ЦЕЛИ:
- Познакомить детей с некоторыми представителями флоры и фауны Амурской области, которые нуждаются в защите человека и находятся на грани исчезновения;
- Воспитывать внимательное, сознательно бережное отношение к животным и окружающей природе, любовь к родной стране;
- Развивать умение обобщать, делать выводы.
ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: интеллектуальная игра “Поле чудес”.
ОБОРУДОВАНИЕ: барабан для игры с расчерченными секторами; магнитофон или ДVД с записью голосов птиц, журчания ручья; призы для награждения.
ОФОРМЛЕНИЕ: правила поведения в природе в рисунках, по середине классной комнаты барабан, фотоиллюстрации с изображением животных и растений Амурской области; таблицы с пословицами и поговорками о Родине, о бережном отношении к ее богатствам; физическая карта России.
ХОД ИГРЫ
Чтец 1:
Я бы ветры вдохнул твои с жаждою,
Я бы выпил ручьи до глотка,
Я тропинку бы выходил каждую,
Да моя сторона далека.
Чтец 2:
Как посмотришь – не хватит и месяца
Обойти и объехать ее.
Только в песне да в сказке уместится
Приамурье мое!
Ведущий:
- Так написал в своем стихотворении дальневосточный поэт Петр Комаров.
Амурская область расположена на юго – востоке России (показывает на физической карте России). Шесть часовых поясов отделяют ее от Москвы (показывает на карте). Когда в Москве глубокая ночь, у нас уже взошло солнце. По площади Амурская область превосходит многие европейские страны. На ее территории могли бы разместится Италия, Бельгия и Нидерланды.
Красота Приамурья привлекает туристов, да и местные жители не отказывают себе в удовольствии попутешествовать по родному краю. Яркое своеобразие придает амурской природе реликтовая растительность. Леса области обличаются разнообразием и оригинальностью.
- Сегодня мы проведем игру “Поле чудес”, но игра эта не совсем обычная. Она экологическая. Что такое экология?
Дети отвечают.
- А теперь положите головы на парты и закройте глаза.
Ведущий включает фонограмму с записью голосов птиц, журчания ручья. Распыляет освежитель воздуха с цветочным запахом.
- Сейчас весна. Она входит в наши окна яркими солнечными лучами. Лес скоро наполнится птичьими голосами. Оживает природа.
Не правда прекрасны творения природы. Давайте подумаем: будет ли природе хуже, если, собирая орехи, мы сломаем несколько веточек? Или сорвем два – три красивых цветка? Или поймаем необыкновенную бабочку?
Дети отвечают.
Ведущий:
- Да, природе будет хуже. Каждая сломанная попусту веточка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну рану нанесешь ты, другую – твой товарищ, третью, четвертую, пятую – кто –то еще – что же с ней станет? Давайте подумаем: как же вести себя на природе?
Дети называют правила поведения на природе:
- Не трогайте детенышей зверей.
- Подкармливайте птиц зимой. Делайте для них кормушки.
- Не шумите в лесу.
- Не разоряйте птичьих гнезд.
- Не ловите насекомых.
- Не убивайте лягушек и жаб.
- Не ломайте ветки.
- Не собирайте березовый сок.
- Весной встречайте птиц скворечниками.
- Не разводите костры в лесу.
- И т. д.
Ведущий:
- Вы знаете, как вести себя в храме природы. Но еще ее нужно знать. Итак начинаем экологическую игру.
Отборочный тур.
Участвуют все дети. За каждый правильный ответ ученик получает жетон.
- Растет ли дерево зимой? (Нет, оно замирает.)
- Кто из кукушек кукует? (Самец.)
- Кто из птиц наших лесов быстрее всех летает? (Стриж.)
- Какая рыба зовется именем человека? (Карп.)
- Какой зверек спит всю зиму вниз головой? (Летучая мышь.)
- Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушки.)
- Какой лесной зверек сушит на деревьях грибы? (Белка.)
- Что зимой страшнее для птиц – голод или холод? (Голод.)
- Пользу или вред приносит зимой барсук? (Ни то, ни другое – он спит.)
- Отчего старых лосей называют “сохатыми”? (У них рога похожи на соху.)
- Можно паука назвать насекомым? (Нет, у него восемь ног.)
