"Сказки Пушкина бродят по свету"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  1. Пробуждать в детях интерес к книге, к чтению; расширять их литературный кругозор;
  2. Приобщить учащихся к сказкам А.С.Пушкина.
  3. Развивать внимание, мышление, речь, память детей.
  4. Воспитывать культурных слушателей и зрителей.

Оформление:

  • выставка рисунков по сказкам А.С.Пушкина,

Оборудование:

  • музыкальные произведения по сказкам А.С.Пушкина,
  • компьютерная презентация творчества поэта,
  • видеозаписи фильмов-сказок А.С.Пушкина ,
  • жетоны,
  • выставка книг поэта.

I. Вступительное слово учителя.

Учитель: Добрый день, ребята. Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Садитесь. Сегодня на уроке мы будем работать с презентацией «Сказки Пушкина бродят по свету».

Обратите внимание на эпиграф и главные вопросы нашего урока, написанный на экране монитора.

Слайд 2. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…»

- Чему может научить сказка?

(Проблемные вопросы)

- Все ли герои сказок Пушкина у тебя вызывают положительные эмоции?

- На кого из героев сказок Пушкина ты хотел быть похож и почему?

- Добрые или злые герои в сказках Пушкина?

- Зачем нужны отрицательные герои?

Итак, давайте определим, с какой целью, мы проведём сегодня урок литературного чтения? (чтобы вспомнить какие произведения мы называем сказками и какие особенности они имеют; поговорим о том, что любая сказка чему-то учит, какие герои встречаются в сказках, выясним для чего люди читают сказки?).

Слайд 3. Фото А.С. Пушкина

Я приглашаю вас сегодня ещё раз побывать в удивительном мире сказок А.С.Пушкина. Мир сказок открыт нам с детства. Как писала Юнна Мориц:

«Сказка по лесу идёт,
Сказку за руку ведёт.
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка- умница и прелесть,
С нами рядышком идёт”.

Слайд 4.

А.С.Пушкина писал о сказках так: “Что за прелесть эти сказки…” И нет такого человека, который бы не знал его сказок. А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы с вами и проверим сегодня.

Пушкин! В это имя навечно влюблена Россия, его заветный образ дорог и близок каждому человеку.

Как солнечный луч он входит в наше детство, и с тех пор мы помним его сказки и стихи.

В годы учения Пушкин помогает нам войти в величественный мир истории нашего Отечества, помогает понять нам самих себя, наш национальный характер и культуру.

В годы зрелости и опыта мы вновь перечитываем Пушкина и находим в неиссякаемом роднике его творчества новые силы для борьбы, черпаем живительные запасы бодрости, мужества и жизненной силы.

Слайд 5. Что вы знаете об А.С.Пушкине?

Когда и где родился А.С.Пушкин? (В Москве, 6 июня 1799 года).

Слайд 6.

Раскройте смысл предложения: «Пушкин вошел в жизнь празднично». (В тот день по всей России звонили колокола в честь рождения внучки Императора Павла I).

Слайд 7.

На каком языке говорили в семье Пушкина? (В семье говорили на французском языке).

Слайд 8.

Когда Александр Пушкин начал сочинять стихи? (Он начал сочинять рано, когда был совсем маленьким).

Слайд 9.

Кто учил его писать по–русски? (Писать по-русски учила его бабушка).

Слайд 10.

Кто ему рассказывал сказки? (Дядька Никита и няня Арина Родионовна).

Слайд 11.

Учитель: Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете. Назовите их.

Слайд 12.

(Сказка о рыбаке и рыбке. Сказка о попе и о работнике его Балде. Сказка о мертвой царевне. Сказка о золотом петушке. Сказка о царе Салтане. Сказка о медведихе (не дописанная, не успел из-за гибели).

Ученики читают стихи о сказках.

  1. Когда я не умел еще читать,
    Мне довелось от бабушки узнать
    Как черта обманул Балда,
    И как он проучил тогда попа,
    И как старуху рыбка наказала,
    Мне бабушка однажды рассказала.
  2. Про царевну-лебедь и Гвидона,
    И про жадного царя Дадона,
    Я из сказок Пушкина узнала,
    Много их уже я прочитала.
  3. Узнал про лукоморье я в пять лет,
    Не ведая, что Пушкина уж нет,
    Но больше сотни лет его стихи,
    И взрослым, и ребятам – всем близки!
  4. Его стихи, поэмы, сказки
    Мы не устанем повторять.
    И жизни солнечные краски,
    В них будем находить опять!

Учитель: А теперь давайте вспомним признаки сказки?

