Конспект открытого урока по курсу "Мир вокруг нас" А.А. Плешакова по теме "Где зимуют птицы?"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • сформировать у детей представление о том, где зимуют птицы;
  • познакомить с перелётными птицами;
  • учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления;
  • воспитывать экологическую культуру.

Оборудование урока: картина зимнего леса, фигурки птиц, фишки, экологические знаки, аудиозапись «Голоса птиц», учебник «Мир вокруг нас», выставка книг «Пернатые друзья».

Ход урока

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок-
Начинается урок.
Слушаем, рассуждаем,
Выводы делаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Работа над новой темой.

Учитель: Тема нашего урока очень интересная. И определите её вы сами, отгадав загадки.

На шесте дворец,
во дворце певец,
а зовут его….
(Скворец)

Озорной мальчишка
в сером армячишке
по двору шныряет,
крошки собирает.
(Воробей)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это…
(Снегири)

Учитель: Какова же тема урока?

Дети: Птицы.

Учитель: Сегодня мы поговорим о птицах, наших пернатых друзьях. Узнаем, где они зимуют.

- А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в лес. Но прежде давайте повторим правила поведения в лесу.

(Учитель показывает экологические знаки, ученики перечисляют)

  • Не шуми в лесу!
  • Не повреждай кору деревьев!
  • Не ломай ветки деревьев и кустарников!

Учитель: Нас встречает зимний лес. (на доске появляется картина зимнего леса) Погода чудесная. В лесу тихо.

(Ученица читает стихотворение. По ходу чтения этого стихотворения учитель прикрепляет на доску картинки птиц)

Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет.
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.

Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.

У опушки в старых ёлках
От зари и до зари
Разговор ведут чечётки,
Громко вторят снегири.

Пёстрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовётся бойкий чиж.

Я б могла ещё так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стужи и морозов
Вывел клёст своих птенцов.

Как рассвет, встречая новый,
Будит лес своих гостей.
Не опишешь даже словом
Красоту земли моей.

Учитель: Если вы придёте в лес с добрыми сердцами, все пернатые, каждый на свой лад, отблагодарят вас своими чудесными песнями.

Звучат «Голоса птиц» - аудиозапись)

Учитель: Какие ещё птицы, кроме тех, что были названы в стихотворении, остаются у нас зимовать?

Дети: Сороки, вороны, воробьи, галки.

Учитель: Вспомните, что для этих птиц общее?

Дети: Эти птицы никуда не улетают, а круглый год живут у нас.

Учитель: Эти птиц, ребята, называют осёдлыми. Давайте обратимся к толковому словарю и узнаем значение слова «оседлый».

Дети: Оседлый – живущий постоянно на одном месте.

Учитель: Откройте учебник на странице 76. Посмотрите на зимующих у нас птиц. Они изображены на верхнем рисунке. Назовите их.

Дети: Дятел, поползень, галка, синица, воробей, сова.

Учитель: Кто запомнил, как называют этих птиц?

Дети: Оседлые.

Учитель: Раскрасьте кружки возле тех птиц, которых вы видели зимой.

-Эти птицы не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И, всё – таки, им тяжело зимой. Из десяти, может быть, одна – две доживают до весны. И чтобы помочь им, мы должны…

Дети: делать кормушки, подкармливать их.

III. Физкультминутка.

Белым снегом всё покрыло (руки в стороны и вверх),
И деревья, и дома (руки в стороны),
Свищет ветер легкокрылый (ножницы).
Здравствуй, зимушка – зима (руки в стороны)!
Вновь для птиц кормушки ставят (руки вверх),
Насыпают в них корма (руки вверху).
Здравствуй, зимушка – зима (руки в стороны)!

IV. Практическая работа.

Учитель: Я предлагаю вам поработать в группах. Каждой группе из квадратов разрезной картинки выложить птичку и определить, какие семена (они находятся в конвертиках) она любит.

(Дети работают в группах под музыку «Зима»)

Учитель: Для какой птички и какие семена будет насыпать 1 группа? 2 группа? 3 группа?

Дети 1 группы: Для синички. Семена подсолнечника, тыквы, дыни, кабачков, овса.

Дети 2 группы: Для воробья. Семена подсолнечника, тыквы, дыни, кабачков.

Дети 3 группы: Для дятла. Кедровые орешки, семена подсолнечника.

Учитель: Давайте проверим, верно ли вы подобрали для птиц корм. Переверните конвертики. У вас должно получиться четверостишие. Получилось? Прочитайте получившиеся четверостишия.

