"Встречай с любовью стаи птичьи"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

Цель занятия: ознакомление учащихся с зимующими птицами нашей области.

Задачи:

– расширить, уточнить и обобщить представления детей о зимующих птицах Белгородской области;

– создать условия для развития интереса у детей к народным традициям, краеведению;

– воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Методы проведения: информационно – рецептивный, репродуктивный; фронтальный опрос воспитанников, индивидуальная работа.

Возраст детей: 8 – 9 лет

Условия проведения: классное помещение, где можно развесить плакаты и таблицы по теме занятия.

Оборудование и материалы

  1. Плакаты: “Зимующие птицы”, “Виды кормушек”.
  2. Физическая карта.
  3. Коллекция семян.
  4. Стенд “Птицы зимой”.
  5. Народные костюмы.
  6. Народная игрушка “Жаворонок”.
  7. Фонограммы “Голоса птиц”, “Времена года”.

Методические советы на подготовительный период

На подготовительном этапе к занятию ребятами разучивается небольшая сценка, а на уроке технологии воспитанники заранее изготавливают символы весны – “жаворонков”. Изготавливается “письмо” от птиц. В кабинете для занятий детского объединения оформляется выставка кормушек, выставляется коллекция заготовленных кормов.

План занятия

  1. Актуализация опорных знаний: признаки живой и неживой природы.
  2. Перелетные и зимующие птицы.
  3. “Птичья столовая”.
  4. Инсценировка “Встреча с Весной”.
  5. Подведение итогов.

Ход занятия

1. Актуализация опорных знаний: признаки живой и неживой природы.

Педагог: Зима на улице. Все белым-бело. Вся живая природа готовилась к встрече с ней. Ребята, давайте вспомним, что мы относим к живой природе?

Дети: К живой природе мы относим те объекты, которые обладают следующими свойствами: рост, движение, дыхание, размножение. Это животные, растения, человек.

2. Перелетные и зимующие птицы.

Педагог: Дети, скажите, а птиц мы относим к живой природе? Если да, то почему?

Дети: Да, птиц мы относим к живой природе. Так как птицы могут легко передвигаться, они дышат, добывают себе корм, растут, размножаются, заботятся о потомстве.

Педагог: Правильно, молодцы. А вспомните, на какие две группы можно разделить птиц?

Дети: Птиц можно разделить на перелетных и зимующих.

Педагог: А объясните мне, что значит перелетные птицы, и что значит зимующие.

Дети: Перелетные птицы – это те птицы, которые осенью улетают в теплые края на зимовку. Они возвращаются к нам лишь весной (грач, соловей, стрижи, ласточки). Зимующие птицы – это те птицы, которые остаются зимовать. Так же они могут прилететь к нам на зимовку. Эти птицы могут быть оседлые и кочующие.

Педагог: Молодцы ребята, все вы знаете. И это верно, что многие птицы улетают от нас на зимовку за тридевять земель. Когда у нас зима, там цветут цветы. Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях, а в далеком Египте, на большой реке Нил, кормятся наши утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Англию (работа с картой). Но многие птицы не улетают от нас, а остаются на зиму. Вспомните, как мы их называем?

Дети: Таких птиц мы называем зимующие оседлые птицы.

Педагог: Молодцы.

Стук в дверь.

Учитель: Кто там?

Голос за дверью: Вам письмо!

Педагог берет конверт с изображением птиц и зачитывает текст: SOS! SOS! Спасите от смерти! На помощь!

Педагог: Ребята, интересно, кто послал это письмо?

Дети: Птицы.

Педагог: Чтобы им помочь, надо знать: какие птицы у нас зимуют, чем кормятся и как мы им можем помочь. Давайте мысленно перенесемся в зимний лес. Погода чудесная. Мороз и солнце, день чудесный. В лесу тихо.

Под музыку Чайковского “Времена года” ученик читает стихотворение.

Улетели птичьи стаи
Лес в сугробах до ветвей
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.

Звучит фонограмма “Голоса птиц”.

Педагог: Ребята, а сейчас мы с вами вспомним, какие птицы у нас зимуют. Я буду зачитывать вам характеристику птицы, а вы должны мне ответить, как ее называют.

Учитель дает характеристику снегиря, дятла, синицы, вороны, воробья.

3. “Птичья столовая”.

Педагог: Кроме этих птиц, у нас остаются зимовать и хорошо известные, такие как, сорока, поползни, сойка.

Да, не страшна зима птицам. Если есть корм. Сыта птаха. И тепло ей под пухом и перьями. Краснеют гроздья рябины, и уже не пролетят мимо стаи снегирей. Пестрый дятел постучит по суку носом, достанет из-под коры короеда. Но все же птицы нередко голодают. Особенно трудно им во время метели, снегопада, сильного мороза. Из 10 синиц выживают 2. И чтобы помочь им, мы должны… А что мы должны?

