Человечество танцевало с незапамятных времен. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысяч лет тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. А в дошедших до нас творениях живописи и скульптуры Древней Греции и Рима, Древнего Египта и Китая танцевальным сюжетам нет числа. И рядом с человеком танцующим нередко изображен человек играющий, с музыкальным инструментом в руках. Музыка и танец – неразлучные друзья, танец без музыки почти немыслим. Но танцевальная музыка двухтысячелетней давности для нас, к сожалению, потеряна, да и о самих танцевальных движениях мы мало что знаем. Однако чем ближе к нашей эпохе, тем сведений у нас все больше, а о танцах последних пятисот лет нам уже многое известно.
Танцевальная мода за это время неоднократно менялась. Тем более у каждого народа есть свои пляски, у каждой общественной группы – свои танцевальные симпатии, у каждой эпохи – свой танец – фаворит. [1]
Из глубины веков дошли до нас названия таких танцев, как павана, аллеманда, сарабанда, куранта, жига и др. Большая часть танцев, исполнявшихся когда-то на балах, народного происхождения, но, попав «ко двору», они изменились. На характер движений и соответственно музыки оказывают влияние место, где танец исполняется (деревенский луг или дворцовый зал), кто его исполняет, а также костюмы танцующих: тяжелые, шитые золотом, украшенные драгоценными камнями платья знати или скромная одежда крестьян и простых горожан. В 17 -18 веках аллеманда, сарабанда, куранта и жига вошли в старинную инструментальную сюиту. [7]
Также в ряду старинных танцев можно отметить пассакалью – испанский танец – шествие и чакону, близкую ей по стилю, французские танцы – гавот и бурре. В 18 веке «королем танцев» стал менуэт, родиной которого также является Франция.
На немецких землях издавна бытовало множество танцев с вращениями. Танцующие кружились медленно или быстро, парами или по одиночке. Эти танцы подвергались гонению со стороны церкви и представителей власти. Близость танцующих и соединение рук в танце объявлялись безнравственными. Церковь стремилась оградить свою паству от губительного воздействия вращательных танцев. В некоторых областях Германии вращательные танцы разрешались только на свадьбе, причем под наблюдением властей, которые могли остановить оркестр и прекратить веселье. Мужчину, «самовольно» кружившего девушку, ожидал штраф, а то и тюремное заключение. Тем не менее, народ продолжал упорно исполнять эти танцы, ставшие далекими предками самого знаменитого танца за всю историю человечества – вальса. Непосредственным же предшественником оказался лендлер – парный круговой танец альпийской Австрии и южной Германии. Само название говорит о его корнях – land означает «деревня», «сельская местность». Танцевали лендлер в умеренном темпе в трехдольном размере. Широкие свободные движения сочетались с плавными скользящими шагами, поворотами и прыжками. Парень вращал девушку, или они кружились одновременно под незамысловатый деревенский оркестрик из скрипки, контрабаса, кларнета и цитры. В 17 веке лендлером заинтересовались профессиональные композиторы, а во второй половине 18 века, благодаря авторам венской классической школы, приобрел европейскую известность. В сериях танцев Ф.Шуберта намечается переход от простонародного лендлера с его энергичными притоптываниями и тяжеловатой акцентированной сильной долей в басу – к более гибкому полетному вальсу. [5]
«Лендлер» Шуберт
Теперь попробуем мысленно перенестись в Польшу и вспомнить, какие танцы танцуют жители этой страны. Наиболее известные из них – полонез, краковяк и мазурка.
