Использование проектного метода на уроках биологии. Ролевая игра "Отчет научно-исследовательских лабораторий по изучению природных экосистем"

Разделы: Биология


На современном этапе, в условиях перестройки школьного образования каждый учитель должен творчески подходить к своей работе, искать новые пути для повышения эффективности обучения, критически подходить к анализу полученных результатов. Особенно следует уделить внимание усилению в содержании биологического образования деятельностного компонента и практической направленности обучения, представляющих собой основные виды и способы учебной деятельности. Считаю, что одним из основополагающих подходов, лежащих в основе современной модернизации образования, является компетентностный подход, который ориентирован на освоение умений и способов деятельности. В своей практике стараюсь мотивировать учеников на реализацию своего творческого потенциала, работая при этом в коллективе, преодолевая при этом значительные трудности на пути к достижению своей цели.

При изучении отдельных тем, я широко использую метод проектов. Конечно, приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, свойствам нервной системы, сформированности умений и навыков. Здесь требуется индивидуальный подход к обучающимся. Использование этого метода позволяет учащимся развивать своё мышление, действовать методом проб и ошибок, они учатся выделять главное и существенное в изучаемом материале, анализировать и делать выводы после выполнения отдельного ряда промежуточных видов работы. Всё это позволяет проявить каждому ученику свою строгую индивидуальность и прежде всего учит развивать творчество, фантазию и веру в свои силы.

По своей дидактической сущности метод проектов нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми ученик может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в различных ситуациях, работать в различных коллективах.

Проектирование очень широко может использоваться при изучении дисциплин биологического цикла. Учащиеся знакомятся с понятием “ проект”, осваивают технологию проектирования. По своей сути проектирование – самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности.

Таким образом, под проектом можно подразумевать специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы;

Под методом проектов – технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем.

Проектная деятельность самостоятельно выполняется учащимся или группой учащихся, при этом самое главное – практическое применение полученных знаний. В результате ученики под руководством учителя самостоятельно решают проблемы, получают реальный и ощутимый результат познания в экологической деятельности.

Считаю, что дидактическая цель учителя при выполнении проектной деятельности – формирование ключевой компетентности учащихся, алгоритм достижения её выражается в технологии ситуаций, в которых разворачиваются проекты учащихся и сопровождении проектной деятельности учащихся.

Используя опыт проектной деятельности в биологии можно выделить следующие критерии оценки проекта:

  • актуальность данной темы и данной проблемы;
  • правильность сформулированных задач и выбранных методов исследования;
  • обработки полученных результатов;
  • логика изложения материала;
  • глубина проникновения в проблему;
  • обоснованность выводов и доказательность рекомендаций, предложений.

Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора проектной деятельности учащегося, предлагая темы проектов, список литературы, консультирует и оказывает помощь на всех этапах работы над проектом и также при его оформлении. При этом учитель и ученик находятся в тесном сотрудничестве и усилия ученика над проектом формируют его самостоятельность, творческие способности – как важнейшие и востребованные в жизни качества.

Используя в своей работе метод проектов, считаю его одним из средств мотивации при изучении биологии. При выполнении проектов достигнуты следующие результаты:

  1. “Экологическая тропа – пример сохранения биоразнообразия в природных сообществах и результат негативного воздействия человека на экосистемы” (2007 г., коллектив “Юный эколог”, Диплом V?? ступени V? Всероссийского конкурса учебно-исследовательских проектов школьников “Человек на Земле”).
  2. “Экологическая характеристика дубравы” (2007 г., Залёткина Елена, 9 класс, 1-е место в региональном этапе Всероссийского юниорского лесного конкурса “Подрост”, лауреат учебно-исследовательских работ и проектов “По Тульскому краю с добрыми помыслами” в номинации “Лесоведение и лесоводство”., 2008 год., работа прошла отбор на российский конкурс).
  3. “Хвойные растения – показатели чистоты воздуха” (Холодкова Татьяна, 11-й класс, 1-е место в региональном этапе Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды в номинации “Экология воздушного бассейна”, проект прошел отбор на российский конкурс).
  4. “Экологическая тропа – единство живых организмов в природе” (2008 год, Алексеева Татьяна, 9 класс, 1-е место в областном конкурсе исследовательских работ “Подружись с памятником природы”, лауреат премии по поддержке талантливой молодёжи, установленной Указом президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 года № 325 “О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи”, Москва, 2008г.)
  5. “Экологическая характеристика фитоценоза смешанного леса” (2008 г., Носова Анастасия, 10-й класс, 1-е место в региональном этапе Всероссийского конкурса юных исследователей природы в номинации “Ботаника и экология растений”, проект прошел отбор на российский конкурс).
  6. “Изучение фитоценоза смешанного леса” (2009 г., Научное общество “Хранители Земли”, V?? Всероссийский конкурс “Человек на Земле”, номинация “Животные и растения в экосистемах”. Диплом V? ступени)
  7. “Экологическая оценка родника “Верхний”” (2009 г., Аксёнова Мария, 9 класс, 1-е место в областном конкурсе исследовательских проектов “Край родниковый, вот ты какой!”).

