Цели:
- Познакомить с современными средствами связи, с новыми словами.
- Развитие речи, пополнение словарного запаса, развитие произвольного внимания.
- Воспитание качеств: доброжелательность, взаимопонимание (умение работать в группах, в парах).
- Умение слушать друг друга, привитие эстетических качеств, умение пользоваться средствами связи.
Оборудование: календарь природы, опорные слова, карточки с ребусом, с новыми словами, с заданиями, картинки с изображением старинных телефонов, телефоны: дисковый, кнопочный, радио-телефоны, сотовый,иллюстрации.
1. Организационный момент.
Стих:
Каждый день всегда везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
2. Подведение итогов наблюдений за погодой.
- Заслушаем бюро погоды на сегодняшний день. Слово синоптикам.
(Один ученик у доски, а остальные у себя на партах).
а)
Время года: (зима)
Месяц: (декабрь)
Число: (23)
День недели: (вторник)
б) Работа с сигнальными карточками: облачность, осадки, ветер, температура.
3. Знакомство со средствами связи.
- Ребята, а как вы узнали температуру воздуха? (По телевизору слышали, по радио, термометру).
а) Телефон.
- Догадайтесь, отгадав загадку, как же я узнала температуру воздуха:
Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам
Скажешь здесь, а слышно там.
- Телефон. (вывешиваю картинку)
Набрала номер справочно-информационной службы города 0-0-1 и услышала прогноз погоды на сегодняшний день.
- Ребята, у кого дома есть телефон?
- Для чего нужен телефон? (Связаться с родными
,близкими, друзьями, вызвать врача, милицию,
пожарную).
- Вы сказали, что можно по телефону вызвать
скорую, а по какому номеру? А милицию?
- А что означают номера -01?-04?
(Вывешиваю таблицу)
- 01 – служба спасения;
- 02 – милиция;
- 03 – скорая;
- 04 – газовая служба.
- Эти номера мы должны помнить, чтобы в любой момент мы могли связаться с необходимой службой.
Телефон нам нужен для связи. Это средство связи. Сегодня на уроке познакомимся со средствами связи. (Слова открываю постепенно)
- Без телефона мы не можем представить себе нашу сегодняшнюю жизнь. Первый аппарат появился очень давно, более 100лет назад. Изобрел его Александр Белл. Сейчас в мире более 500 млн. телефонных аппаратов. Первые телефонные аппараты выглядели так: (показываю иллюстрации)
- Они состояли из отдельного переговорного устройства и слуховой трубки. Для этого надо было нажать несколько раз рычаг. Такие телефоны были неудобны. Потом появились такие телефоны: (показ иллюстрации) Переговорное устройство напоминало трубку. Но она была очень большая. И прежде чем позвонить, надо было покрутить ручку. Связаться со станцией, чтобы там соединили.
- Удобен был такой телефон? (Нет)
С тех пор телефон сильно изменился. Изменился его внешний вид и возможности.
(Показ: дисковый телефон, кнопочный, радиотелефон, сотовый телефон)
Инсценирование К.Чуковского “Телефон” (трое учеников читают отрывок “Телефон”)
- Из какого произведения?
- Вежливы ли были слон и крокодил при разговоре по
телефону?
- А что вам не понравилось? Почему?
- А какие еще правила общения по телефону вы
знаете?
- По служебному телефону не принято говорить
долго – это невежливо.
- По телефону говорить нужно кратко и только то,
что необходимо.
- Невежливо звонить кому-нибудь рано утром или
поздно вечером.
Можно побеспокоить людей.
- Если ты бываешь в гостях и тебе нужно
позвонить, обязательно спроси разрешения.
- С чего начинается разговор? (с приветствия)
- Какие слова приветствия можно использовать в
телефонном разговоре? (здравствуйте, добрый
день, добрый вечер)
- После приветствия нужно представиться.
Например, здравствуйте, это говорит….
- Затем нужно выразить просьбу.
- Какие слова будете использовать для просьбы?
(пожалуйста, будьте добры)
- О чём надо не забыть, заканчивая разговор?
(надо попрощаться: до свидания, до встречи)
(вывешиваю таблицу вежливых слов) –
- Здравствуйте;
- Доброе утро;
- Добрый день;
- Добрый вечер;
- Пожалуйста;
- Будьте добры;
- До свидания;
- До встречи.