Самый древний танец – полонез. В старину его называли «великим» или «пешим» танцем. Сегодня мы называем его французским словом, означающим «польский». Без этого танца не обходился не один придворный бал. Открывая бал, все гости должны были принять участие в парадном шествии. Под горделивое, величавое звучание музыки – торжественного своеобразного марша в трехдольном размере – длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце фразы.[5] Сейчас полонез почти не танцуют, но этот великолепный танец навсегда остался в концертной музыке. Особенной популярностью пользуются полонезы великого польского композитора Фридерика Шопена. Трудно найти человека, который не знал бы такое замечательное музыкальное произведение, как «Полонез» Огинского, который также известен под названием «Прощание с Родиной». Прекрасная грустная мелодия проникает в душу и легко запоминается. «Полонез» Огинского принято считать одним из самых любимых и популярных произведений классической музыки. [6]
Аудиозапись «Полонез» Огинский
Большой любовью в Польше пользуется мазурка, а точнее – мазур. Слово это произошло от названия одной из областей Польши – Мазовии. Мазурка, которая родилась в народе, -это парный танец где нет заранее придуманных фигур. Ее импровизируют партнеры под веселую, задорную, резко акцентированную мелодию в трехдольном размере. В шляхтецкой, дворянской музыке больше блеска, ее движения символизируют военную удаль. В 19 веке мазурка стала одним из популярнейших бальных танцев.[3]
Еще один из наиболее популярных польских танцев – краковяк. Он возник в Краковскомвоеводстве, отличается четким двудольным размером. Сначала его танцевали только мужчины: парами, в которой один изображал рыцаря, а другой – его оруженосца. Затем краковяк стали танцевать в паре с дамой, которая плавно, изящно, кружилась вокруг кавалера.
Все эти танцы нашли воплощение в творчестве Фредерика Шопена. Особенно часто он использовал ритмы мазурки. Среди его мазурок есть и блестящие бальные, и задорные крестьянские, и нежные поэтические мелодии – настоящие миниатюрные поэмы. Кажется сама душа Польши воплотилась в этих изумительных сочинениях. [3]
«Краковяк» Колобов
Без сомнения, всем известен знаменитый танец полька. Многие принимают веселую польку за польский танец, а между тем он чешского происхождения. Слово «полька» означает «полшага». В основе танца передвижение пар мелкими быстрыми шажками по кругу. Свою прыгающую походку полька приобрела у чешских крестьян и крестьянок, а на великосветских балах стала появляться в 30-х годах 19 века: сначала в Париже, а потом и по всему свету.
Но изящная, кокетливая полька знаменита не только балами. В своем творчестве ее прославили такие великие композиторы, как Иоганн Штраус, Рахманинов, Шостакович. [6]
«Полька» Гаврилов - ансамбль баянистов - аккордеонистов
Из танцев, распространенных в 19 веке назовем еще галоп, его размер двудольный. Стремительное, скачущее движение галопа слышатся в некоторых сочинениях Листа, Глинки, Прокофьева, Шостаковича. [7]
Танцы, о которых мы говорили, народного происхождения, но, постепенно переместившись в аристократические залы, они стали бальными. Но существует множество танцев, зародившихся в народной среде, которые так и остались истинно народными. Многие народные танцы дошли до нашего времени в своем первозданном виде.
У всех народов с незапамятных времен существовали танцы, в которых участники как бы поясняли движениями содержание танца. Например, изображали охоту или какой – нибудь земледельческий труд. Каждый народ выражал в своих танцах то, что ему наиболее близко и знакомо.
В общем, получается, что и жизнь, и быт, и труд разных народов отражены не только в их народных песнях, но и в танцах. И это относится и к движениям этих танцев, и к сопровождающей их музыке. Поэтому композиторы часто обращаются к народным музыкальным мелодиям и ритмам. Они видят в них своеобразное отражение жизни и характера народа.
Русская удаль, молодецкий задор нашли выражение в задорной мужской пляске – трепак. Танцоры в ней как будто состязаются в ловкости и быстроте, как бы стремятся перещеголять друг друга в лихой присядке, головокружительной мельнице, дробном, ритмическом притопывании. Ритм трепака был использован в классической музыке. Например, П.И.Чайковский ввел его в балет «Щелкунчик»(номер так и называется «Трепак»).