- Кто дважды родится, один раз умирает? (Птицы.)
- Кто может пить ногой? (Лягушка.)
- Какая ягода бывает черной, белой, красной? (Смородина.)
- Где у кузнечика ухо? (На ноге.)
- Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка.)
- Из чего добываются этиловый спирт, глицерин, камфара? (Из веток пихты.)
- Какую траву любят кошки? (Валерьяну.)
- Дерево, которое зацветает раньше? (Ива.)
- Какое растение является хищником для растений? (Росянка.)
Девять человек, получившие наибольшее количество жетонов, проходят для участия в игре, делятся на тройки (жеребьевка).
1 – я игра.
Вид оленя. Это небольшое животное: его рост всего 70 см. Задние ноги в полтора раза длиннее передних. Рогов у него нет, но у самцов есть саблеобразные клыки до 10 см длины. Это животное предпочитает жить в горных лесах. Добывают охотники ради мускуса, который используют в медицине и парфюмерии. Мускус находится на животе в железе – так называемую “струей”.
К | А | Б | А | Р | Г | А |
После того, как название животного разгадано, вывешивается иллюстрация кабарги на доску.
2 – я игра.
На юге Дальнего Востока можно увидеть изумительно красивую уточку, красочный наряд которой и описать затруднительно. У самца в брачный период на голове хохолок, внутренние маховые перья подняты как паруса. Если увидите ее на дереве – не удивляйтесь: она ведь гнездится в дуплах. Эта птица внесена в Красную книгу страны.
М | А | Н | Д | А | Р | И | Н | К | А |
После того, как утка названа, вывешивается иллюстрация утки - мандаринки на доску.
3 – я игра.
Август в Приамурье – время цветения самого роскошного цветка дальневосточных водоемов. Встреча с этой тропической кувшинкой всегда радостна и впечатляюща. Название этого растения в переводе с греческого означает “умытый”. Это древнейшее растение планеты. Появилось оно более ста миллионов лет назад. Древние шумеры, египтяне, индусы считали его священным цветком.
Некоторые из крупных листьев этого растения до 50 – 60 см в диаметре плавают на поверхности, но большинство возвышается над водой. Большие розовые цветки очень красивые. Этот цветок включен в Красную книгу страны. (Лотос)
Л | О | Т | О | С |
Вывешивается иллюстрация лотоса Комарова на доску.
Игра со зрителями.
Ее часто называют “хвостатой бабочкой”, а немцы зовут “ласточкиным хвостом”. Как ни красива обычная бабочка этого вида, дальневосточная еще красивей. Она очень большая (размах крыльев до 14 см), черная с зеленовато – синим шелковистым оттенком передних и желто – зеленоватым оттенком задних крыльев. Эти насекомые страдают из – за своей красоты: люди стараются во что бы ни стало поймать “хвостатую бабочку”. Для чего? Красоту надо беречь!
М | А | Х | А | О | Н |
На доске появляется иллюстрация бабочки.
Финальная игра.
Самая крупная пресноводная рыба нашей страны. Это обитательница реки Амур значительно превосходит свою родственницу – белугу. Бывали случаи, когда вылавливали эту рыбу весом свыше тонны. Это ценная осетровая рыба находится под охраной.
К | А | Л | У | Г | А |
Супер – игра.
Когда приходит весна, происходит чудо: крутые склоны сопок покрывают розовые облака. Это зацветает “розовое дерево” - редкое реликтовое растение с тонкими веточками - паутинками. Нет в нашем крае наряднее кустарника: он красив и ранней весной, когда усеян сиреневато – розовыми цветами и поздней осенью, когда его лисья окрашены в фиолетово – малиновые тона.
Если в жаркий безветренный день поднести к веточке зажженную спичку, веточка вспыхнет бесцветным пламенем. Это сгорели пары эфирного масла, выделяемого листьями кустарника.
Из 18 видов этого растения, растущих в нашей стране, восемь внесены в Красную книгу России. Совсем необязательно приносить букеты этого кустарника из леса домой , тогда много весен подряд он в лесу и около дома будет радовать нас своими прекрасными цветками.
Р | О | Д | О | Д | Е | Н | Д | Р | О | Н |
На доске иллюстрация этого растения.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ, НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ.