I. Введение
Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности
В.А.Сухомлинский
Игра - это "дитя труда". Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Играя, ребенок принимает на себя социальную функцию взрослого и воссоздает ее в своих действиях. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.
По характеру познавательной деятельности дидактические игры можно отнести к следующим группам:
- игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу.
- игры, требующие воспроизведения действия. Они направлены на формирование вычислительных навыков и навыков правописания.
- игры, включающие элементы поиска и творчества.
Указанная классификация дидактических игр не отражает всего их разнообразия, тем не менее, она позволяет учителю ориентироваться в обилии игр. А также важно различать собственно дидактические игры и игровые приемы, использующиеся при обучении детей. По мере "вхождения" детей в новую для них деятельность - учебную - значение дидактических игр как способа обучения снижается, в то время как игровые приемы по-прежнему используются педагогом. Они нужны для привлечения внимания детей, снятия у них напряжения. Самое главное заключается в том, чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.
Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Можно выделить следующие структурные составляющие дидактические игры:
- дидактическая задача;
- игровые действия;
- правила игры;
- результат подведения итогов.
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла.
Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направлению и по отношению к играющим.
Правила игры. Их содержание и направление обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданиями. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.
Подведение итогов. Проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания; определение команды - победительницы и так далее. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.
При проведении игры необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебе.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с "серьезным" учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Я не считаю, что использование игровых ситуаций на уроке дает возможность учащимся овладеть знаниями "легко и счастливо", легких путей в науке нет. Но считаю необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство детей испытали и осознали прилагательные стороны занятий, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.
II. Основная часть
Урок обучения грамоте в 1 классе ("Перспективная начальная школа")
Тема: согласные глухие звуки [х], [х,], отличающиеся по признаку мягкости- твёрдости.
Буквы Х, х
Цели урока:
- познакомить учащихся с условным обозначением глухих твёрдых и мягких звуков [х], [х,] с помощью строчной печатной буквы в квадратных скобках; учить акцентрированному произношению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов;
- раскрыть технологию перекодирования звуковой формы слова в буквенную на основе двухуровневых моделей слов;
- продолжить формирование осмысленного чтения и чтения целыми словами; развивать внимание, память и культуру звукопроизношения;
- обобщать словарный запас учащихся;
- воспитывать бережное отношение к хлебу.
Оборудование: фишки-звуки; карточки с буквами; конверты со словами
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня чудесный день. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Я уверена, в том, что вы пришли улучшить свои знания. Надеюсь, что вы будете активными, внимательными. Я жду от вас красивых грамотных ответов, но и не бойтесь ошибиться, все вместе мы с трудностями справимся.
II. Повторение изученного.
Игра "Словесный аукцион" (парная работа).
Играть вы будете в парах. Для каждой пары я приготовила конверт. Откройте свои конверты, там вы найдёте слова, написанные на голубом и розовом фоне. Прочитайте их. Ваша задача - к каждому слову, которое написано на голубом фоне добавить одну букву, так чтобы получилось новое слово; а в словах на розовом фоне поменять одну букву, так чтобы получилось новое слово. Пара, которая справится с заданием, должна поднять руки "домиком" (Дети работают)
Прочитайте, какие слова у вас получились.
НАС, СЕСТЬ, МИСКА, КРЫСА (нас - наш, сесть - шесть, миска - мишка, крыса - крыша)
МЕЛЬ, МУКА, УТКА, ЛАПА, ШЁЛК, УМНЫЙ (мель - шмель, мука - мушка, утка - шутка, лапа - лапка, шёл - шёлк, умный - шумный)
III. Сообщение темы урока.
- Какой звук чаще всего повторяется в этом стихотворении?
Хмурый-хмурый хнычет Хорь -
На хоря напала хворь.
Чахнуть стал и сохнуть,
Ни вздохнуть, ни охнуть.
- Какой звук чаще всего повторяется в этом стихотворении? (звук [х])
- Сегодня на уроке будем учиться читать слоги и слова с буквой "Х"
Фонетическая зарядка
- Как смеются мальчики? (Ха-ха-ха)
- Что можно сказать о звуке [х]? (согласный, глухой, твёрдый)
- Как бы смеялись девочки? (Хи-хи-хи)
-Что можно сказать о звуке [х,]? (согласный, глухой, мягкий)
IV. "Чтение" одноуровневых моделей слов.
- Рассмотрите картинки в верхнем ряду в учебнике (с.92)
- Кто нарисован на первой и второй картинках? (учащиеся читают, используя картинки и одноуровневые схемы, слова: муха и мухи)
- Произнесите в каждом слове последний слог. (Слог "ха", "хи")
- Произнесите в каждом слоге первый звук. Дайте характеристику этим звукам. Сравните данные звуки.
- Каким условным обозначением в одноуровневой модели слова показывают глухой твёрдый согласный звук?
- Каким условным обозначением в одноуровневой модели слова показывают глухой мягкий согласный звук?
V. Конструирование большой и малой букв Х, х.
- Рассмотрите образцы печатных букв "Х" и "х".
На что похожа буква "Х"?
"Х" - забавная игрушка,
Деревянная вертушка -
Ветру вольному подружка.
