав
наступление осени
2. Сбрасывание листьев с деревьев
приход весны
дожди
наступление осени
лужи
3. Образование луж
жара
гололёд
дожди
прилёт птиц
III. Закрепление.
1. Работа над составлением рассказа с опорой на картинки. Слайды 13-18
- Назовите признаки наступления осени”.
Солнце светит, но мало греет. Дует холодный ветер. Деревья сбрасывают листья. По небу плывут тёмные дождевые тучи. Часто идёт мелкий моросящий дождь” Птицы улетают в тёплые края. Лесные жители готовятся к зиме. Люди убирают во дворе осеннюю листву. Они собирают урожай в саду, на поле, в огороде, на пришкольном участке
2. Закрепляющая беседа об осенних изменениях в природе и в жизни людей. Слайд 21
3. Рассказы детей по памяти: “Осенние изменения в природе и в жизни людей”.
Физминутка: “Дождь”.
Он пришёл, наполнил кадки, (Ходьба на месте с
прихлопыванием руками по плечам, ногам)
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал, (Пританцовывают)
Побродил по крыше вволю. (Ходьба на месте с
прихлопыванием руками по плечам, ногам)
И ушёл по лужам в поле.
4. Просмотр фотографий “Уборка урожая на пришкольном участке”. Слайды 19-20
- Ребята, сегодня мы говорили о труде людей осенью, об уборке урожая в огороде, на поле, на пришкольном участке, и сейчас я вам предлагаю посмотреть фотографии, на которых вы собираете урожай.
5. Обучающая игра “Вершки и корешки”. Слайды 23-24
- Славно потрудились. Молодцы! - Вы, конечно, после полевых работ хорошо знаете, где у овощей вершки и корешки. Давайте поиграем в игру “Вершки и корешки”.
Задание № 1. Слайд 23
- Найди каждому овощу его вершки, назови соответствующее ему место. Например: “Помидор надо поместить в первый столбик, во второй ряд” и т.д.
- Так где же вы росли эти овощи?
Задание № 2. Слайд 24
- Скажите. Какой овощ выдёргивают. А какой срывают? (Ответы детей)
- Молодцы! Отлично справились с заданиями.
IV. Подведение итогов.
1. Решение кроссворда с самопроверкой. Слайды 25-26
- Решите кроссворд. Ключевое слово “осень”, Слайды 25
1. В зто время года всегда бывает…(непогода) 2. Если листья падают, летят, явление это – (листопад) 3. Нет его проворней в свете, потому что это (ветер) 4. Нет, это не дым и не обман. Над рекой стоит (туман) 5. С неба пришёл, в землю ушёл. Слайды 5, 6, 7, 8
- Сделайте самопроверку. Слайды 26
2. Рефлексия. Слайды 27
- Чем сегодня занимались? Что нового узнали? Что было интересного на занятии? Что у вас сегодня получилось, а что нет? Почему? Что нужно делать, чтобы всё получалось? ...и т.д.
3. Комментирование отметок.
- Молодцы! Хорошо сегодня потрудились!
- Занятие окончено. Всем спасибо!