Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Род имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

Дидактические: eчащиеся должны знать понятие рода имени существительного, уметь определять род имён существительных; уметь образовывать имена существительные при помощи приставок, суффиксов.

Развивающие:

  • Учебно-организационные: учащиеся должны уметь: вникать в смысл учебного задания; планировать свою работу; осуществлять самоконтроль, самопроверку, самооценку.
  • Учебно-интеллектуальные: учащиеся должны уметь: анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Учебно-информационные умения: учащиеся должны уметь работать с учебником.

Воспитательные: Развивать чувство долга, ответственность, трудолюбие, собранность, аккуратность в работе, познавательный интерес (желание больше узнать)

Оборудование: учебник Русский язык 3 кл. 1 ч. С.И. Иванов; А.О. Евдокимома; Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы Н.М. Бетенькова; Г.А.Бакулина “Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка”; презентация “Род имён существительных”

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Ребята, у нас с вами урок русского языка. Тему урока мы узнаем в процессе нашей дальнейшей работы. А начнём мы урок с минутки чистописания. Но прежде чем, вы узнаете букву, написание которой мы будем повторять, вам необходимо выполнить несколько заданий.

Задание 1

– Прочитайте слова: (Слайд 1). См. Приложение 1

Детский, тростник , громкий, играю, вестник, отвечаю, местность, трудный

– На какие части речи можно разделить эти слова?

(Имена существительные, имена прилагательные, глагола) (Слайд 2)

Тростник
Вестник
Местность
детский
громкий
трудный
играю
отвечаю

Посмотрите на имена существительные и скажите, что есть общего у этих существительных?

(Одинаковый вопрос, непроизносимый согласный звук.)

– Подберите проверочные слова к именам существительным. (Слайд 3)

Тростник – трость
Вестник – весть
Местность – место

– Буква, которую мы будем писать на минутке чистописания, находится в корне каждого существительного. Какая это буква? (Буква “т”)

– Посмотрите на эти соединения и определите порядок следования букв в данном ряду:

Ттр рТт

(Строчная “р” меняет своё положение (место).)

– Напишите эту цепочку букв в указанной последовательности до конца строки.

2. Словарно-орфографическая работа

– Чтобы узнать слово, с которым мы познакомимся на уроке, вам необходимо выполнить несколько заданий, связанных с нахождением его букв.

Задание 1. Первая буква задуманного слова является парной согласной во втором слоге слова. (Яблоко.)

Задание 2. Вторая буква является ударной гласной в слове. (Гигант.)

Задание 3. Третья буква – это последняя буква в слове. (Пирог).

Задание 4. Четвёртая буква является окончанием в слове. (Осина.)

Задание 5. Пятая буква обозначает всегда твердый звонкий парный согласный звук в слове. (Урожай.)

– Какое слово вы составили? (БАГАЖ) (табличка)

– Объясните значение этого слова. (Вещи, груз пассажиров, упакованные для отправки, перевозки.)

– А только ли это значение имеет это слово?

– Объясните, как вы понимаете значение такого предложения? (Слайд 4)

Каждый человек должен ежедневно работать над собой, постоянно пополнять свой умственный багаж знаний. (переносное значение)

– Сегодня мыс вами тоже должны пополнить свой умственный багаж новыми знаниями.

– Посмотрите на модель слова багаж, что по ней вы можете сказать о этом слове:

____а__/____

(Два слога, ударение падает на второй слог, безударный гласный “а” в первом слоге.)

– Пропишите это слово и запомните его.

– Слова какой части речи мы использовали на минутке чистописания и словарной работы. (Имена существительные.)

– Сегодня мы узнаем грамматический признак имени существительного.

3. Изучение нового материала

На доске слова: дом, земля, солдат, озеро, книга, гнездо, море, школа, хлеб. (Слайд5)

– Прочитайте написанные слова, К какой части речи они относятся?

– Что такое имя существительное?

– Разделите данные слова на три группы. В первую включите слова, к которым можно поставить слова он, мой

– Назовите слова, к которым можно поставить слова она, моя

Прочитайте оставшиеся слова. Какие вспомогательные слова можно подставить к этим существительным? Оно, моё

Разделив имена существительные по данным группам, мы разделили их по родам.

Род – это грамматический признак имени существительного.

В русском языке три рода: мужской род, женский род, средний род. Каждое существительное относится к одному из трёх имеющих родов.

– Скажите, какого рода имена существительные, к которым можно поставить слова он, мой?

– Какого рода имена существительные, к которым можно поставить слова она, моя?

– Определите род существительных, к которым можно поставить слова оно, моё.

– С каким грамматическим признаком имён существительных мы сегодня познакомились?

– Обобщите то, что вы узнали сегодня на уроке по данной схеме: Слайд 8

Род имен существительных:

м.р
он, мой
ж.р
она, моя
ср.р
оно, моё

4. Физкультминутка

– Я буду называть имена существительные разного рода. Если услышите мужской род – надо сесть, женский род – встать, средний род – подпрыгнуть.

Снег, земля, солнце, дом , ученица, стекло, стул, школьница, сердце, свет, тетрадь, дело.

5. Закрепление изученного материала

Чтение правила по учебнику (стр. 131)

– Чтобы лучше запомнить правило, выучим стихотворение: Слайд 9

Женский род запомню я
И скажу: она, моя
И запомню род мужской
И опять скажу: он, мой.
Средний род – оно, моё
Это правило твоё.

1) Работа по учебнику:

– Выполнить упр. 1 стр.131 (Самостоятельная работа, с предварительным разбором)

Проверка.

2) Работа по определению рода

Внимательно рассмотрите рассыпанные буквы: Слайд 10

  1. р л о а з н д н ы ш
  2. б и з о б р а
  3. д р у о ж б ь

Используя их, выполните следующее задание и ответьте на вопросы:

  1. найдите здесь садовый и лесной цветок (роза, ландыш)
  2. найдите дом в лесу (изба, бор)
  3. золотое поле, дерево на нём (рожь, дуб)

Распределите эти слова по родам.

3) Как имена прилагательные будут согласоваться с именами существительными, к которым они относятся?

– Выполним упр.2 стр.131. Поставьте прилагательные в нужную форму и запишите получившиеся сочетания слов (прил.+ сущ.)

(Самостоятельная работа по вариантам, 1-вариант первая строчка, 2– вариант вторая строчка)

– Что меняется у имён прилагательных?

6. Итог урока

– Чему мы учились сегодня на уроке?
– Как определить род имён существительных?
– Сколько родов в русском языке?
– Спасибо за урок.