Цель: Воспитать у учащихся уважительное отношение к историческому прошлому страны, чувство патриотизма.
Оборудование: Цитаты о войне, выставка книг “Произведения о войне”, картины о войне, кассеты с песнями военных лет, плакат “Родина – Мать зовёт”.
Ход мероприятия
В зале звучит тихая мелодия. В центре сцены обелиск, рядом женщина – Мать.
Мать:
Упал на холодную озимь
Подкошенной пулей
Солдат.
И небо осеннюю просинь
Окрасила багровый закат…
Он спит уже долгие годы
Земля для него - словно пух.
Над ним-
Пробираются всходы
Травой
Поднимается луг.
Лежит он
У края покоса,
Где синяя мята
Цветёт,
И прямо из сердца берёза
В высокое небо
Растёт.
И мальчик
Под деревом этим
Играет
Под сенью листвы
И нежно касаются ветви
Белёсой его головы.
(Наклоняется к обелиску)
1 вед: Да, много на нашей земле могил неизвестных солдат. Мы, дети 20 столетия, должны помнить подвиги этих солдат.
2 вед: Война… Какое ужасное, губительное явление.
Мать: Люди, люди мира! Взрослые и дети! Послушайте меня. Родина, Отчизна – это самое драгоценное и святое, что есть в жизни человека. Вы, дети должны беречь Родину, свой дом, свой край. Я призываю вас всех, и взрослых и детей - сплотиться и сделать всё возможное, чтобы ужасы войны больше никогда не повторились, чтобы ни одна мать не получила известие о гибели сына…(уходит)
Ведущие:
Здесь, в дремучей чаще, в сердце леса,
Землю изувечила война.
Но истлело ржавое железо,
Темная воронка чуть видна,Вся позаросла травою нежной,
Старый дуб раскинул корни в ней,
И уютно, мирно, безмятежно
Белый гриб уселся меж корней.
Ель широколапая над краем
Прикрывается трещины земли.
Всюду, всюду, всюду – нет числа им –
Незабудки ярко расцвели.Нет, мы не забыли, не забудем,
Даже в этом полдне голубом,
Что земля цветёт на радость людям,
Что земля цветёт не ради бомб!..
1 чтец:
Все в мире сущие народы,
Благословите светлый час!
Отгрохотали эти годы,
Что на земле застигла нас.Ещё тепло стволы орудий
И кровь не всю впитал песок,
Но мир настал. Вдохните, люди,
Переступив войны порог…
2 чтец:
Стоит она возле ограды
Одна на погосте.
Осколки фашистских снарядов
Оставила след на берёсте.
Стрелял чужеземец, но чудом она уцелела.
Стоит она, словно дивчина на месте расстрела.
Не плачь же, утри свои слёзы,
Берёзка!
Над светлой рекой заплети свои косы,
Берёзка!
Тебя не убили, тебя не угнали в неволю,
Расти же на радость и людям и тихому полю.
(Звучит песня Хотят ли русские войны”, Слова Е.Евтушенко, музыка Э Колмановского)
1 вед: Да, ужасы войны нельзя забыть.
2 вед: Раны тех лет болят и сегодня.
1 вед: Но наш народ и тогда сумел показать свое
мужество, единство и братство,
2 вед: Да, именно эти качества народов нашей
великой страны помогли одержать победу над
врагом-фашизмом.
3 чтец: 1941 год. 22 июня. Мирно спит наша
страна. Но не спится врагу. Нарушав покой он
начинает войну. (Голос Левитана)
4 чтец: На войну вместе с солдатами
отправились поэты и писатели. (На слайде имена
писателей и поэтов ушедших на войну)
5 чтец:
Что может быть страшнее, чем война
Лишь слёзы да страдания несёт она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучая и друзей.
Как смерч, врываясь в мирные дома,
Их рушит яростно, не ведая сама ,
Что веру в разум убивает
И души пламени отчаянья сжигая.
1 вед: Наш народ пережил В.О.войну. Не только
пережил, но и вышел победителем.
2 вед: 1418 дней и ночей продолжалась
жестокая война. Почти 26 миллионов жизней унесла
она. Вдумайтесь в эти цифры.
6 чтец:
Куда б ни ехал, ни шёл ты.
Но здесь остановись,
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись.
Кто б ни был ты – рыбак, шахтёр,
Ученый или пастух, –
Навек запомни: здесь лежит
Твой самый лучи и друг.
И для тебя, и для меня
Он сделал всё, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.
(На слайде портреты ветеранов-земляков)
1 вед: Среди нас и сегодня живут
свидетели этой ужасной войны.
2 вед: Но их с каждым годом становится
меньше.
1 вед:
Слава тебе, победитель солдат.
Ты прошёл через все испытания
Не ради чинов и наград,
А чтобы избавить людей от страданья!
Звучит песня День Победы” , Слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова
Выступают дети начальных классов:
1 ученик:
Мы пока играем в корабли,
Мы пока играем в капитанов,
Завтра миллионы мальчуганов
Будут правит кораблём Земли.
2 ученик:
Чтобы правит кораблём Земли,
Песни распивая у штурвала,
Надо, чтоб война не отнимала
Маленькие наши корабли.
3 ученик:
Маленькие наши корабли
Не топите… Пусть они бумажные,
Мир сегодня берегите, старшие,
Чтобы завтра мы сберечь могли
Вместе: Мир и жизнь на корабле Земли.
Воспоминания детей военной поры, инсценировка.
“…осталось одна пуговица от маминой кофты. А в
печи две булки тёплого хлеба…”
“Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал:
“Сына уведите. Сына уведите, чтобы не смотрел…”
“Мама не сразу умерла. Она долго лежала на траве,
открыла глаза:
- Ира, мне надо тебя рассказать..
- Мама, я не хочу…
Мне казалось, что если она мне скажет то, что хочет, она умрет”.
“Не прячьте мою маму в ямку, она проснётся, и мы с ней пойдём домой”, – умоляет солдата маленькая девочка.
1 вед:
Чем оправдать детей невинных муки,
Скорбь матерей, седых от горя и разлуки,
Надежд, ласкавших жизнь, крушенье
И мира варварское разрушенье
2 вед: Мы, дети 20 столетия, обязаны помнить:
- подвиг солдат, погибших на войне,
- песни, которые они любили и пели,
- стихи, которые они знали наизусть, и носила в
карманах гимнастерки,
1 вед: Мы должны читать произведения
военных лет, которые учат нас быть сильными, учат
защищать свою Родину, свой дом.
2 вед: Читает стихотворение К. Симонова
“Жди меня”.
1 вед:
В жизни можно
По – разному жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить
И вовремя делать гадости.
А можно и так:
Поутру встать
И, не помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать,
И подарить его людям.
Выходит Мать:
Люди, покуда сердца стучатся,
Помните!
Какой ценой завоевано счастье,
Пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет,
Помните!
О тех, кто уже никогда не споет,
Помните!
2 вед:
Мир – это главное слово на свете!
Мир очень нужен нашей планете!
1 вед:
Мир нужен детям!
Мир нужен взрослым!
Вместе. Мир нужен всем
(Собираются все участники мероприятия)
1 вед: Войны не хотим мы, нигде,
никогда.
2 вед: Пусть мир будет в мире везде и всегда.
(подчеркнутые слова произносятся хором)
Исполняется песня “Пусть всегда будет солнце” Слова Л Ошанина, музыка А. Островского.