Физминутка:
Хлопаем – если услышите слова приветствия.
Топаем – если услышите слова, которыми
заканчиваешь телефонный разговор.
Практическая работа: различные ситуации общения по телефону.
Работа в парах.
Ситуация №1
Тебе нужно срочно вызвать врача.
Ситуация №2
Нужно вызвать милицию.
Ситуация №3
Вызвать газовую службу.
Проверка самостоятельной работы.
Вывод: Вот и все премудрости телефонного этикета.
- Для чего нужен телефон? (для связи)
- Что нужно соблюдать при разговоре? (правила
вежливости)
1) Телеграф.
- У меня в руках “Советский энциклопедический словарь”. Сейчас я прочитаю определение слова, а вы должны догадаться о каком слове идет речь: “Предприятие связи, осуществляющее передачу, прием и доставку телеграмм, имеет непосредственную связь с другими…страны. (Карточка со словом “телеграф”).
- Телефон, телеграф – общая часть “теле”, что означает “далеко”. Фон – звук, далеко звучание, или “далеко слышу”. Граф – пишу, “далеко пишу”.
Физкультминутка для глаз (определите по цветным линиям: кто с кем разговаривает)
2) Знакомство со словом “почта”.
- На парте у каждого из вас лежат карточки с зашифрованными словами. Задание: найдите слова
- ксутелефонжиспро;
- лпотелеграфолиаощ;
- рдапочтадпшроььтд.
Телефон, телеграф, почта.
- С какими словами уже встречались на уроке (телефон,
телеграф).
- А какое новое? (почта).
- Кто из вас знает что такое почта? (1.Учреждение
для пересылки писем, денег, посылок. 2.Здание, где
оно помещается. 3. Пересылка, доставка, средствами
этого учреждения. 4. То, что доставлено этим
учреждением: письма, посылки).
Доклады, приготовленные учащимися, какая почта существовала раньше?
1 ученик: Долгое время почты вообще не было. Как же отправляли письма? А отправляли их с гонцами. Помните, в сказке о царе Салтане к царю отправляют гонца с известием о том, что у него родился сын. Шло время, шире становились связи между городами и княжествами, все дальше посылали в путь гонцов. Стали на длинных дорогах строить почтовые станции. Примчится гонец, поест, попьет, отдохнет, сменит там усталых лошадей. А свежие лошади быстро донесут письмо до следующей станции.
2 ученик: Во многих странах ещё раньше существовало голубиная почта, для которой специально вывели породу почтовых голубей. К ноге такого голубя привязывали письмо, и он летел к своему дому доставляя письмо адресату. Много сотен лет служил людям почтовый голубь. Сейчас, когда вести доставляют радио, телеграф, поезд, самолеты, голубиная почта потеряла свое значение.
3 ученик: А еще существовала морская почта. Моряки запечатывали свои послания в бутылки и бросали в океан.
4 ученик: В наше время существует почтовая связь между городами и странами, селами и деревнями, даже между материками. На почту стекаются письма из всех почтовых ящиков. Здесь принимают посылки и бандероли.
Для чего нужна почта? (для связи).
4. Знакомство с новыми словами, обозначающие профессии людей.
- Ребята, с какими средствами связи вы познакомились на уроке? (телефон, телеграф, почта).
Игра: “Какое слово пропало? (Убираю по очереди карточки со словами, дети называют это слово).
- Образуйте от слова “почта” новое слово,
обозначающее профессию (почтальон).
- От слова телефон (телефонист), от слова
телеграф (телеграфист).
Задание: На месте ли стоят слова?
Телефон ___________ почтальон;
Телеграф ___________ телефонист;
Почта ___________ телеграфист.
Помогите встать словам на свои места.
5. Практическая часть. Развитие речи.
Рассмотрите рисунки. На них последовательно изображено одно событие.
Задание: Восстанови последовательность. Расскажите, какое событие изображено на картинках.
1 картинка: внук пишет бабушке письмо.
2 картинка: отправил в почтовый ящик.
3 картинка: письмо забирает почтовая машина.
4 картинка: почту перевозят на поезде.
5 картинка: почтальон привозит письмо домой
бабушке.
6 картинка: бабушка читает долгожданное письмо от
внука.
(Открываем последнюю букву в слове)
- Проверка самостоятельной работы.
6. Итог урока.
О каких средствах связи вы узнали? С какими новыми словами познакомились на уроке?