В. Степанов
- Из каких элементов-шаблонов они состоят? (один ребёнок выполняет задание на доске, остальные конструируют самостоятельно)
(Физминутка)
(у детей на столах квадратный лист)
Загадаю вам загадку.
Становитесь на зарядку.
Раз - листочек поднимаем,
Два - листочек загибаем,
Три - ещё разок свернули.
Буква спрятана внутри.
Кто догадлив?
Назови::..
(изобразите букву, танец буквы "ха")
VI. Знакомство с обозначением изученных звуков с помощью малой печатной буквы в квадратных скобках и правилом соотношения буквы "ха" и двух звуков [х], [х,].
Буква "Х" обозначает два звука - глухой твёрдый звук [х] и глухой мягкий звук [х,].
VII. Звуковой анализ слов на основе двухуровневых моделей (с.92)
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике. Кто здесь изображён?
- Прочитайте слово "химик" по слогам и орфоэпически.
- Сколько с этом слове слогов?
- Какой ударный?
- Произнесите первый звук. Дайте характеристику звуку [х,]
- Прочитайте второе слово по слогам и орфоэпически.
- Сколько слогов в слове "хорь"?
- Произнесите первый звук. Дайте ему характеристику.
- Соотнесите звуковую форму слова с буквенной. (Буква "о" в слове "хорь" указывает, что предшествующая буква "х" обозначает твёрдый звук [х], а в слове "химия" буква "и" - мягкий звук [х,].)
VIII. Чтение слогов по заданным схемам (с.92)
- Рассмотрите схемы слогов. Какие звуки обозначены "кружком"? (гласные)
- Что объединяет все слоги? (в данных слогах есть звуки[х], [х,])
- На какие две группы можно разделить все слоги? (Слоги, которые начинаются с гласного звука. Слоги, начинающиеся с согласного звука)
Игра "Кто больше запомнит слов со звуками [х], [х,]"
Хомяк-хвастун
Жил-был хомяк-хвастун.
Каждый вечер на холме собиралось множество хомяков, чтобы послушать его удивительные истории.
- Хотите верьте, хотите нет, - начинал хомяк, - я однажды прорыл ход сквозь всю землю и вылез в Африке. А там такой холод - хуже нашего! Только я вылез, смотрю - стоит слон, хоботом крутит и хрюкает. Я ему говорю: "Чего расхрюкался?! Хомяков не видал, что ли?" А он "хрю-хрю" да "хрю-хрю"! Разозлился я, схватил его за хобот, раскрутил хорошенько и забросил на самую верхушку дерева.
- Ух ты, - восхитились хомяки.
- Иду себе дальше. Снег под ногами - хруст-хруст. Смотрю - лежат две большие змеи и спят. Храпят на всю Африку! Я тихонько подкрался и свзал их хвосты узлом! А потом:.я:.
- Что, потом?! - хором спросили хомяки.
- Я:.потом:.
- Да не тяни же ты! - взмолились хомяки.
- Хорошенькое дело! - обиделся хвастунишка. - Вы думаете, так легко придумывать про то, чего ни когда не видел?!
(в произвольном порядке дети передают волшебную палочку Феи и называют слова в которых есть звук [х ]или [х,]" )
IX. Упражнение в чтении слов (с.93)
(После чтения учащиеся составляют схемы-модели к прочитанным словам, указывают количество слогов, ударный слог, отмечают изученные звуки и буквы)
- Составьте предложения с этими словами и составьте схему к одному из них (по желанию)
X. Чтение пар слов на розовом и голубом фоне.
- Волшебница приготовила для вас очередное задание.
(У слов на розовом фоне учащиеся находят буквы, которыми отличаются слова в парах. У слов на голубом фоне указывают буквы, которые были добавлены во второе слово каждой пары)
- Объясните значения слов.
- Хилый - больной.
- Хворь - болезнь.
- Хлев - помещение для скота.
XI. Чтение загадок.
- Какие слова помогли вам узнать загаданные предметы?
- К какой группе слов относятся слова "маленький", "кругленький", "алый", "сахарный", "зелёный", "бархатный"? (это слова-признаки)
- отгадайте ещё одну загадку:
Вот он -
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол -
Он пожаловал - пришёл. В нем -
Здоровье, наша сила,
В нем -
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
- Расскажите о том, как к нам на стол хлеб пришёл? Кто забыл, можно посмотреть на с.7 в "Азбуке".
XII. Итог урока.
III. Заключение
В результате могу сказать, что в педагогической работе большое внимание следует уделять дидактической игре на уроке. Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме.
Таким образом, дидактическая игра - это игра только для детей. Для учителя - это эффективный способ обучения, воспитания и развития. Она создаёт "зону ближайшего развития" для каждого ученика, совершенствует его познавательные процессы (внимание, память, мышление, воображение и т. д.), формирует произвольность в поведении, адаптирует интеллектуально- пассивных детей в учебной деятельности, даёт ощущение свободы и раскованности слабым и неуверенным в себе детям. Не стоит забывать и релаксирующее значение игры - возможность ученику передохнуть, снять чувство давящей напряжённости.
Главное - уважение к личности ученика, не убить интерес к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах.
Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Игровые приемы работы на уроке в полной мере позволяют расти как ученикам, так и учителю.