Кем бы мы ни были – школьниками, лицеистами, гимназистами, студентами, аспирантами, профессорами или академиками, всем нам жить в ХХI веке, быть Гражданами Мира, а значит общаться с людьми, говорящими на других языках в ходе деловых контактов, дружеских встреч и бесед и, в ходе деловой и дружеской переписки.
Именно поэтому изучение и знание иностранного языка – это настоятельная необходимость для маленьких и взрослых граждан нашей планеты.
Специфика учебного предмета “иностранный язык” состоит в том, что будучи, как и все языковые предметы, деятельностным учебным предметом, он отличается от них тем, что школьники изначально не владеют иноязычной речевой деятельностью и чти именно овладение ею в условиях отсутствия иноязычной среды и составляет основную его трудность. Поэтому независимо от того, какой это иностранный язык - английский, немецкий, французский или другой, смысл овладения им не только и не столько в овладении языковыми и страноведческими знаниями, сколько в овладении активной иноязычной речевой деятельностью с использованием этих знаний.
Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и ее результат зависят прежде всего от побуждения и потребностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяющую выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения целей. Мотивация является поэтому “запускным механизмом” (II А. Зимняя) всякой человеческой деятельности. Питает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на деятельности обучающегося.
Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Особо остро она встаёт в процессе изучения иностранных языков в средней школе. Учащихся без мотивации к обучению просто не существует. Однако индивидуальные особенности могут не соответствовать применяемым методам обучения. Это может быть связано с особенностями восприятия информации и различиями в стилях познания. Исследователи вопроса мотивации приводят данные о снижении ее от класса к классу. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, мотивация высока. Детям хочется объясняться на иностранном языке со сверстниками; заманчивой представляется возможность декламировать стихотворения и петь песни на иностранном языке, читая, узнавать что-то новое и интересное для них, о других странах. Словом, почти у всех есть желание владеть, иностранным языком, уметь общаться непосредственно и через переписку. Но вот начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся меняется, многие разочаровываются в связи с тем, что этот процесс предполагает период накопления “строительного материала”, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает достижение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь, негативно влияет на мотивацию. Впоследствии, будучи уже взрослым, человек сожалеет по поводу упущенного, возникает недовольство не только собой, но главным образом, постановкой обучения иностранному языку. Такова широко наблюдаемая картина, связанная с изучением иностранного языка в школе . Возникает вопрос: не является ли спад мотивации со всеми вытекающими отсюда последствиями объективным процессом, которому невозможно противостоять.
К счастью, ответ на этот вопрос отрицательный. До тех пор, пока работают в российских школах учителя, которым небезразлично будущее их учеников, люди творческие и инициативные, ищущие новые формы занятий с детьми, мотивация как воспитательный механизм процесса овладения иностранным языком, будет побуждать наших детей к творческому овладению иностранным языком, их целенаправленную активность.
Иностранный язык, как объект изучения, наиболее труден для постижения, но настоятельно необходим в стремительно развивающемся современном мире. Очевидна потребность образованного человека в овладении хотя бы одним иностранным языком помимо родного.
Французский язык на сегодняшний день является одним из наиболее популярных языков в мире, носителей этого языка великое множество. На нашей планете более 130 млн. человек говорят по-французски, этот язык объединяет более 40 стран Европы. Азии, Африки, Америки.
Когда говорят “французский язык”, тут же вспоминаешь о кинематографе, великом изобретении французов, перед глазами встают лица Фернанделя и Катрин Денёв, Алена Делона и Пьера Ришара, Жана Рено и Жана-Поля Бельмондо.
Слова “французский язык” напоминают о гонке Тур де Франс, о всемирно известных марках автомобилей Рено, Ситроен, Пежо.
Французский язык – это высокая мода ,это тончайшие и изысканные ароматы духов Коко Шанель и Нины Ричи, Пьер Кардена и Кристиан Диор,.
Французский язык ассоциируется с великими музеями мира и великими именами. Мы уважаем французский язык, потому что это язык всемирно известных учёных таких как Андрэ-Мари Ампер и Луи Пастер, Ирэн и Фредерик Жолио Кюри, Элен и Мишель Ланжевэн.
Мы любим французский язык, потому, что это язык французской литературы. Как это чудесно читать произведения Стендаля и Оноре де Бальзака, Гюстава Флобера и Ги де Мопассана, Анатоля Франса и Ромэна Роллана, Мориса Дрюона и Антуана де Сент-Экзюпери в подлиннике.
Как восхитительно слушать музыку Гуно и Сен-Санса, песни Джо Дассена и Мирей Матье, Шарля Азнавура и Патрисии Каас! Что может быть прекраснее соприкосновения с этой чудесной страной – Францией и её языком!?
Я учитель французского языка. Это моя работа, моя жизнь. И мне очень хотелось бы , чтобы в душе каждого моего ученика нашелся уголок, где бы могла поселиться прекрасная Дама по имени Франция…
Все средства хороши для того, чтобы открыть и познать мир, страну, язык которой ты изучаешь. Именно поэтому мы решили издавать в нашем лицее газету на французском языке. Она носит название "Page par page” ( "Страница за страницей"). Наша газета - это одно из таких средств. Газета выходит каждый месяц. И каждый месяц, прочитав ее, вы можете узнать что-то новое.
Газета имеет 2 страницы. Выбирая тему для того или иного номера, мы пишем вступительную статью, касающуюся этой темы, и помещаем ее на первой странице. После этого мы разыскиваем в различных источниках (газетах, журналах, книгах, в Интернете) сведения о мнениях юных французов по этому вопросу и представляем их на второй странице нашего издания в рубрике " СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ- СТОЛЬКО МНЕНИЙ "(AUTANT DE TETES- AUTANT D’AVIS). Это суждения сверстников моих учеников, живущих в Париже и Марселе, Нанте и Тулоне. Амьене и Дижоне.
