На современном этапе, в условиях перестройки школьного образования каждый учитель должен творчески подходить к своей работе, искать новые пути для повышения эффективности обучения, критически подходить к анализу полученных результатов. Особенно следует уделить внимание усилению в содержании биологического образования деятельностного компонента и практической направленности обучения, представляющих собой основные виды и способы учебной деятельности. Считаю, что одним из основополагающих подходов, лежащих в основе современной модернизации образования, является компетентностный подход, который ориентирован на освоение умений и способов деятельности. В своей практике стараюсь мотивировать учеников на реализацию своего творческого потенциала, работая при этом в коллективе, преодолевая при этом значительные трудности на пути к достижению своей цели.
При изучении отдельных тем, я широко использую метод проектов. Конечно, приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, свойствам нервной системы, сформированности умений и навыков. Здесь требуется индивидуальный подход к обучающимся. Использование этого метода позволяет учащимся развивать своё мышление, действовать методом проб и ошибок, они учатся выделять главное и существенное в изучаемом материале, анализировать и делать выводы после выполнения отдельного ряда промежуточных видов работы. Всё это позволяет проявить каждому ученику свою строгую индивидуальность и прежде всего учит развивать творчество, фантазию и веру в свои силы.
По своей дидактической сущности метод проектов нацелен на формирование способностей, позволяющих эффективно действовать в реальной жизненной ситуации, обладая которыми ученик может адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в различных ситуациях, работать в различных коллективах.
Проектирование очень широко может использоваться при изучении дисциплин биологического цикла. Учащиеся знакомятся с понятием “ проект”, осваивают технологию проектирования. По своей сути проектирование – самостоятельный вид деятельности, отличающийся от познавательной деятельности.
Таким образом, под проектом можно подразумевать специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы;
Под методом проектов – технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем.
Проектная деятельность самостоятельно выполняется учащимся или группой учащихся, при этом самое главное – практическое применение полученных знаний. В результате ученики под руководством учителя самостоятельно решают проблемы, получают реальный и ощутимый результат познания в экологической деятельности.
Считаю, что дидактическая цель учителя при выполнении проектной деятельности – формирование ключевой компетентности учащихся, алгоритм достижения её выражается в технологии ситуаций, в которых разворачиваются проекты учащихся и сопровождении проектной деятельности учащихся.
Используя опыт проектной деятельности в биологии можно выделить следующие критерии оценки проекта:
- актуальность данной темы и данной проблемы;
- правильность сформулированных задач и выбранных методов исследования;
- обработки полученных результатов;
- логика изложения материала;
- глубина проникновения в проблему;
- обоснованность выводов и доказательность рекомендаций, предложений.
Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора проектной деятельности учащегося, предлагая темы проектов, список литературы, консультирует и оказывает помощь на всех этапах работы над проектом и также при его оформлении. При этом учитель и ученик находятся в тесном сотрудничестве и усилия ученика над проектом формируют его самостоятельность, творческие способности – как важнейшие и востребованные в жизни качества.
Используя в своей работе метод проектов, считаю его одним из средств мотивации при изучении биологии. При выполнении проектов достигнуты следующие результаты:
- “Экологическая тропа – пример сохранения биоразнообразия в природных сообществах и результат негативного воздействия человека на экосистемы” (2007 г., коллектив “Юный эколог”, Диплом V?? ступени V? Всероссийского конкурса учебно-исследовательских проектов школьников “Человек на Земле”).
- “Экологическая характеристика дубравы” (2007 г., Залёткина Елена, 9 класс, 1-е место в региональном этапе Всероссийского юниорского лесного конкурса “Подрост”, лауреат учебно-исследовательских работ и проектов “По Тульскому краю с добрыми помыслами” в номинации “Лесоведение и лесоводство”., 2008 год., работа прошла отбор на российский конкурс).
- “Хвойные растения – показатели чистоты воздуха” (Холодкова Татьяна, 11-й класс, 1-е место в региональном этапе Всероссийского конкурса юных исследователей окружающей среды в номинации “Экология воздушного бассейна”, проект прошел отбор на российский конкурс).