Предлагаемый мною урок, который я провожу в 9-м классе при изучении главы “Экосистемный уровень” в курсе “Введение в общую биологию и экологию” (авторы учебника: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.) является заключительным. Это долгосрочный проект в форме ролевой игры. Подготовку к нему реально начать в летнее время, когда имеется широкая возможность изучения природных экосистем. Наша школа располагается в сельской местности и на протяжении 14 лет в ней действует учебная экологическая тропа. Всё это даёт возможность для проведения эколого-краеведческой работы и изучения конкретных тем в биологии на примере природных объектов своего родного края. Это расширяет познавательный интерес к изучению предмета и более широкому использованию данного метода на уроках. Можно также в конце учебного года провести экскурсию, как подготовку к выполнению проекта. Так как выполнение данного проекта требует определенных интеллектуальных, творческих усилий, то считаю нужным выполнять его в течение длительного по продолжительности времени (является долгосрочным).

Долгосрочный проект в форме ролевой игры

Ролевая игра “Отчет научно-исследовательских лабораторий по изучению природных экосистем”

Цели:

  • Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации посредством результатов, полученных в ходе выполнения проектной деятельности и учебного материала;
  • Образовательная:  закрепление знаний учащихся о сущности понятий “экосистема”, “типы экосистем”, “фитоценоз”, об основных закономерностях экосистем, взаимосвязях организмов с окружающей средой, значении отдельных элементов экосистемы – фитоценоза в природе.
  • Воспитательная: создать условия для увлеченного учения, формирование ответственности за состояние естественного природного окружения, для оценки экологического состояния природного объекта и разработки программы практических действий по его сохранению; способствовать формированию убеждений учащихся в необходимости ценности и устойчивости экосистем.

Задачи:

  • определить и изучить флористический состав данной экосистемы – фитоценоза смешанного леса;
  • определить степень деградации изучаемого участка данной экосистемы смешанного леса по состоянию основных древесных пород;

Умения и навыки: формирование умений работать с таблицами, справочным материалом, проводить исследования над природными объектами, а также анализировать и делать выводы.

Оборудование:

  • Коллективный проект “Изучение фитоценоза смешанного леса”;
  • Презентации: “Экосистемы родного края”, “Презентации научно-исследовательских лабораторий”;
  • Компьютер, проектор;
  • Рабочие тетради.

План подготовки проекта (за 3 месяца до презентации)

  1. Информирование учащихся о предстоящей ролевой игре, её целях, задачах, правилах и ходе проведения.
  2. Создание 5 творческих групп для выполнения групповой работы:

1-я группа – “Лаборатория по исследованию 1-й пробной площадки – основных древесных пород: Берёза пушистая”;
2-я группа – “Лаборатория по исследованию 2-й пробной площадки – основных древесных пород:

Берёза пушистая;
Дуб черешчатый;
Сосна обыкновенная;
Ель обыкновенная;

3 группа – “Лаборатория по исследованию 3-й пробной площадки – основных древесных пород: Ель обыкновенная;
4 группа – “Лаборатория по исследованию 4-й пробной площадки – основных древесных пород:

Берёза пушистая;
Сосна обыкновенная;
Ель обыкновенная;

5 группа – “Ученый совет” (формируется из сильных учащихся под руководством учителя)

  1. Задание для 1–4 групп: разработать проект- отчет на каждой пробной площадке, подкрепив это презентацией, рисунками, фотографиями.
  2. Задание для 5-й группы: владея материалом темы правильно проанализировать работу лабораторий – творческих групп, оценить экологическое состояние природного объекта, а также разработать план практических действий по сохранению участка экосистемы – фитоценоза смешанного леса.
  3. Провести самостоятельное разделение ролей: в творческих группах- лабораториях должен быть руководитель, в 5-й группе – “Ученом совете”- профессор по изучению лесных фитоценозов природных экосистем, экологи, председатель комитета охраны природы.