1 группа:

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

2 группа:

Не богаты их корма,
Горсть одна нужна.
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

3 группа:

Приручите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Учитель: Голодом страшна зима птицам, а не холодом. Помните об этом, ребята!

- А теперь давайте на минуту представим себе, что мы понимаем язык птиц и послушаем диалог ласточки и журавля.

(Дети разыгрывают сценку)

Ласточка: Здравствуй, журавушка!

Журавль: Что ты такая печальная, ласточка?

Ласточка: Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни. Врут на каждом свисте. Какой – то чижик – пыжик, важно вышагивая. Чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой – то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой – то трескучий мороз. Может быть, это правда?

Журавль: Пустая болтовня! Я сколько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут пичужки, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето.

Учитель: Почему ласточка и журавль утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы?

Дети: Потому что эти птицы на зиму от нас улетают.

Учитель: Ласточка и журавль – это перелётные птицы. Обратимся к словарику и узнаем, почему их так называют.

Дети: Перелётные птицы – птицы, улетающие на зиму в тёплые страны.

Учитель: Рассмотрите рисунки и попробуйте догадаться, почему многие птицы улетают от нас в тёплые края?

Дети: Потому что для них зимой нет корма.

V. Работа с учебником.

Учитель: Откройте учебник на странице 76, приготовьте для работы фишки. Я вам буду загадывать загадки о перелётных птицах, они изображены на нижнем рисунке. Вы отгадываете загадку и кладёте фишку около той птицы, о которой шла речь в загадке.

Угадайте, что за птичка –
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста.
(Ласточка)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это?..
(Соловей)

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.
(Журавль)

В голубенькой шапочке, бурой сорочке
В саду, где набухли на яблоне почки,
Он ёжится, зябнет на ветке росистой,
На песни он просто певец голосистый.
На яблоньке звонко поёт, не смолкая,
Встречает зарю долгожданную мая.
(Зяблик)

Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поёт, поёт.
(Жаворонок)

Учитель: Снимите фишки, закрасьте кружки возле тех птиц, которых вы видели в природе.

-Ласточка, журавль, соловей, жаворонок, скворец, ребята, какие это птицы?

Дети: Перелётные.

Учитель: Сейчас мы знаем, что перелётные птицы улетают в тёплые края. А раньше люди этого не знали. Конечно, они задумывались: куда же птицы исчезают? ( Детям зачитывается отрывок из книги «Зелёные страницы» А. А. Плешакова, где говорится об ошибочных представлениях о перелётных птицах).

Со временем учёные узнали, куда летят перелётные птицы. Им помогли в этом маленькие кольца, которые они стали надевать на лапы птиц. На каждом кольце свой номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто – то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал об этом по данному адресу. Так учёным удалось узнать, где зимуют птицы.

Иволги улетают в Китай, жаворонки, перепела кормятся в африканских степях; в далёком Египте на большой реке Нил кормятся наши утки и цапли. А скворцы путешествуют во Францию, Италию, Англию.

VI. Работа в Рабочей тетради.

Учитель: Откройте тетради на странице 32, рассмотрите птичек.

Птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться у нас. Помогите им разобраться в этом. У каждой перелётной птицы нарисуйте на лапке кольцо. Укажите линиями названия птиц.

VII. Конкурс «Узнай птицу».

Учитель: А сейчас я предлагаю вам узнать птицу по описанию и раскрасить её. Первое описание для девочек.

«Эта птица ведёт ночной образ жизни: днём спит, а ночью охотится на мышей, полёвок, насекомых. У неё острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летает совершенно бесшумно».

Девочки: Это сова.

Учитель: Одна сова за ночь вылавливает 7 – 8 мышей. Ни одна кошка не может соперничать с совой. Только одна совиная семья уничтожает за год 10000 мышей и таким образом спасает 20 тонн зерна.

А теперь описание второе, для мальчиков.

«Эта птица – лесной доктор. Он ловко передвигаясь по дереву, долбит кору и длинным языком (до 15 см) вытаскивает из – под неё вредных для дерева насекомых».

Мальчики: Это дятел.

Учитель: Один дятел за день съедает до 750-900 короедов. Стучит дятел в лесу, значит, будут уничтожены насекомые – вредители, и лес будет жить.

VIII. Итог урока.

Учитель: Наш урок подошёл к концу. Я думаю, что вы сегодня много нового узнали о птицах.

Давайте повторим, где же зимуют перелётные птицы?

Дети: В тёплых краях.

Учитель: Какие птицы зимуют у нас?

- Подробнее узнать о жизни птиц вам помогут книги, стоящие на выставке «Пернатые друзья».