Кадриль многие считают русским народным танцем. Но это не так. Кадриль – одна из самых «живучих» разновидностей контрданса, распространившаяся в конце 17 века во всех европейских странах. Из всех многочисленных бальных разновидностей кадрили наибольшей известностью пользовалась французская кадриль, в которой принимали участие четыре или восемь пар, образующих квадрат (испанское cuadrilla означает «четверка»). Легкость и изящество движений, четкое блестящее исполнение всех фигур доставляли удовольствие не только танцующим, но и зрителям. В России кадриль танцевали и на балах, и на народных праздниках. Вероятно, она была завезена после победы над Наполеоном русскими войсками, вернувшимися из Парижа. К концу 19 века движения кадрили стали упрощаться. Вскоре кадриль, утратив свое обаяние и изящество, исчезла из салонного обихода. В измененном виде кадриль сохранилась в русском народном быту. Оживленный двудольный танец имел множество местных вариантов. На севере ее исполняли сдержанно и плавно, на юге – быстрее, с подскоками, притопами, приплясами. Современные авторы также не обходят своим вниманием этот танец. [5]
«Сибирская кадриль» Дербенко
Считается, что первыми профессиональными танцорами на Руси были скоморохи – бродячие артисты и потешники, исполнявшие лихие мужские пляски. Некоторые из них существуют и в наши дни. В них ярко проявляются особенности национального характера, манера двигаться, человеческий темперамент. Пляски разных местностей имели свои особенности. И все-таки главное в плясках – показ силы, удали, ловкости, фантазии.
«Кубанская плясовая» Черемухин
Совсем другой характер имеют девичьи русские танцы. Их движения отличаются плавностью, спокойствием. Недаром во многих русских песнях о девушках говорят: «пава», «лебедушка». Как красиво водили девушки хороводы. Во главе танца становилась самая лучшая плясунья в деревне и вела за собой девушек замысловатыми фигурами: змейкой, зигзагом, закручивала хоровод и спираль.
«Владимирский хоровод» Белов ансамбль баянистов – аккордеонистов
Самым популярным украинским танцем является гопак. По характеру он близок русскому трепаку и тоже представляет собой соревнование между танцорами. Ритм гопака не раз использовался в оперной и симфонической музыке. Достаточно вспомнить гопак в опере Мусоргского «Сорочинская ярмарка» или Римского – Корсакова «Майская ночь».
Большую известность приобрел грузинский танец лезгинка. Быстрая, темпераментная, требующая большой силы и ловкости от юноши, плавности и изящества от девушки, она похожа на их соревнование. Ритм лезгинки использовали Глинка в опере «Руслан и Людмила», Рубинштейн – в «Демоне», Хачатурян – в балете «Гаяне».
Аудиозапись «Лезгинка» из оперы «Гаяне» Хачатурян
У каждого народа есть танцы, которые для него наиболее характерны, в которых выражаются самые характерные стороны быта народа. У белорусов – это бульба, у молдаван – жок. Большой популярностью а Татарстане пользуется танец апипа. Все они очень отличаются друг от друга. А мы послушаем «Закарпатский танец» композитора Доренского, в котором отражается не только удаль народной пляски, но и явственно прослеживаются горные напевы.
«Закарпатский танец» Доренский
Своеобразны норвежские народные танцы. Парный «прыжковый танец» - спрингар – отличается острым чеканным ритмом. Парни, весело подпрыгивая и притопывая, ведут девушек, которые ступают мелкими шажками. Халлинг – сольный танец, в котором юноша показывает свою силу, проворство и ловкость. Во время танца солист совершает высокие прыжки, вращения, перевороты в воздухе. Гангар – неторопливый, спокойный танец, который танцуют парами торжественно и чинно. Это самые распространенные норвежские танцы. Ритмы и мелодии их часто использовал в своем творчестве Э.Григ.
