Цели урока:
- сформировать у детей представление о том, где зимуют птицы;
- познакомить с перелётными птицами;
- учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления;
- воспитывать экологическую культуру.
Оборудование урока: картина зимнего леса, фигурки птиц, фишки, экологические знаки, аудиозапись «Голоса птиц», учебник «Мир вокруг нас», выставка книг «Пернатые друзья».
Ход урока
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок-
Начинается урок.
Слушаем, рассуждаем,
Выводы делаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Работа над новой темой.
Учитель: Тема нашего урока очень интересная. И определите её вы сами, отгадав загадки.
На шесте дворец,
во дворце певец,
а зовут его….
(Скворец)
Озорной мальчишка
в сером армячишке
по двору шныряет,
крошки собирает.
(Воробей)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…
(Снегири)
Учитель: Какова же тема урока?
Дети: Птицы.
Учитель: Сегодня мы поговорим о птицах, наших пернатых друзьях. Узнаем, где они зимуют.
- А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в лес. Но прежде давайте повторим правила поведения в лесу.
(Учитель показывает экологические знаки, ученики перечисляют)
- Не шуми в лесу!
- Не повреждай кору деревьев!
- Не ломай ветки деревьев и кустарников!
Учитель: Нас встречает зимний лес. (на доске появляется картина зимнего леса) Погода чудесная. В лесу тихо.
(Ученица читает стихотворение. По ходу чтения этого стихотворения учитель прикрепляет на доску картинки птиц)
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет.
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
У опушки в старых ёлках
От зари и до зари
Разговор ведут чечётки,
Громко вторят снегири.
Пёстрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовётся бойкий чиж.
Я б могла ещё так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стужи и морозов
Вывел клёст своих птенцов.
Как рассвет, встречая новый,
Будит лес своих гостей.
Не опишешь даже словом
Красоту земли моей.
Учитель: Если вы придёте в лес с добрыми сердцами, все пернатые, каждый на свой лад, отблагодарят вас своими чудесными песнями.
Звучат «Голоса птиц» - аудиозапись)
Учитель: Какие ещё птицы, кроме тех, что были названы в стихотворении, остаются у нас зимовать?
Дети: Сороки, вороны, воробьи, галки.
Учитель: Вспомните, что для этих птиц общее?
Дети: Эти птицы никуда не улетают, а круглый год живут у нас.
Учитель: Эти птиц, ребята, называют осёдлыми. Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение слова «оседлый».
Дети: Оседлый – живущий постоянно на одном месте.
Учитель: Откройте учебник на странице 76. Посмотрите на зимующих у нас птиц. Они изображены на верхнем рисунке. Назовите их.
Дети: Дятел, поползень, галка, синица, воробей, сова.
Учитель: Кто запомнил, как называют этих птиц?
Дети: Оседлые.
Учитель: Раскрасьте кружки возле тех птиц, которых вы видели зимой.
-Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И, всё – таки, им тяжело зимой. Из десяти, может быть, одна – две доживают до весны. И чтобы помочь им, мы должны…
Дети: делать кормушки, подкармливать их.
III. Физкультминутка.
Белым снегом всё покрыло (руки в стороны и вверх),
И деревья, и дома (руки в стороны),
Свищет ветер легкокрылый (ножницы).
Здравствуй, зимушка – зима (руки в стороны)!
Вновь для птиц кормушки ставят (руки вверх),
Насыпают в них корма (руки вверху).
Здравствуй, зимушка – зима (руки в стороны)!
IV. Практическая работа.
Учитель: Я предлагаю вам поработать в группах. Каждой группе из квадратов разрезной картинки выложить птичку и определить, какие семена (они находятся в конвертиках) она любит.
(Дети работают в группах под музыку «Зима»)
Учитель: Для какой птички и какие семена будет насыпать 1 группа? 2 группа? 3 группа?
Дети 1 группы: Для синички. Семена подсолнечника, тыквы, дыни, кабачков, овса.
Дети 2 группы: Для воробья. Семена подсолнечника, тыквы, дыни, кабачков.
Дети 3 группы: Для дятла. Кедровые орешки, семена подсолнечника.
Учитель: Давайте проверим, верно ли вы подобрали для птиц корм. Переверните конвертики. У вас должно получиться четверостишие. Получилось? Прочитайте получившиеся четверостишия.
