Ещё 30 лет назад наша страна во всем мире признавалась самой читаемой. Теперь мы вынуждены констатировать: современное поколение не читает, в особенности классику. Как же в этой ситуации быть учителю словесности, чья деятельность на уроке невозможна без прочтения учениками изучаемого произведения? По роду своей деятельности (25 лет совмещаю преподавание русского языка и литературы с работой в библиотеке) я в течение многих лет применяю такие нестандартные формы проведения урока, как читательская конференция, викторина, диспут.
Проведение уроков в нестандартной форме - эффективный, но очень трудоемкий процесс. Читательские конференции я обычно применяю на уроках внеклассного чтения. Выбираю такие произведения, чтобы они: 1) соответствовали программе данного класса; 2) были интересными, проблемными; 3)представлены в достаточном количестве, прежде всего в школьной библиотеке. И это немаловажно, иначе ребята, особенно старшего звена, не станут читать.
Вопросы к читательской конференции учащиеся получают заранее, я составляю их так, чтобы проверить, насколько внимательные у меня читатели: место, время действия, особенности биографии героев, пейзажа – все это не должно ускользнуть от внимания ребят и постепенно подвести их к пониманию идеи произведения, характеров героев, нравственной проблематики. Это тоже обусловливает выбор произведений.
Я разработала уроки-конференции по таким книгам, как “Белый Бим, Черное ухо” Г. Троепольского, “Весенние перевертыши” В. Тендрякова, “Сын полка” В. Катаева, “Повесть о настоящем человеке” Б. Полевого, “В списках не значился” Б. Васильева и другим.
На уроках – читательских конференциях учащиеся особенно активны. Им нравится находить ответы на вопросы, особенно если эти ответы не лежат на поверхности, а до них нужно “докопаться”. Постепенно такой урок, как правило, перерастает в диспут, каждый желающий может высказать свою точку зрения и отстаивать ее. Поведение учащихся на уроках, проводимых в нестандартной форме, гораздо более мотивировано, чем на обычных. А главное для учителя – результат : все (за редким исключением) ребята прочитали книгу и разобрались в прочитанном, вынеся для себя нравственный урок.
В последнее время практикую проведение уроков-викторин. Это может быть как целый урок, так и его фрагмент.
Нынешним шестиклассникам понравилась подобная форма урока. Здесь они, отвечая на вопрос, поставленный учителем, получают маленький приз (конфету, иногда просто вырезанный кружок), но для них это важно: налицо элемент соревнования, есть мотивация – хорошая оценка за определенное количество набранных очков. А учитель таким образом проверяет уровень начитанности.
В нынешним своем 6 а впервые урок – викторину я провела год назад, по сказкам Г.-Х. Андерсена (я этот урок традиционно провожу в 5-х классах). Ребятам так понравилась подобная нестандартная форма, что они стали просить: давайте еще проведем викторину. Изучая произведения зарубежной литературы в прошлом году, я использовала викторину как фрагмент урока.
В этом учебном году урок в подобной форме был проведен в День открытых дверей для родителей. Тема: “Викторина по произведениям А.С. Пушкина”. Родители, присутствующие на уроке, волновались больше своих детей и часто готовы были отвечать вместе с ними и вместо них.
Безусловно, я не достигаю данным методом 100% результата, да это и невозможно. Особенно меня поймут учителя литературы, которые знают: в каждом классе есть определенная группа детей (немногочисленная), готовых к активному обсуждению, большинство же, к сожалению, пассивны. Как же оценивать всех? А главное, как их мотивировать? Опыт показывает, что именно уроки - читательские конференции, уроки-викторины позволяют в достаточной степени мотивировать наших современных, совсем несклонных к чтению детей.
Вопросы к читательской конференции по повести Б.Н. Полевого “Повесть о настоящем человеке”.
- Когда и где разворачивается действие повести?
- Какую роль играет картина природы (описание леса и его обитателей)?
- Кто главный герой повести? Что с ним произошло?
- С кем пришлось выдержать схватку на земле раненому летчику? Расскажите об этой схватке.
- Какое еще испытание ждало Алексея, когда, казалось, смертельная опасность миновала?
- Хорошо или плохо было то, что он рухнул в центре заповедного леса?
- Как вы думаете, какие качества характера пришлось призвать на помощь летчику, чтобы встать на ноги?
- Расскажите о страшной картине, открывшейся глазам Алексея.
- Как прошла первая ночь Алексея в лесу?
- Что предпринимал летчик, чтобы заглушить боль?
- Что испытал он, увидев немцев?
- Чем питался Алексей, когда закончились консервы?
- Настал день, когда Мересьев не смог подняться на ноги. Что дальше?
- Прочитайте, каким увидел себя впервые Алексей (и где) после многодневного скитания?
- Сколько же времени длилось лесное испытание Мересьева и чем закончилось?
- Какие мысли и чувства возникли у вас, когда вы читали первые главы повести?
- Почему книга так называется? Можно ли, по-вашему, было оставить это название, если бы книга на этом закончилась?
- Но трудно было не только на фронте. Расскажите историю злоключений жителей деревни Плавни.
- Что из увиденного в лесном поселении глубоко поразило Алексея?
- Как оказался Алексей на “большой земле”?
- Закончились ли на этом его испытания?
- Как вы думаете, что самое страшное пришлось пережить Мересьеву?
- Расскажите, кто и как помог вернуть ему веру в себя?
- Опишите, как впервые после операции Мересьев встал “на ноги”?
- Что самое невероятное в истории героя?
- Возможно ли, по-вашему, повторение подобного подвига в наши дни?