Многие люди сразу узнают на слух венгерский танец чардаш. Название его происходит от слова csarda – трактир, корчма. Когда – то давно в Венгрии корчма была своеобразным клубом, где собирались окрестные жители. Там же устраивались танцы. Чардаш возник не в крестьянской или придворной среде, а среди городских жителей в начале 19 века. Характерные ритмические фигуры и мелодические обороты чардаша мы можем услышать в Венгерских рапсодиях Листа и Венгерских танцах Брамса.
Аудиозапись «Венгерский танец» №4 Брамс
Теперь представим, что мы попали в Италию, и познакомимся с самыми популярными итальянскими танцами. Тарантелла получила свое имя от названия города Таранто, расположенного на юге Италии. Особенно ее любят в Неаполе и Сицилии. Стремительный и веселый танец, исполняемый под гитару и кастаньеты, он ярко выражает характер темпераментных южан. Жизнерадостный ритм тарантеллы привлек внимание многих композиторов. Его использовали в своих произведениях Лист, Шопен, Чайковский, Прокофьев, Верди. Но особой известностью пользуется «Неаполитанская тарантелла» Д.Россини.
А сейчас перенесемся во Францию и познакомимся с танцем, родившимся на юге этой страны, в Провансе – фарандолой. Его участники танцевали в хороводе, взявшись за руки, под аккомпанемент тамбурина и флейты. Ритм фарандолы прекрасно использовал Ж.Бизе в музыке к драме А.Доне «Арлезианка».
Своеобразны танцы Испании. Причем в различных областях этой страны популярностью пользуются разные танцы. Например, в Арагоне, Валенсии, Каталонии очень любят хоту. Это парный танец, исполняемый под аккомпанемент гитары или мандолины с быстрым темпом, четким ритмом, подчеркиваемым щелканьем кастаньет. Красотой этого танца был поражен М.И.Глинка во время путешествия в Испанию. Его «Арагонская хота» написана на подлинную народную тему.
Не меньшей популярностью в Испании пользуется другой танец – болеро. Это слово произошло от испанского voler – летать. Он более спокоен, с ритмом, напоминающим полонез. Его тоже танцуют в сопровождении гитары и кастаньет, но часто и с пением. Русские композиторы Глинка, Даргомыжский, Кюи, Чайковский писали романсы в ритме болеро. Но особенно известно «Болеро» французского композитора М.Равеля.
Аудиозапись «Болеро» Равель
Из истории музыки, романов, сказок мы узнаем о быте, музыке и танцах прошлых эпох. При дворах королей танцевали свои танцы, простолюдины плясали на праздниках и свадьбах народные танцы, в каждой стране свои. И, что интересно, одни танцы сохранялись веками, а другие, прожив пятьдесят, от силы сто лет, исчезали почти бесследно. [3]
Сейчас, когда мы вступили уже в 21 век, можно оглянуться назад и припомнить, какие танцы были модны в 20 веке.
20 век принес в танцевальную музыку новые ритмы. Как и раньше, в хореографии и музыке используются элементы музыкального фольклора разных народов, особенно латиноамериканского и африканского.
В начале 20 века большое распространение получил регтайм (от английского – «рваный такт») – форма городской танцевально–бытовой музыки, исполнявшаяся северо – американскими неграми в небольших кафе и танцевальных залах. Он характеризуется подчеркнутым ритмическим несовпадением мелодии и аккомпанемента: левая рука равномерно чередует бас и аккорд в ритме дву - или четырехдольного танца или марша, а правая воспроизводит свободно синкопированную («рваную») мелодию. Регтайм складывается из трех или более самостоятельных периодов объемом 16 тактов, а каждый период – из повторяющихся или варьируемых 4–х тактовых фраз. Главным представителем школы классического регтайма был Джоплин регтайма. После первой мировой войны регтайм уступил свое место джазу. [4]
От регтайма произошли тустеп, уанстеп, фокстрот. В США возник еще один бальный танец – вальс – бостон, унаследовавший от классического венского вальса трехдольный размер и вращательное движение, темп его стал более медленный, а общий характер – сентиментальный.