- “Экологическая тропа – единство живых организмов в природе” (2008 год, Алексеева Татьяна, 9 класс, 1-е место в областном конкурсе исследовательских работ “Подружись с памятником природы”, лауреат премии по поддержке талантливой молодёжи, установленной Указом президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 года № 325 “О мерах государственной поддержки талантливой молодёжи”, Москва, 2008г.)
- “Экологическая характеристика фитоценоза смешанного леса” (2008 г., Носова Анастасия, 10-й класс, 1-е место в региональном этапе Всероссийского конкурса юных исследователей природы в номинации “Ботаника и экология растений”, проект прошел отбор на российский конкурс).
- “Изучение фитоценоза смешанного леса” (2009 г., Научное общество “Хранители Земли”, V?? Всероссийский конкурс “Человек на Земле”, номинация “Животные и растения в экосистемах”. Диплом V? ступени)
- “Экологическая оценка родника “Верхний”” (2009 г., Аксёнова Мария, 9 класс, 1-е место в областном конкурсе исследовательских проектов “Край родниковый, вот ты какой!”).
Предлагаемый мною урок, который я провожу в 9-м классе при изучении главы “Экосистемный уровень” в курсе “Введение в общую биологию и экологию” (авторы учебника: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.) является заключительным. Это долгосрочный проект в форме ролевой игры. Подготовку к нему реально начать в летнее время, когда имеется широкая возможность изучения природных экосистем. Наша школа располагается в сельской местности и на протяжении 14 лет в ней действует учебная экологическая тропа. Всё это даёт возможность для проведения эколого-краеведческой работы и изучения конкретных тем в биологии на примере природных объектов своего родного края. Это расширяет познавательный интерес к изучению предмета и более широкому использованию данного метода на уроках. Можно также в конце учебного года провести экскурсию, как подготовку к выполнению проекта. Так как выполнение данного проекта требует определенных интеллектуальных, творческих усилий, то считаю нужным выполнять его в течение длительного по продолжительности времени (является долгосрочным).
Долгосрочный проект в форме ролевой игры
Ролевая игра “Отчет научно-исследовательских лабораторий по изучению
природных экосистем”Цели:
: создать условия для осознания
и осмысления блока новой учебной информации
посредством результатов, полученных в ходе
выполнения проектной деятельности и учебного
материала;
Задачи:
- определить и изучить флористический состав данной экосистемы – фитоценоза смешанного леса;
- определить степень деградации изучаемого участка данной экосистемы смешанного леса по состоянию основных древесных пород;
Умения и навыки: формирование умений работать с таблицами, справочным материалом, проводить исследования над природными объектами, а также анализировать и делать выводы.
Оборудование:
- Коллективный проект “Изучение фитоценоза смешанного леса”;
- Презентации: “Экосистемы родного края”, “Презентации научно-исследовательских лабораторий”;
- Компьютер, проектор;
- Рабочие тетради.
План подготовки проекта (за 3 месяца до презентации)
- Информирование учащихся о предстоящей ролевой игре, её целях, задачах, правилах и ходе проведения.
- Создание 5 творческих групп для выполнения групповой работы:
1-я группа – “Лаборатория по исследованию
1-й пробной площадки – основных древесных пород:
Берёза пушистая”;
2-я группа – “Лаборатория по
исследованию 2-й пробной площадки – основных
древесных пород:
Берёза пушистая;
Дуб черешчатый;
Сосна обыкновенная;
Ель обыкновенная;
3 группа – “Лаборатория по исследованию 3-й
пробной площадки – основных древесных пород: Ель
обыкновенная;
4 группа – “Лаборатория по исследованию
4-й пробной площадки – основных древесных пород:
Берёза пушистая;
Сосна обыкновенная;
Ель обыкновенная;
5 группа – “Ученый совет” (формируется из сильных учащихся под руководством учителя)
- Задание для 1–4 групп: разработать проект- отчет на каждой пробной площадке, подкрепив это презентацией, рисунками, фотографиями.
- Задание для 5-й группы: владея материалом темы правильно проанализировать работу лабораторий – творческих групп, оценить экологическое состояние природного объекта, а также разработать план практических действий по сохранению участка экосистемы – фитоценоза смешанного леса.
