Пояснительная записка
Цель занятия: ознакомление учащихся с зимующими птицами нашей области.
Задачи:
– расширить, уточнить и обобщить представления детей о зимующих птицах Белгородской области;
– создать условия для развития интереса у детей к народным традициям, краеведению;
– воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Методы проведения: информационно – рецептивный, репродуктивный; фронтальный опрос воспитанников, индивидуальная работа.
Возраст детей: 8 – 9 лет
Условия проведения: классное помещение, где можно развесить плакаты и таблицы по теме занятия.
Оборудование и материалы
- Плакаты: “Зимующие птицы”, “Виды кормушек”.
- Физическая карта.
- Коллекция семян.
- Стенд “Птицы зимой”.
- Народные костюмы.
- Народная игрушка “Жаворонок”.
- Фонограммы “Голоса птиц”, “Времена года”.
Методические советы на подготовительный период
На подготовительном этапе к занятию ребятами разучивается небольшая сценка, а на уроке технологии воспитанники заранее изготавливают символы весны – “жаворонков”. Изготавливается “письмо” от птиц. В кабинете для занятий детского объединения оформляется выставка кормушек, выставляется коллекция заготовленных кормов.
План занятия
Ход занятия
1. Актуализация опорных знаний: признаки живой и неживой природы.
Педагог: Зима на улице. Все белым-бело. Вся живая природа готовилась к встрече с ней. Ребята, давайте вспомним, что мы относим к живой природе?
Дети: К живой природе мы относим те объекты, которые обладают следующими свойствами: рост, движение, дыхание, размножение. Это животные, растения, человек.
2. Перелетные и зимующие птицы.
Педагог: Дети, скажите, а птиц мы относим к живой природе? Если да, то почему?
Дети: Да, птиц мы относим к живой природе. Так как птицы могут легко передвигаться, они дышат, добывают себе корм, растут, размножаются, заботятся о потомстве.
Педагог: Правильно, молодцы. А вспомните, на какие две группы можно разделить птиц?
Дети: Птиц можно разделить на перелетных и зимующих.
Педагог: А объясните мне, что значит перелетные птицы, и что значит зимующие.
Дети: Перелетные птицы – это те птицы, которые осенью улетают в теплые края на зимовку. Они возвращаются к нам лишь весной (грач, соловей, стрижи, ласточки). Зимующие птицы – это те птицы, которые остаются зимовать. Так же они могут прилететь к нам на зимовку. Эти птицы могут быть оседлые и кочующие.
Педагог: Молодцы ребята, все вы знаете. И это верно, что многие птицы улетают от нас на зимовку за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далеком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Англию (работа с картой). Но многие птицы не улетают от нас, а остаются на зиму. Вспомните, как мы их называем?
Дети: Таких птиц мы называем зимующие оседлые птицы.
Педагог: Молодцы.
Стук в дверь.
Учитель: Кто там?
Голос за дверью: Вам письмо!
Педагог берет конверт с изображением птиц и зачитывает текст:
SOS! SOS! Спасите от смерти! На помощь!Педагог: Ребята, интересно, кто послал это письмо?
Дети: Птицы.
Педагог: Чтобы им помочь, надо знать: какие птицы у нас зимуют, чем кормятся и как мы им можем помочь. Давайте мысленно перенесемся в зимний лес. Погода чудесная. Мороз и солнце, день чудесный. В лесу тихо.
Под музыку Чайковского “Времена года” ученик читает стихотворение.
Улетели птичьи стаи
Лес в сугробах до ветвей
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Звучит фонограмма “Голоса птиц”.
Педагог: Ребята, а сейчас мы с вами вспомним, какие птицы у нас зимуют. Я буду зачитывать вам характеристику птицы, а вы должны мне ответить, как ее называют.
Учитель дает характеристику снегиря, дятла, синицы, вороны, воробья.
3. “Птичья столовая”.
Педагог: Кроме этих птиц, у нас остаются зимовать и хорошо известные, такие как, сорока, поползни, сойка.
Да, не страшна зима птицам. Если есть корм. Сыта птаха. И тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уже не пролетят мимо стаи снегирей. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда. Но все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из 10 синиц выживают 2. И чтобы помочь им, мы должны… А что мы должны?
Дети: Подкармливать птиц.