Обычно вопросы которые мы освещаем в нашей газете, касаются культурной жизни ( музыки, литературы, театра, кино, музеев) научной жизни, проблем транспорта и вопросов морали. Мы уже выпустили 9 номеров нашей "Раgе par раgе". Это "Интернет и мы" , " Классическая музыка и её место в нашей жизни", "История и мы", "Молодёжь и музыкальные стили", "Кино? Это...", "Досуг юных французов", "Литература в нашей жизни" , “Дружба это всё” , “Французский язык и мы”.Мы распространяем нашу газету среди учеников лицея, изучающих французский язык.
В нашем проекте принимают участие восьмиклассники.
Учеников 5 класса тоже заинтересовал наш проект. И теперь они работают вместе с нами. Они начали издавать приложение к газете "Страница за страницей для маленьких". Учащиеся начальной школы, читая эту газету, могут познакомиться с героями забавных историй и сказок на французском языке. Их газета также иллюстрирована и выполнена с большой любовью.
В ходе нашей работы мы используем различные технические средства: компьютер, принтер, сканер. Дети научились работать со следующими программным обеспечением:
- Microsoft Word;
- Microsoft Excel:
- Microsoft Publisher;
- Adobe Photoshop;
- Графическим редактором Paint.
Так зачем же нужна наша газета?
Средства массовой информации играют огромную роль в нашей жизни, пресса стала её неотъемлемой частью. Она также необходима, как вода или воздух, которым мы дышим. И мы надеемся, что "Page par page" познакомит учеников нашего лицея с теми проблемами, которые интересны для всех подростков и для нас самих.
Нам бы хотелось. чтобы наша газета "Page par page", как и все газеты, журналы и телевизионные передачи для молодежи, отражала мысли и желания их сверстников, их позицию, их мнения по разным вопросам, их интересы. Мы надеемся, что всем будет любопытно узнать, о чём думают французы того же возраста, что и ребята, которые издают лицейскую газету, российские подростки. Наша газета для тех, кому 10-15 лет, для ребят того возраста, когда всё интересно, для тех, кто хочет всё знать о жизни. Прочитав нашу газету, вы можете обсудить ту или тему, волнующую вас. поспорить или согласиться с теми, чья точка зрения представлена на её страницах
"Page par page" – это не только газета для любознательных, это ещё и способ общения, возможность найти ответы на те вопросы, которые волнуют подростков ХХI века.
Полученный в ходе издания газеты материал, может быть использован преподавателями на уроках французского языка для углубленного понимания изучаемых вопросов, усиления интереса к предмету.
Цель создания данного проекта: обучение универсальным принципам исследовательского подхода, методам анализа полеченных данных, ознакомление с современными методами исследований в области языка. Подобный подход позволяет:
- Получить представление о языке как о развивающемся явлении, помочь увидеть тенденции в языковом развитии.
- Совместить изучение истории французского языка и анализ его развития на современном этапе.
- Сформировать устойчивый интерес к освоению богатства французского языка, нацелить на углублённое его изучение.
Упор делается на самостоятельную и творческую деятельность учащихся.
Работа по созданию печатного издания на французском языке предусматривает самые разнообразные виды ученической деятельности: читательскую, литературно - критическую, креативно-дизайнерскую, разбор материалов современной прессы, она включает в себя прослеживание различных дискуссий и, по мере возможности, участие школьников в этих дискуссиях (хотя бы в форме небольших ученических рассуждений), способствует становлению современного человека, позволяет ученику самому стать одним из участников изучения процесса развития интересующего его языка.
Особое внимание планируется уделять развитию умений писать работы на французском языке в жанрах публицистики: интервью, заметка, статья, зарисовка, эссе, формировать умение обучающихся выступать публично, доказывать свою мысль и опровергать оппонентов, формировать языковую культуру.
Возможность для каждого быть напечатанным в данном издании имеет большое значение для формирования научного мировоззрения учащихся, воспитания у них уважения к изучаемому языку как развивающемуся явлению.
Важнейшая цель, преследуемая в ходе этого вида работы с детьми – это повышение их мотивации к изучению французского языка.
Неоспорим тот факт, что одним из условий формирования и развития желания учить и учиться являются положительные эмоции, которые дети получают в процессе работы над газетой. Они работают в условиях благоприятного психологического климата и правильных межличностных отношений, как между учителем и учениками, так и между самими школьниками, внутри ученических коллективов.
Фактор увлекательности и занимательности способствует возникновению положительных эмоции, что в свою очередь повышает интерес учащихся к изучению французского языка.
Переживая минуты сотворчества, учащиеся убеждаются, что работа над газетой – это не простое развлечение, а серьёзный труд, предполагающий усилия и одновременно придающий радость и удовлетворение.
Работа над данным изданием позволяет вовлечь в работу учащихся разного уровня обученности, дать каждому школьнику посильное и интересное для него задание, что несомненно будет способствовать повышению мотивации обучения, развитию стойкого интереса к изучению французского языка и важнейшего фактора успешного овладения им.
Работая над газетой каждый ученик получает возможность самовыразиться. Мы пытаемся привить детям вкус к познанию и научить получать удовольствие от учения. И эта работа приносит свои плоды .
Говоря о повышении мотивации к изучению иностранного языка, можно с полной ответственностью утверждать, что наше периодическое издание “page par page” – это одна из форм нестандартного урока, ” которая развивает в детях творческое начало, любознательность, повышает собственную самооценку, одним словом, учит их с любовью относиться к тому делу и к тому предмету, которому они посвящают так много времени.