Цель:
- Способствовать формированию орфографической зоркости.
- Прививать любовь к русскому языку.
- Развивать мыслительную деятельность учащихся.
Уже с 1-го класса я начинаю знакомить детей с правописанием парных звонких и глухих согласных, учу писать слова без ошибок. В течение четырёх лет не один раз приходится возвращаться к этой теме, чтобы ещё лучше закрепить у детей орфографические навыки. Времени у нас, учителей, катастрофически не хватает, поэтому приходится экономить время на всём, особенно на повторении. Один из удачных приёмов, который помогает мне изыскать лишние минуты на уроке, а также способствует закреплению необходимых орфографических навыков – это использование перфокарт.
При работе с перфокартой ученик пишет не слово, а только одну букву. Это даёт учителю возможность быстро проверять написанное.
По теме “Парные звонкие и глухие согласные” я составила десять диктантов, которыми пользуюсь всё время. Думаю, что такой материал, уже готовый, может пригодиться каждому учителю. Кратко укажу, как учителю надо работать с перфокартой:
- Следует положить перфокарту на лист бумаги, совмещая верхний левый угол.
- Закрепить перфокарту скрепкой, чтобы она не сдвинулась.
- Учитель диктует слова по номерам: 1) шубки, скорлупки.
- Дети записывают в отверстие нужную букву, совмещая с цифрой на ней.
№1 (жи-ши)
Старушка, дорожка, книжка,
матрёшка, гараж, карандаш, лепёшка, малыш, чиж,ёж.
Проверка: ш, ж, ж, ш, ж, ш, ш, ш, ж, ж.
№2 (д – т)
Пилотка, тетрадка, вылет, дрозд, брат,
походка, лошадка, кроватка, находка, палатка.
Проверка: т, д, т, д, т, д, д, т, д, т.
№3 (г – к)
Четверг, вторник, крик, миг, когти,
ногти, ковшик, сапог, утюг, веник.
Проверка: г, к, к, г, г, г, к, г, г, к.
№4 (п – б)
Герб, серп, хлеб, сноп, сугроб, столб, липкий,
папка, гриб, голубь.
Проверка: б, п, б, п, б, б, п, п, б, б.
№5 (с – з)
Блузка, записка, покос, привёз,
залезть, лесть (обман), глобус, каска,
салазки, наказ.
Проверка: з, с, с, з, з, с, с, с, з, з.
№6 (в – ф)
Шарф, ров, красив, здоров, бровь,
морковь, плов, готов, вежлив, шкаф.
Проверка: ф, в, в, в, в, в, в, в, в, ф.
№7
(диктант включающий в себя разнее парные
согласные)
Народ, брод, шкаф, рукав, лепёшка,
стружка, стриж, ястреб, сторож,
карандаш.
Проверка: д, д, ф, в, ш, ж, ж, б, ж, ш.
№8
(парные согласные в именах прилагательных)
Гладкий, сладкий, мягкий, липкий,
хорош, пригож, красив, вежлив, здоров,
готов.
Проверка: д, д, г, п, ш, ж, в, в, в.
№9
(словосочетания, в которых встречаются парные
согласные)
Жидкая кашка, узкий пояс, лёгкие
сапожки, робкие ребятишки, близкий
друг,
крепкие орешки, скользкий лёд, сладкие
пирожки, мягкий хлеб.
Проверка: д, ш, з, с, г, ж, б, ш, з, г, п, ш, з, д, д, ж,
г, б.
№10
(парные согласные в именах существительных)
Шубки, скорлупки, грядки, прятки,
грибки, дружки, пёрышки, гребешки,
берёзки, дубки.
Проверка: б, п, д, т, б, ж, ш, ш, з, б.
КВН по природоведению.
3–4-е классы.
Цели:
- Развитие интереса к предмету “Окружающий мир”, произвольного внимания, логического мышления.
- Воспитание взаимовыручки и самостоятельности, чувства ответственности за товарища, умение работать в команде.
- Прививать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- Коллекция полезных ископаемых.
- Оборудование для опытов.
- Наглядный материал (животные леса, поля, водоёмов, гербарий).
Ход игры
- Сегодня мы собрались, чтобы проверить наши знания о природе и об её охране. Соревнуются 3 команды. Мы будем составлять карты, сравнивать погоду времён года проводить опыты. Команда–победительница будет награждена.
- Приветствие.
- Конкурс эмблем.
- Разминка “Что это?”.
а) Край виден, но дойти до него невозможно.
– Я иду – и он идёт. Я стою – и он замрёт. Спустился я пониже – стал край ко мне поближе. (Линия горизонта)
б) Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу.
Со мной пойдёшь, дорогу обратно найдёшь. (Компас)
в) В каком направлении проходит улица, на которой не бывает в полдень тени от домов?
- Домашнее задание.
Составить и начертить план местности, в котором были бы учтены все условные обозначения, данные на странице учебника.
- Из данных карточек с условными обозначениями выбрать только:
а) луг, болото, огород, овраг. ручей;
б) город, село, школа, шоссе, река;
в) грунтовая дорога, фруктовый сад, просека, смешанный лес.
- Конкурс капитанов.
– Начертить план местности так, чтобы с севера на нём была школа, окружённая фруктовым садом, с – юга болотом, с востока – река с деревянным мостом, а с запада – грунтовая дорога.
- Полезные ископаемые.
а) Какие полезные ископаемые использует человек для отопления помещений?
б) Как человек использует гранит?
в) Как человек использует железные и алюминиевые руды?
- Расскажите по плану о свойствах: песка, глины, торфа. Докажите это на опытах.
П л а н:
а) назвать полезное ископаемое;
б) определить его состояние, цвет, есть ли блеск;
в) отношение к воде.
- Сравнить погоду: а) лета и осени; б) зимы и весны; в) лета и зимы.
- Опыты “Вода и её свойства”.
П л а н:
а) форма воды;
б) вода – растворитель;
в) очистка воды.
- “Вода в природе”. Всей команде на листе изобразить:
а) круговорот воды в природе,
б) образование родника,
в) схему реки.
- Ответь:
а) В почве находится песок, глина. А что ещё?
б) Как повысить плодородие почвы?
в) Что надо делать для охраны почв?
- Перечислите животных и растения: леса, поля, водоёмов. (наглядный материал на доске).
- Всей команде составить правила поведения: в лесу, на лугу, на водоёмах.
Ведущий подводит итоги. Что запомнили, что
нового узнали? Кто был самым находчивым?
Награждение победившей команды.