Регтайм «Артист эстрады» Джоплин ансамбль баянистов - аккордеонистов
Из соединения двух стилей: «ритм энд блюз» (вид негритянской городской музыки) и «хилл – билли» (сельский американский фольклор) возник стиль рок-н-ролл, давший название одноименному танцу и оказавший заметное влияние на вокально – танцевальные формы (танцы твист, мэдисон, хали – гали).
Популярный бытовой танец 1920–х годов – «чарльстон», получивший свое название в честь города, в котором он возник – города Чарльстон, штат Королина. Этот танец отличает быстрый темп и синкопированный ритм.
«Чарльстон» Дьяков
Еще один танец, пользовавшийся популярностью в Европе и США в конце 1950-х голов – «ча-ча-ча». Он возник на Кубе примерно в 1953 году. Ведет свое происхождение от мамбо.
«Ча – ча – ча» Дьяков
В 20 веке одним из популярных танцев стало танго. Оно ведет свое начало от старинного испанского танца фламенко. В современном понимании (сложившемся в 1900 –х годах) – аргентинский городской парный танец. Основное движение – скользящий шаг, свободно варьируемый танцующими.
В исполнении дуэта баянистов мы услышим танго аргентинского композитора Астора Пьяццоллы – автора многочисленных танго для различных камерных ансамблей и для оркестра, а также более крупных партитур, насыщенных аргентинскими танцевальными ритмами. [4]
«Либертанго» Пьяццолла дуэт баянистов
Румба – бальный танец мексиканского происхождения, использующий элементы кубинского народного танца, темп – от оживленного до быстрого. [7]
Самба – афро – американский парный танец, обычно в двудольном размере, сопровождался пением и шумовыми инструментами.
«Мини – самба» Дубров
Каждый предыдущий танец уступал место новому. И только один оказал стойкое сопротивление и не уступал своего первенства никому. Вот уже больше двухсот лет. При звуках этого танца хочется кружиться, кружиться, кружиться Догадались, о каком танце мы говорим? Конечно, о вальсе. Но если о польке или мазурке мы можем точно сказать, где они родились, с вальсом дело обстоит несколько сложней. Сегодня три страны спорят за право считаться родиной вальса. Вернее, в трех странах существовали танцы, похожие на вальс.
Во Франции это был танец вольт (от слова voltare – поворачивать). Его танцевали парами, с поворотом одного танцующего вокруг другого. В Чехии танцевали танец фуриант, что в переводе означает франт, гордец. Парень, подражая богатому франту, гордо обходил круг, выбирал себе партнершу, обнимал ее за талию и начинал кружиться. В австрийской области Ландль танцевали степенный медленный лендлер. Была у него и немецкая разновидность – быстрый вальцер. В этих танцах партнеры не могли находиться на расстоянии, кланяться и приседать, как в менуэте. Крепко обхватив друг друга, они кружились в вихревом движении.
Соединив элементы этих трех танцев, новый танец стал вальсом.
Вальс «Лесной замок» Норрбак ансамбль баянистов - аккордеонистов
Во второй половине 18 века этот вальс из сельских кабачков, с деревенских свадеб переступил пороги дворцов. Но был принят не сразу. Завсегдатаи салонов посчитали его неприличным. Кавалер при всех держит даму за талию! Это недопустимо. Еще в начале 19 века его преследовали: в Вене разрешалось его танцевать только 10 минут. В зале ставили песочные часы и, как только падала последняя песчинка, оркестр замолкал, даже не закончив фразу. В России Павел 1 издал «Указ, запрещающий пляску вальсеном именуемую».
Но вальс уже нельзя было остановить. Он шел по всем странам Европы. А прежде всего новый танец завоевал Вену. Вальсы композиторов Ланнера и Штрауса – отца звучали в австрийской столице повсюду. Вальсы же И.Штрауса – сына покорили не только Вену, но и весь мир. Недаром он получил звание великого «короля вальсов». Его вальсы «Сказки венского леса», «Голубой Дунай» и многие другие и сегодня радуют сердца любителей музыки.
