Конспект урока "Окружающий мир". 2-й класс СКК VII вида по Г.С. Шевченко

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  1. Познакомить с современными средствами связи, с новыми словами.
  2. Развитие речи, пополнение словарного запаса, развитие произвольного внимания.
  3. Воспитание качеств: доброжелательность, взаимопонимание (умение работать в группах, в парах).
  4. Умение слушать друг друга, привитие эстетических качеств, умение пользоваться средствами связи.

Оборудование: календарь природы, опорные слова, карточки с ребусом, с новыми словами, с заданиями, картинки с изображением старинных телефонов, телефоны: дисковый, кнопочный, радио-телефоны, сотовый,иллюстрации.

1. Организационный момент.

Стих:

Каждый день всегда везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

2. Подведение итогов наблюдений за погодой.

- Заслушаем бюро погоды на сегодняшний день. Слово синоптикам.

(Один ученик у доски, а остальные у себя на партах).

а)

Время года: (зима)
Месяц: (декабрь)
Число: (23)
День недели: (вторник)

б) Работа с сигнальными карточками: облачность, осадки, ветер, температура.

3. Знакомство со средствами связи.

- Ребята, а как вы узнали температуру воздуха? (По телевизору слышали, по радио, термометру).

а) Телефон.

- Догадайтесь, отгадав загадку, как же я узнала температуру воздуха:

Через поле и лесок
Подается голосок.
Он бежит по проводам
Скажешь здесь, а слышно там.

- Телефон. (вывешиваю картинку)

Набрала номер справочно-информационной службы города 0-0-1 и услышала прогноз погоды на сегодняшний день.

- Ребята, у кого дома есть телефон?
- Для чего нужен телефон? (Связаться с родными ,близкими, друзьями, вызвать врача, милицию, пожарную).
- Вы сказали, что можно по телефону вызвать скорую, а по какому номеру? А милицию?
- А что означают номера -01?-04?

(Вывешиваю таблицу)

  • 01 – служба спасения;
  • 02 – милиция;
  • 03 – скорая;
  • 04 – газовая служба.

- Эти номера мы должны помнить, чтобы в любой момент мы могли связаться с необходимой службой.

Телефон нам нужен для связи. Это средство связи. Сегодня на уроке познакомимся со средствами связи. (Слова открываю постепенно)

- Без телефона мы не можем представить себе нашу сегодняшнюю жизнь. Первый аппарат появился очень давно, более 100лет назад. Изобрел его Александр Белл. Сейчас в мире более 500 млн. телефонных аппаратов. Первые телефонные аппараты выглядели так: (показываю иллюстрации)

- Они состояли из отдельного переговорного устройства и слуховой трубки. Для этого надо было нажать несколько раз рычаг. Такие телефоны были неудобны. Потом появились такие телефоны: (показ иллюстрации) Переговорное устройство напоминало трубку. Но она была очень большая. И прежде чем позвонить, надо было покрутить ручку. Связаться со станцией, чтобы там соединили.

- Удобен был такой телефон? (Нет)

С тех пор телефон сильно изменился. Изменился его внешний вид и возможности.

(Показ: дисковый телефон, кнопочный, радиотелефон, сотовый телефон)

Инсценирование К.Чуковского “Телефон” (трое учеников читают отрывок “Телефон”)

- Из какого произведения?
- Вежливы ли были слон и крокодил при разговоре по телефону?
- А что вам не понравилось? Почему?
- А какие еще правила общения по телефону вы знаете?
- По служебному телефону не принято говорить долго – это невежливо.
- По телефону говорить нужно кратко и только то, что необходимо.
- Невежливо звонить кому-нибудь рано утром или поздно вечером.

Можно побеспокоить людей.

- Если ты бываешь в гостях и тебе нужно позвонить, обязательно спроси разрешения.
- С чего начинается разговор? (с приветствия)
- Какие слова приветствия можно использовать в телефонном разговоре? (здравствуйте, добрый день, добрый вечер)
- После приветствия нужно представиться. Например, здравствуйте, это говорит….
- Затем нужно выразить просьбу.
- Какие слова будете использовать для просьбы? (пожалуйста, будьте добры)
- О чём надо не забыть, заканчивая разговор? (надо попрощаться: до свидания, до встречи)

(вывешиваю таблицу вежливых слов)

  • Здравствуйте;
  • Доброе утро;
  • Добрый день;
  • Добрый вечер;
  • Пожалуйста;
  • Будьте добры;
  • До свидания;
  • До встречи.

