Цели:
Дидактические: eчащиеся должны знать понятие рода имени существительного, уметь определять род имён существительных; уметь образовывать имена существительные при помощи приставок, суффиксов.
Развивающие:
- Учебно-организационные: учащиеся должны уметь: вникать в смысл учебного задания; планировать свою работу; осуществлять самоконтроль, самопроверку, самооценку.
- Учебно-интеллектуальные: учащиеся должны уметь: анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Учебно-информационные умения: учащиеся должны уметь работать с учебником.
Воспитательные: Развивать чувство долга, ответственность, трудолюбие, собранность, аккуратность в работе, познавательный интерес (желание больше узнать)
Оборудование: учебник Русский язык 3 кл. 1 ч. С.И. Иванов; А.О. Евдокимома; Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы Н.М. Бетенькова; Г.А.Бакулина “Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка”; презентация “Род имён существительных”
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Ребята, у нас с вами урок русского языка. Тему урока мы узнаем в процессе нашей дальнейшей работы. А начнём мы урок с минутки чистописания. Но прежде чем, вы узнаете букву, написание которой мы будем повторять, вам необходимо выполнить несколько заданий.
Задание 1
– Прочитайте слова: (Слайд 1). См. Приложение 1
Детский, тростник , громкий, играю, вестник, отвечаю, местность, трудный
– На какие части речи можно разделить эти слова?
(Имена существительные, имена прилагательные, глагола) (Слайд 2)
Тростник
Вестник
Местностьдетский
громкий
трудныйиграю
отвечаю
– Посмотрите на имена существительные и скажите, что есть общего у этих существительных?
(Одинаковый вопрос, непроизносимый согласный звук.)
– Подберите проверочные слова к именам существительным. (Слайд 3)
Тростник – трость
Вестник – весть
Местность – место
– Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, находится в корне каждого существительного. Какая это буква? (Буква “т”)
– Посмотрите на эти соединения и определите порядок следования букв в данном ряду:
Ттр рТт
(Строчная “р” меняет своё положение (место).)
– Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.
2. Словарно-орфографическая работа
– Чтобы узнать слово, с которым мы познакомимся на уроке, вам необходимо выполнить несколько заданий, связанных с нахождением его букв.
Задание 1. Первая буква задуманного слова является парной согласной во втором слоге слова. (Яблоко.)
Задание 2. Вторая буква является ударной гласной в слове. (Гигант.)
Задание 3. Третья буква – это последняя буква в слове. (Пирог).
Задание 4. Четвёртая буква является окончанием в слове. (Осина.)
Задание 5. Пятая буква обозначает всегда твердый звонкий парный согласный звук в слове. (Урожай.)
– Какое слово вы составили? (БАГАЖ) (табличка)
– Объясните значение этого слова. (Вещи, груз пассажиров, упакованные для отправки, перевозки.)
– А только ли это значение имеет это слово?
– Объясните, как вы понимаете значение такого предложения? (Слайд 4)
Каждый человек должен ежедневно работать над собой, постоянно пополнять свой умственный багаж знаний. (переносное значение)
– Сегодня мыс вами тоже должны пополнить свой умственный багаж новыми знаниями.
– Посмотрите на модель слова багаж, что по ней вы можете сказать о этом слове:
____а__/____
(Два слога, ударение падает на второй слог, безударный гласный “а” в первом слоге.)
– Пропишите это слово и запомните его.
– Слова какой части речи мы использовали на минутке чистописания и словарной работы. (Имена существительные.)
– Сегодня мы узнаем грамматический признак имени существительного.
3. Изучение нового материала
На доске слова: дом, земля, солдат, озеро, книга, гнездо, море, школа, хлеб. (Слайд5)
– Прочитайте написанные слова, К какой части речи они относятся?
– Что такое имя существительное?
– Разделите данные слова на три группы. В первую включите слова, к которым можно поставить слова он, мой
– Назовите слова, к которым можно поставить слова она, моя
– Прочитайте оставшиеся слова. Какие вспомогательные слова можно подставить к этим существительным? Оно, моё
– Разделив имена существительные по данным группам, мы разделили их по родам.
Род – это грамматический признак имени существительного.
В русском языке три рода: мужской род, женский род, средний род. Каждое существительное относится к одному из трёх имеющих родов.
– Скажите, какого рода имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой?
– Какого рода имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя?
– Определите род существительных, к которым можно поставить слова оно, моё.
– С каким грамматическим признаком имён существительных мы сегодня познакомились?
– Обобщите то, что вы узнали сегодня на уроке по данной схеме: Слайд 8
Род имен существительных: |
||
м.р он, мой |
ж.р она, моя |
ср.р оно, моё |
4. Физкультминутка
– Я буду называть имена существительные разного рода. Если услышите мужской род – надо сесть, женский род – встать, средний род – подпрыгнуть.
Снег, земля, солнце, дом , ученица, стекло, стул, школьница, сердце, свет, тетрадь, дело.
5. Закрепление изученного материала
Чтение правила по учебнику (стр. 131)
– Чтобы лучше запомнить правило, выучим стихотворение: Слайд 9
Женский род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой.
Средний род – оно, моё
Это правило твоё.
1) Работа по учебнику:
– Выполнить упр. 1 стр.131 (Самостоятельная работа, с предварительным разбором)
Проверка.
2) Работа по определению рода
Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы: Слайд 10
- р л о а з н д н ы ш
- б и з о б р а
- д р у о ж б ь
Используя их, выполните следующее задание и ответьте на вопросы:
- найдите здесь садовый и лесной цветок (роза, ландыш)
- найдите дом в лесу (изба, бор)
- золотое поле, дерево на нём (рожь, дуб)
Распределите эти слова по родам.
3) Как имена прилагательные будут согласоваться с именами существительными, к которым они относятся?
– Выполним упр.2 стр.131. Поставьте прилагательные в нужную форму и запишите получившиеся сочетания слов (прил.+ сущ.)
(Самостоятельная работа по вариантам, 1-вариант первая строчка, 2– вариант вторая строчка)
– Что меняется у имён прилагательных?
6. Итог урока
– Чему мы учились сегодня на уроке?
– Как определить род имён существительных?
– Сколько родов в русском языке?
– Спасибо за урок.