1 группа:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
2 группа:
Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
3 группа:
Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Учитель: Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Помните об этом, ребята!
- А теперь давайте на минуту представим себе, что мы понимаем язык птиц и послушаем диалог ласточки и журавля.
(Дети разыгрывают сценку)
Ласточка: Здравствуй, журавушка!
Журавль: Что ты такая печальная, ласточка?
Ласточка: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни. Врут на каждом свисте. Какой – то чижик – пыжик, важно вышагивая. Чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой – то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой – то трескучий мороз. Может быть, это правда?
Журавль: Пустая болтовня! Я сколько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.
Учитель: Почему ласточка и журавль утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?
Дети: Потому что эти птицы на зиму от нас улетают.
Учитель: Ласточка и журавль – это перелётные птицы. Обратимся к словарику и узнаем, почему их так называют.
Дети: Перелётные птицы – птицы, улетающие на зиму в тёплые страны.
Учитель: Рассмотрите рисунки и попробуйте догадаться, почему многие птицы улетают от нас в тёплые края?
Дети: Потому что для них зимой нет корма.
V. Работа с учебником.
Учитель: Откройте учебник на странице 76, приготовьте для работы фишки. Я вам буду загадывать загадки о перелётных птицах, они изображены на нижнем рисунке. Вы отгадываете загадку и кладёте фишку около той птицы, о которой шла речь в загадке.
Угадайте, что за птичка –
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?..
(Соловей)
Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавль)
В голубенькой шапочке, бурой сорочке
В саду, где набухли на яблоне почки,
Он ёжится, зябнет на ветке росистой,
На песни он просто певец голосистый.
На яблоньке звонко поёт, не смолкая,
Встречает зарю долгожданную мая.
(Зяблик)
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт.
(Жаворонок)
Учитель: Снимите фишки, закрасьте кружки возле тех птиц, которых вы видели в природе.
-Ласточка, журавль, соловей, жаворонок, скворец, ребята, какие это птицы?
Дети: Перелётные.
Учитель: Сейчас мы знаем, что перелётные птицы улетают в тёплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они задумывались: куда же птицы исчезают? ( Детям зачитывается отрывок из книги «Зелёные страницы» А. А. Плешакова, где говорится об ошибочных представлениях о перелётных птицах).
Со временем учёные узнали, куда летят перелётные птицы. Им помогли в этом маленькие кольца, которые они стали надевать на лапы птиц. На каждом кольце свой номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто – то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так учёным удалось узнать, где зимуют птицы.
Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях; в далёком Египте на большой реке Нил кормятся наши утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Италию, Англию.
VI. Работа в Рабочей тетради.
Учитель: Откройте тетради на странице 32, рассмотрите птичек.
Птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться у нас. Помогите им разобраться в этом. У каждой перелётной птицы нарисуйте на лапке кольцо. Укажите линиями названия птиц.
VII. Конкурс «Узнай птицу».
Учитель: А сейчас я предлагаю вам узнать птицу по описанию и раскрасить её. Первое описание для девочек.
«Эта птица ведёт ночной образ жизни: днём спит, а ночью охотится на мышей, полёвок, насекомых. У неё острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летает совершенно бесшумно».
Девочки: Это сова.
Учитель: Одна сова за ночь вылавливает 7 – 8 мышей. Ни одна кошка не может соперничать с совой. Только одна совиная семья уничтожает за год 10000 мышей и таким образом спасает 20 тонн зерна.
А теперь описание второе, для мальчиков.
«Эта птица – лесной доктор. Он ловко передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным языком (до 15 см) вытаскивает из – под неё вредных для дерева насекомых».
Мальчики: Это дятел.
Учитель: Один дятел за день съедает до 750-900 короедов. Стучит дятел в лесу, значит, будут уничтожены насекомые – вредители, и лес будет жить.
VIII. Итог урока.
Учитель: Наш урок подошёл к концу. Я думаю, что вы сегодня много нового узнали о птицах.
Давайте повторим, где же зимуют перелётные птицы?
Дети: В тёплых краях.
Учитель: Какие птицы зимуют у нас?
- Подробнее узнать о жизни птиц вам помогут книги, стоящие на выставке «Пернатые друзья».