Физминутка:

Хлопаем – если услышите слова приветствия.
Топаем – если услышите слова, которыми заканчиваешь телефонный разговор.

Практическая работа: различные ситуации общения по телефону.

Работа в парах.

Ситуация №1

Тебе нужно срочно вызвать врача.

Ситуация №2

Нужно вызвать милицию.

Ситуация №3

Вызвать газовую службу.

Проверка самостоятельной работы.

Вывод: Вот и все премудрости телефонного этикета.

- Для чего нужен телефон? (для связи)
- Что нужно соблюдать при разговоре? (правила вежливости)

1) Телеграф.

- У меня в руках “Советский энциклопедический словарь”. Сейчас я прочитаю определение слова, а вы должны догадаться о каком слове идет речь: “Предприятие связи, осуществляющее передачу, прием и доставку телеграмм, имеет непосредственную связь с другими…страны. (Карточка со словом “телеграф”).

- Телефон, телеграф – общая часть “теле”, что означает “далеко”. Фон – звук, далеко звучание, или “далеко слышу”. Граф – пишу, “далеко пишу”.

Физкультминутка для глаз (определите по цветным линиям: кто с кем разговаривает)

2) Знакомство со словом “почта”.

- На парте у каждого из вас лежат карточки с зашифрованными словами. Задание: найдите слова

  • ксутелефонжиспро;
  • лпотелеграфолиаощ;
  • рдапочтадпшроььтд.

Телефон, телеграф, почта.

- С какими словами уже встречались на уроке (телефон, телеграф).
- А какое новое? (почта).
- Кто из вас знает что такое почта? (1.Учреждение для пересылки писем, денег, посылок. 2.Здание, где оно помещается. 3. Пересылка, доставка, средствами этого учреждения. 4. То, что доставлено этим учреждением: письма, посылки).

Доклады, приготовленные учащимися, какая почта существовала раньше?

1 ученик: Долгое время почты вообще не было. Как же отправляли письма? А отправляли их с гонцами. Помните, в сказке о царе Салтане к царю отправляют гонца с известием о том, что у него родился сын. Шло время, шире становились связи между городами и княжествами, все дальше посылали в путь гонцов. Стали на длинных дорогах строить почтовые станции. Примчится гонец, поест, попьет, отдохнет, сменит там усталых лошадей. А свежие лошади быстро донесут письмо до следующей станции.

2 ученик: Во многих странах ещё раньше существовало голубиная почта, для которой специально вывели породу почтовых голубей. К ноге такого голубя привязывали письмо, и он летел к своему дому доставляя письмо адресату. Много сотен лет служил людям почтовый голубь. Сейчас, когда вести доставляют радио, телеграф, поезд, самолеты, голубиная почта потеряла свое значение.

3 ученик: А еще существовала морская почта. Моряки запечатывали свои послания в бутылки и бросали в океан.

4 ученик: В наше время существует почтовая связь между городами и странами, селами и деревнями, даже между материками. На почту стекаются письма из всех почтовых ящиков. Здесь принимают посылки и бандероли.

Для чего нужна почта? (для связи).

4. Знакомство с новыми словами, обозначающие профессии людей.

- Ребята, с какими средствами связи вы познакомились на уроке? (телефон, телеграф, почта).

Игра: “Какое слово пропало? (Убираю по очереди карточки со словами, дети называют это слово).

- Образуйте от слова “почта” новое слово, обозначающее профессию (почтальон).
- От слова телефон (телефонист), от слова телеграф (телеграфист).

Задание: На месте ли стоят слова?

Телефон ___________ почтальон;
Телеграф ___________ телефонист;
Почта ___________ телеграфист.

Помогите встать словам на свои места.

5. Практическая часть. Развитие речи.

Рассмотрите рисунки. На них последовательно изображено одно событие.

Задание: Восстанови последовательность. Расскажите, какое событие изображено на картинках.

1 картинка: внук пишет бабушке письмо.
2 картинка: отправил в почтовый ящик.
3 картинка: письмо забирает почтовая машина.
4 картинка: почту перевозят на поезде.
5 картинка: почтальон привозит письмо домой бабушке.
6 картинка: бабушка читает долгожданное письмо от внука.

(Открываем последнюю букву в слове)

- Проверка самостоятельной работы.

6. Итог урока.

О каких средствах связи вы узнали? С какими новыми словами познакомились на уроке?