Дети: Подкармливать птиц.

Педагог: Правильно. Конечно, мы должны подкармливать птиц. Но нам необходимо знать, чем же питаются птицы. Давайте с вами посмотрим и составим общую табличку, чтобы знать, какие птицы, что любят.

На доске.

Семена

Подсолнечник

Овес

Пшено

Тыква, кабачки

все птицы

синицы

воробьи

синицы, воробьи.

Вот теперь вы знаете, чем кормить зимующих птиц. Но не всегда птички довольны нашими семенами. Вот послушайте.

“Разыгрывается небольшая сценка”

Сорока: Тра-та-та. Что я видела. Что слышала. Ребята птицам сделали прекрасные столовые, а они, неблагодарные, на соседнем сугробе на них жалобы пишут.

Щегол: Семечки в столовой недавленые. Клюв свихнешь. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей: Безобразие! Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало. До вечера пшено искал.

Синица: Сало, салу рознь! Могли бы вывесить несоленое, у нас от соленого животы болят.

Клест: А я остался голодным, обед ветром сдуло. Кто сделал кормушку без бортиков?

Педагог: Успокойтесь птицы! Все будет хорошо. Как видите ребята, мало, сделать кормушку, насыпать в нее корм. Нужно еще знать хороша ли пища, и смогут ли ваш корм есть птицы.

“Демонстрация кормушек. Необходимо сказать, что кормушки должны иметь: навес – чтобы не засыпало корм; бортики – чтобы семена не сдувало”.

Педагог: Теперь вы знаете, какие можно сделать кормушки, и кто еще не сделал, сделайте.

Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой.
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Приручите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

4. Инсценировка “Встреча с Весной”.

“Звучит музыка “Времена года”. Входит весна с 2-мя девочками, одетыми в народные костюмы”

Весна: Вы меня звали? Вот я и пришла. В народном календаре, март – зимобор, ветронос, грачевник. Он борется с зимой. Начинается обильное снеготаяние, текут воды, а с прилетом грачей зима и вовсе отступает. С просьбами ускорить приход весны ребятишки обращались к зимующим птицам. Торопя их отлет:

1-я девочка:

Синички-сестрички,
Тетки-чечетки
Щеглята молодцы,
Воры-воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

Весна: Крылатые зимовщики и в самом деле в это время улетали на север, уступая место грачам, жаворонкам – первым вестовым птицам. 17 марта по народному календарю – Герасим – грачевник. В этот день готовили обрядовое печенье – грачевники. Хозяйки стряпали продолговатое как ладонь лепешки, прилепляли долгоносую головку, вместо глаз вставляли угольки. Испекут грачевники, а дети бегут на улицу с ними весну звать.

2-я девочка:

Мороз, красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся
Подобру и здорову.

Весна: Вот так на Руси встречали весну.

5. Подведение итогов.

Педагог: Спасибо всем за интересный рассказ. Что – же, ребята, скоро и мы с вами будем провожать наших северных гостей. А пока, мне хочется, чтобы вы не забывали о том, что наши пернатые друзья нуждаются в вашей заботе. Я думаю. Что вы не забудете покормить птиц в трудное для них время.

А на память о нашем занятии я хочу вам дать листочек с изображением птицы. А вы, глядя на плакат, раскрасите ее и назовете.

Методические советы организаторам и постановщикам

Рассказывая о перелетных птицах, педагог показывает районы их миграции на физической карте.

Кроме характеристики снегиря, дятла, синицы, вороны и воробья, можно подготовить информацию о других зимующих птицах Белгородской области. На этом этапе целесообразно использование иллюстративных материалов.

При обсуждении “птичьего меню” на столе стоят кормушки, коллекции семян. Ребята должны сделать вывод о том, чем можно, а чем нельзя подкармливать птиц. Для этого в коробочку можно положить не только семена, но и конфету, дольку апельсина, картофель, фасоль.

Методические советы на период ближайшего последействия

В конце занятия для закрепления воспитанники раскрашивают заранее приготовленные изображения перелетных и оседлых птиц. Положительно сказывается на эмоциональном настрое детей получение “жаворонка”. На последующих занятиях детского объединения проводится подготовка к участию в районной акции “Птичья столовая”: мастер – класс по изготовлению кормушек, выставка – конкурс листовок и плакатов “Покормите птиц зимой”, конкурс фотографий.

Литература

  1. Жук Л.И. Я люблю эту землю. – Минск: Издательство ООО Красико-Принт, 2000.-128с.
  2. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия. – Волгоград.: Учитель, 2007.-139с.
  3. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение. Книга 1: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002.-320с.