Педагог: Правильно. Конечно, мы должны подкармливать птиц. Но нам необходимо знать, чем же питаются птицы. Давайте с вами посмотрим и составим общую табличку, чтобы знать, какие птицы, что любят.
На доске.
Семена
Подсолнечник |
Овес |
Пшено |
Тыква, кабачки |
все птицы |
синицы |
воробьи |
синицы, воробьи. |
Вот теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц. Но не всегда птички довольны нашими семенами. Вот послушайте.
“Разыгрывается небольшая сценка”
Сорока: Тра-та-та. Что я видела. Что слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут.
Щегол: Семечки в столовой недавленые. Клюв свихнешь. У нас от такой пищи мозоли на языке.
Воробей: Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало. До вечера пшено искал.
Синица: Сало, салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят.
Клест: А я остался голодным, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков?
Педагог: Успокойтесь птицы! Все будет хорошо. Как видите ребята, мало, сделать кормушку, насыпать в нее корм. Нужно еще знать хороша ли пища, и смогут ли ваш корм есть птицы.
“Демонстрация кормушек. Необходимо сказать, что кормушки должны иметь: навес – чтобы не засыпало корм; бортики – чтобы семена не сдувало”.
Педагог: Теперь вы знаете, какие можно сделать кормушки, и кто еще не сделал, сделайте.
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой.
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
4. Инсценировка “Встреча с Весной”.
“Звучит музыка “Времена года”. Входит весна с 2-мя девочками, одетыми в народные костюмы”
Весна: Вы меня звали? Вот я и пришла. В народном календаре, март – зимобор, ветронос, грачевник. Он борется с зимой. Начинается обильное снеготаяние, текут воды, а с прилетом грачей зима и вовсе отступает. С просьбами ускорить приход весны ребятишки обращались к зимующим птицам. Торопя их отлет:
1-я девочка:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки
Щеглята молодцы,
Воры-воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
Весна: Крылатые зимовщики и в самом деле в это время улетали на север, уступая место грачам, жаворонкам – первым вестовым птицам. 17 марта по народному календарю – Герасим – грачевник. В этот день готовили обрядовое печенье – грачевники. Хозяйки стряпали продолговатое как ладонь лепешки, прилепляли долгоносую головку, вместо глаз вставляли угольки. Испекут грачевники, а дети бегут на улицу с ними весну звать.
2-я девочка:
Мороз, красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся
Подобру и здорову.
Весна: Вот так на Руси встречали весну.
5. Подведение итогов.
Педагог: Спасибо всем за интересный рассказ. Что – же, ребята, скоро и мы с вами будем провожать наших северных гостей. А пока, мне хочется, чтобы вы не забывали о том, что наши пернатые друзья нуждаются в вашей заботе. Я думаю. Что вы не забудете покормить птиц в трудное для них время.
А на память о нашем занятии я хочу вам дать листочек с изображением птицы. А вы, глядя на плакат, раскрасите ее и назовете.
Методические советы организаторам и постановщикам
Рассказывая о перелетных птицах, педагог показывает районы их миграции на физической карте.
Кроме характеристики снегиря, дятла, синицы, вороны и воробья, можно подготовить информацию о других зимующих птицах Белгородской области. На этом этапе целесообразно использование иллюстративных материалов.
При обсуждении “птичьего меню” на столе стоят кормушки, коллекции семян. Ребята должны сделать вывод о том, чем можно, а чем нельзя подкармливать птиц. Для этого в коробочку можно положить не только семена, но и конфету, дольку апельсина, картофель, фасоль.
Методические советы на период ближайшего последействия
В конце занятия для закрепления воспитанники раскрашивают заранее приготовленные изображения перелетных и оседлых птиц. Положительно сказывается на эмоциональном настрое детей получение “жаворонка”. На последующих занятиях детского объединения проводится подготовка к участию в районной акции “Птичья столовая”: мастер – класс по изготовлению кормушек, выставка – конкурс листовок и плакатов “Покормите птиц зимой”, конкурс фотографий.
Литература
- Жук Л.И. Я люблю эту землю. – Минск: Издательство ООО Красико-Принт, 2000.-128с.
- Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия. – Волгоград.: Учитель, 2007.-139с.
- Я иду на урок в начальную школу: Природоведение. Книга 1: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002.-320с.