Презентация проекта

Организационный момент: Выступление учителя, определение целей и задач урока, представление участников занятия.

Девиз урока: “Эксперимент никогда не обманывает, обманчивы наши суждения” (Леонардо да Винчи)

Актуальность темы:

лес – биотическое сообщество живых организмов;
– обеспечение благоприятных условий обитания биотических сообществ – условие стабильности биосферы;
– гибель лесов – разрушение естественной среды обитания человека;
– снижение биоразнообразия – причина негативного изменения природной среды.

Ход урока

1. Вступительное слово профессора по изучению природных экосистем.

Степень изученности проблемы:

Проведённые исследования были направлены на :

  • решение проблемы изучения и сохранение биоразнообразия в лесном фитоценозе;
  • изучение флористического состава и жизненных форм растений фитоценоза;
  • определение оценки состояния древесных пород исследуемого фитоценоза, коэффициента состояния лесного древостоя в целом;
  • оценку состояния исследуемого объекта и разработку программы практических действий по его сохранению.

Представление справочного материала (Приложение 1), просмотр презентации “Экосистемы родного края” (Приложение 2)

Справочный материал:

  • Экосистема (с просмотром презентации) [1,6]
  • Фитоценоз [1,2,6]
  • Флористический состав фитоценоза [1,2,6]
  • Деградация фитоценоза [3]
  • Шкала оценки состояния деревьев по внешним признакам [5]
  • Коэффициент состояния лесного древостоя на каждой пробной площадке [3]
  • Коэффициент состояния лесного фитоценоза исследуемого участка экосистемы [3]
  • Оценка состояния древостоя исследуемого фитоценоза [3]

2. Выступление руководителей лабораторий по исследованию фитоценоза пробных площадок

Приложение 3

  • результаты определения и исследования флористического состава; [4,7]
  • результаты оценки коэффициента состояния лесного древостоя на исследуемых площадках.

 3. Выступление “Ученого совета”

Приложение 4

Анализ результатов

  • экологическое состояние природного объекта и функции исследуемого фитоценоза;
  • составление прогноза и программы практических действий по сохранению данного природного объекта.

4. Завершающий этап урока

Заключительное слово учителя:

  1. Как вы считаете, были ли решены поставленные перед вами задачи?
  2. Какие мысли и чувства возникли у вас во время работы над проектом?
  3. Считаете ли вы свою работу творческим процессом?
  4. Какие экологические проблемы можно сформулировать при получении данных результатов?
  5. Какие ещё исследования вы могли бы провести при изучении данного фитоценоза, как составной части экосистемы смешанного леса

Урок заканчивается словами В.И. Вернадского, создателя учения о биосфере: “ Ученые те же фантазёры и художники; они не вольны над словами и идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему влечёт их чувство”.

Исследовательский проект “Изучение фитоценоза смешанного леса” был награжден Дипломом V? ступени V?? Всероссийского конкурса “Человек на Земле” в номинации“ Проблемы природных экосистем. Животные и растения в экосистемах”

Литература

  1. Коробкин В.И., Передельский Л.В. “Экология в вопросах и ответах”, Феникс, Ростов-на Дону, 2002
  2. Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. “Экологические экскурсии в школе” Идательский центр “МарТ”, М.:- Ростов-на Дону, 2005
  3. Научно-методический журнал “Биология в школе”, №1 2007
  4. К. Нидон, П.Шерфель, Б.Шайба, И. Петерман. “Растения и животные” Руководство для натуралиста.- М.: Мир, 1991
  5. Кобельков М.Е., Чуканов М.Е. Хатин Д.В. “Категория состояния основных лесообразующих пород Московской области”.- М: 2000
  6. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. “Введение в общую биологию и экологию” М: Дрофа, 2004
  7. Алексеев Ю.А. Жмылев П. Д., Карпухина Е. И. “Энциклопедия Природы России. Деревья и кустарники”. М.: 1997