- Провести самостоятельное разделение ролей: в творческих группах- лабораториях должен быть руководитель, в 5-й группе – “Ученом совете”- профессор по изучению лесных фитоценозов природных экосистем, экологи, председатель комитета охраны природы.
Организационный момент: Выступление учителя, определение целей и задач урока, представление участников занятия.
Девиз урока: “Эксперимент никогда не обманывает, обманчивы наши суждения” (Леонардо да Винчи)
Актуальность темы:
– лес – биотическое сообщество живых
организмов;
– обеспечение благоприятных условий обитания
биотических сообществ – условие стабильности
биосферы;
– гибель лесов – разрушение естественной среды
обитания человека;
– снижение биоразнообразия – причина
негативного изменения природной среды.
Ход урока
1. Вступительное слово профессора по изучению природных экосистем.
Степень изученности проблемы:
Проведённые исследования были направлены на :
- решение проблемы изучения и сохранение биоразнообразия в лесном фитоценозе;
- изучение флористического состава и жизненных форм растений фитоценоза;
- определение оценки состояния древесных пород исследуемого фитоценоза, коэффициента состояния лесного древостоя в целом;
- оценку состояния исследуемого объекта и разработку программы практических действий по его сохранению.
Представление справочного материала (Приложение 1), просмотр презентации “Экосистемы родного края” (Приложение 2)
Справочный материал:
- Экосистема (с просмотром презентации) [1,6]
- Фитоценоз [1,2,6]
- Флористический состав фитоценоза [1,2,6]
- Деградация фитоценоза [3]
- Шкала оценки состояния деревьев по внешним признакам [5]
- Коэффициент состояния лесного древостоя на каждой пробной площадке [3]
- Коэффициент состояния лесного фитоценоза исследуемого участка экосистемы [3]
- Оценка состояния древостоя исследуемого фитоценоза [3]
2. Выступление руководителей лабораторий по исследованию фитоценоза пробных площадок
- результаты определения и исследования флористического состава; [4,7]
- результаты оценки коэффициента состояния лесного древостоя на исследуемых площадках.
3. Выступление “Ученого совета”
Анализ результатов
- экологическое состояние природного объекта и функции исследуемого фитоценоза;
- составление прогноза и программы практических действий по сохранению данного природного объекта.
4. Завершающий этап урока
Заключительное слово учителя:
- Как вы считаете, были ли решены поставленные перед вами задачи?
- Какие мысли и чувства возникли у вас во время работы над проектом?
- Считаете ли вы свою работу творческим процессом?
- Какие экологические проблемы можно сформулировать при получении данных результатов?
- Какие ещё исследования вы могли бы провести при изучении данного фитоценоза, как составной части экосистемы смешанного леса
Урок заканчивается словами В.И. Вернадского, создателя учения о биосфере: “ Ученые те же фантазёры и художники; они не вольны над словами и идеями; они могут хорошо работать, долго работать только над тем, к чему влечёт их чувство”.
Исследовательский проект “Изучение фитоценоза смешанного леса” был награжден Дипломом V? ступени V?? Всероссийского конкурса “Человек на Земле” в номинации“ Проблемы природных экосистем. Животные и растения в экосистемах”
Литература
- Коробкин В.И., Передельский Л.В. “Экология в вопросах и ответах”, Феникс, Ростов-на Дону, 2002
- Кривошеева М.А., Кислицкая М.В. “Экологические экскурсии в школе” Идательский центр “МарТ”, М.:- Ростов-на Дону, 2005
- Научно-методический журнал “Биология в школе”, №1 2007
- К. Нидон, П.Шерфель, Б.Шайба, И. Петерман. “Растения и животные” Руководство для натуралиста.- М.: Мир, 1991
- Кобельков М.Е., Чуканов М.Е. Хатин Д.В. “Категория состояния основных лесообразующих пород Московской области”.- М: 2000
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. “Введение в общую биологию и экологию” М: Дрофа, 2004
- Алексеев Ю.А. Жмылев П. Д., Карпухина Е. И. “Энциклопедия Природы России. Деревья и кустарники”. М.: 1997