"Буквенные диктанты для перфокарт" (2-й класс) и КВН по природоведению (3–4-е классы)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

  • Способствовать формированию орфографической зоркости.
  • Прививать любовь к русскому языку.
  • Развивать мыслительную деятельность учащихся.

Уже с 1-го класса я начинаю знакомить детей с правописанием парных звонких и глухих согласных, учу писать слова без ошибок. В течение четырёх лет не один раз приходится возвращаться к этой теме, чтобы ещё лучше закрепить у детей орфографические навыки. Времени у нас, учителей, катастрофически не хватает, поэтому приходится экономить время на всём, особенно на повторении. Один из удачных приёмов, который помогает мне изыскать лишние минуты на уроке, а также способствует закреплению необходимых орфографических навыков – это использование перфокарт.

При работе с перфокартой ученик пишет не слово, а только одну букву. Это даёт учителю возможность быстро проверять написанное.

По теме “Парные звонкие и глухие согласные” я составила десять диктантов, которыми пользуюсь всё время. Думаю, что такой материал, уже готовый, может пригодиться каждому учителю. Кратко укажу, как учителю надо работать с перфокартой:

  1. Следует положить перфокарту на лист бумаги, совмещая верхний левый угол.
  2. Закрепить перфокарту скрепкой, чтобы она не сдвинулась.
  3. Учитель диктует слова по номерам: 1) шубки, скорлупки.
  4. Дети записывают в отверстие нужную букву, совмещая с цифрой на ней.

№1 (жи-ши)

Старушка, дорожка, книжка, матрёшка, гараж, карандаш, лепёшка, малыш, чиж,ёж.
Проверка: ш, ж, ж, ш, ж, ш, ш, ш, ж, ж.

№2 (д – т)

Пилотка, тетрадка, вылет, дрозд, брат, походка, лошадка, кроватка, находка, палатка.
Проверка: т, д, т, д, т, д, д, т, д, т.

№3 (г – к)

Четверг, вторник, крик, миг, когти, ногти, ковшик, сапог, утюг, веник.
Проверка: г, к, к, г, г, г, к, г, г, к.

№4 (п – б)

Герб, серп, хлеб, сноп, сугроб, столб, липкий, папка, гриб, голубь.
Проверка: б, п, б, п, б, б, п, п, б, б.

№5 (с – з)

Блузка, записка, покос, привёз, залезть, лесть (обман), глобус, каска, салазки, наказ.
Проверка: з, с, с, з, з, с, с, с, з, з.

№6 (в – ф)

Шарф, ров, красив, здоров, бровь, морковь, плов, готов, вежлив, шкаф.
Проверка: ф, в, в, в, в, в, в, в, в, ф.

№7
(диктант включающий в себя разнее парные согласные)

Народ, брод, шкаф, рукав, лепёшка, стружка, стриж, ястреб, сторож, карандаш.
Проверка: д, д, ф, в, ш, ж, ж, б, ж, ш.

№8
(парные согласные в именах прилагательных)

Гладкий, сладкий, мягкий, липкий, хорош, пригож, красив, вежлив, здоров, готов.
Проверка: д, д, г, п, ш, ж, в, в, в.

№9
(словосочетания, в которых встречаются парные согласные)

Жидкая кашка, узкий пояс, лёгкие сапожки, робкие ребятишки, близкий друг,
крепкие орешки, скользкий лёд, сладкие пирожки, мягкий хлеб.
Проверка: д, ш, з, с, г, ж, б, ш, з, г, п, ш, з, д, д, ж, г, б.

№10
(парные согласные в именах существительных)

Шубки, скорлупки, грядки, прятки, грибки, дружки, пёрышки, гребешки, берёзки, дубки.
Проверка: б, п, д, т, б, ж, ш, ш, з, б.

КВН по природоведению.
3–4-е классы.

Цели:

  • Развитие интереса к предмету “Окружающий мир”, произвольного внимания, логического мышления.
  • Воспитание взаимовыручки и самостоятельности, чувства ответственности за товарища, умение работать в команде.
  • Прививать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Коллекция полезных ископаемых.
  • Оборудование для опытов.
  • Наглядный материал (животные леса, поля, водоёмов, гербарий).

Ход игры

  1. Сегодня мы собрались, чтобы проверить наши знания о природе и об её охране. Соревнуются 3 команды. Мы будем составлять карты, сравнивать погоду времён года проводить опыты. Команда–победительница будет награждена.
  2. Приветствие.
  3. Конкурс эмблем.
  4. Разминка “Что это?”.

а) Край виден, но дойти до него невозможно.

– Я иду – и он идёт. Я стою – и он замрёт. Спустился я пониже – стал край ко мне поближе. (Линия горизонта)

б) Под стеклом сижу, на север и на юг гляжу.
    Со мной пойдёшь, дорогу обратно найдёшь. (Компас)

в) В каком направлении проходит улица, на которой не бывает в полдень тени от домов?

  1. Домашнее задание.

Составить и начертить план местности, в котором были бы учтены все условные обозначения, данные на странице учебника.

  1. Из данных карточек с условными обозначениями выбрать только:

а) луг, болото, огород, овраг. ручей;
б) город, село, школа, шоссе, река;
в) грунтовая дорога, фруктовый сад, просека, смешанный лес.

  1. Конкурс капитанов.

– Начертить план местности так, чтобы с севера на нём была школа, окружённая фруктовым садом, с – юга болотом, с востока – река с деревянным мостом, а с запада – грунтовая дорога.

  1. Полезные ископаемые.

а) Какие полезные ископаемые использует человек для отопления помещений?
б) Как человек использует гранит?
в) Как человек использует железные и алюминиевые руды?

  1. Расскажите по плану о свойствах: песка, глины, торфа. Докажите это на опытах.

П л а н:

а) назвать полезное ископаемое;
б) определить его состояние, цвет, есть ли блеск;
в) отношение к воде.

  1. Сравнить погоду: а) лета и осени; б) зимы и весны; в) лета и зимы.
  2. Опыты “Вода и её свойства”.

П л а н:

а) форма воды;
б) вода – растворитель;
в) очистка воды.

  1. “Вода в природе”. Всей команде на листе изобразить:

а) круговорот воды в природе,
б) образование родника,
в) схему реки.

  1. Ответь:

а) В почве находится песок, глина. А что ещё?
б) Как повысить плодородие почвы?
в) Что надо делать для охраны почв?

  1. Перечислите животных и растения: леса, поля, водоёмов. (наглядный материал на доске).
  2. Всей команде составить правила поведения: в лесу, на лугу, на водоёмах.

Ведущий подводит итоги. Что запомнили, что нового узнали? Кто был самым находчивым?
Награждение победившей команды.