Аудиозапись Вальс «На прекрасном Дунае» Штраус
Вальсы писали Шуберт и Шопен, Шуман, Лист, Верди. Начиная с «Приглашения к танцу» Вебера, вальс попал в сферу симфонической музыки. Великолепным образцом такого симфонического вальса стал знаменитый «Вальс – фантазия» М.И.Глинки. Композиторы включали вальсы в свои оперы, балеты. Достаточно вспомнить «Вальс цветов» из балета Чайковского «Щелкунчик», вальсы Прокофьева из балета «Золушка» и оперы «Война и мир», вальс Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова «Маскарад». [3]
Страной, где по настоящему стало развиваться танцевальное искусство, каким оно нам известно сегодня, является Франция. В соответствии со всеми национальными чертами народа вальс приобрел на французской почве свои характерные черты: прелестное изящество и особую танцевальную легкость.
Вальс «Под небом Парижа» Жиро
Конечно, за свою долгую жизнь вальс менял свой характер, но вот что интересно: за три века появилось много других танцев. Но вальсу эти новые танцы не мешали – он продолжал жить, обогащаясь тем, что ему давал каждый народ, каждая эпоха, каждое новое время. И даже сегодня, в любом месте, где танцуют, - от простого школьного вечера до парадного дипломатического приема – обязательно танцуют и вальс. Что-то есть в этом танце необычное, такое увлекательное, что подчиняет себе разных людей, людей разных эпох и разных национальностей, разного склада жизни и разных возрастов. [2]
«Вальс» из к/ф «Берегись автомобиля» Петров дуэт баянистов
Сегодня, в ходе нашей беседы, названной «В танцевальных ритмах», прозвучало множество названий танцев, стран, в которых они родились, дат их возникновения.
Подытожим все сказанное сегодня. Танец без музыки существовать не может. И поэтому, когда мы произносим слово «танец» - в нашем сознании всегда возникают не только танцевальные фигуры самого танца, но и характерная для него музыка, если можно так сказать, - музыкальный образ этого танца. Бывают танцы, которые связаны с какой – нибудь определенной национальностью, принадлежат одному какому – либо народу и не выходят за пределы его жизни, быта, культуры. А бывают танцы, рожденные одним народом, но ставшие достоянием многих, иногда даже всех народов мира. Одни танцы танцевались только простым народом – в деревнях или в городах, другие – только во дворцах и аристократических салонах. А бывали и такие, которые пользовались успехом и в простом народе, и в придворных кругах. Жизнь одних танцев была очень коротка, другие жили очень долго. Одни танцы, рожденные для того, чтобы их танцевали, навсегда такими и останутся. Другие, перешагнув за пределы, заданные им при рождении, перестанут быть лишь бытовым, обычным танцем и проникают во все жанры музыки от простой песенки, до оперетты и симфонии. [2]
Список литературы
- Ауэрбах Л. «Рассказы о вальсе» Изд. «Советский композитор» 1980 г.
- Кабалевский Д.Б. «Как рассказать детям о музыке» Изд. «Просвещение» Москва, 1989 г.
- «Музыкальный словарь Гроува» перевод с английского, редакция и дополнения доктора искусствоведения Акопяна Л.О. Изд. «Практика» Москва, 2001 г.
- «От гавота до фокстрота» Иллюстрированная антология танцевальной музыки ч.2 Составители Комаровская Т., Шарай В. Изд. «Классика – ХХI» Москва, 2003 г.
- Популярная энциклопедия для детей «Все обо всем» Филологическое общество «Слово» АСТ Центр гуманитарных наук при факультете журналистики при МГУ им. Ломоносова Москва, 2001 г.
- «Энциклопедический словарь юного музыканта» Изд. «Педагогика» Москва, 1985 г.
- Шорникова М. «Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры» Изд. «Феникс» Ростов-на-Дону, 2003 г.