(Сказочные герои. Волшебство и чудеса. Зачин. Концовка. Возможна присказка. Сказочные речевые обороты, устаревшие слова (архаизмы), наличие пословиц и поговорок. Победа добра над злом).

Слайд 13. Слова – архаизмы.

Помогите, добры молодцы!
Помогите, красны девицы!
Не могу я перевести слова

С устаревшего языка на современный.

(Вороты - ворота, чело - лоб, очи - глаза, уста - губы, перст – палец,, воитель - воин, рать - войско, старче - старик).

Слайд 14.

Угадай сказку по иллюстрации?

Слайд 15. «Сказка о мертвой царевне»

Инсценирование детьми отрывка из сказки “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”

Учитель:

  • Какова она была из себя? (подтвердите словами из текста).
  • Почему царю пришлось жениться на другой? (жена умерла).
  • Какое свойство имело зеркальце? (умело говорить).
  • По какой причине царица рассердилась на зеркальце? (за то, что оно хвалило молодую царевну).
  • Почему царица решила избавиться от царевны?
  • Чем закончилась прогулка царевны с Чернавкой?
  • Что ответило зеркальце в конце сказки злой мачехе? (ты прекрасна, спору нет, но царевна все ж милее, все ж румяней и белее).
  • Почему оно так ответило? (добро побеждает зло).
  • К кому обращался Елисей при поисках царевны? (месяцу, ветру)
  • Какая пословица отражает смысл данной сказки? «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».
  • Чему учит сказка? (любви, верности, состраданию, преодолению трудностей).

Физминутка:

- Давайте проверим, не забыли ли вы героев сказок А.С.Пушкина. Будьте внимательны! Я назову персонажей различных сказок, и если эти герои – из сказок Пушкина, то вы поднимаете руки. Если герои не относятся к произведениям Пушкина – вставать тихо.

- Золотой петушок, Царевна-лягушка, Шамаханская девица, Чебурашка, Кот учёный, Руслан, Черномор, Иван-царевич, Балда, Ткачиха с Поварихой, гномы, Царевна Лебедь, Золотая рыбка, хоббит.

- МОЛОДЦЫ!

Учитель: В каких сказках Пушкина встречалось море?

Слайд 16. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Учитель:

  • Сколько раз ходил старик к морю? (3)
  • Кем хотела стать старуха из сказки о рыбаке и рыбке? (столбовою дворянкой, вольною царицей, владычицей морскою)
  • Опишите, каким было море первый раз, второй раз, третий раз. Подтвердите словами из текста.
  • Почему оно менялось таким образом? (как человек, рыбка выражала свое недовольство, свой гнев через бурю на море).
  • За что была наказана старуха? (жадность, жажда власти и богатства).
  • А за что был наказан старик? (не выдержал испытания, не перечлив, не мог постоять за себя).
  • Пословица.
  • В каких сказках за эти же качества были наказаны герои? (о попе, о царе Салтане (сестры).

Слайд 17. «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Просмотр видеофрагмента «Сказки о попе и работнике его Балде».

Учитель:

  • На какую работу нанял поп Балду? (повар, конюх, плотник)
  • За какую плату согласился работать Балда у попа? (“В год за три щелчка тебе по лбу.”)
  • Как работал Балда? (“Работает за семерых, досветла всё у него пляшет. Лошадь запряжёт, полосу вспашет. Печь затопит, всё заготовит, закупит.”).
  • За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей? (“Лучшего б не надобно дохода, да есть на них недоимки за три года”)
  • Каким образом Балде удалось добыть оброк? (состязание с чертенком).
  • Какие качества ему понадобились? (смекалка, хитрость, ловкость).
  • Пословица: «Скупой платит дважды».

Слайд 18. «Сказка о царе Салтане»

Чтение по ролям отрывка из сказки «Сказка о царе Салтане»

Учитель:

  • Полное имя царевича, который мог превращаться в насекомое? (Гвидон Салтанович)
  • На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (на острове Буяне)
  • Какие чудеса происходили в этой сказке? (белка, царевна – лебедь, город).
  • Прочитайте о них.
  • За что наказаны сестры? (зависть).
  • По сюжету “Сказки о царе Салтане…” великий русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков написал оперу. Предлагаю вам прослушать фрагмент из этого произведения, который называется “Полёт шмеля”
  • Пословица: «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».

Слайд 19. «Сказка о золотом петушке»

Учитель:

  • За что был наказан царь Дадон? (не выполнил обещания).
  • В чем оно заключалось?
  • Пословица: «Лучше сделать не обещав, чем, обещав, не сделать».

Слайд 20. Продолжаем работать с иллюстрациями.

«Сказка о попе и о работнике его Балде».

Слайд 21.«Сказка о царе Салтане…»

Слайд 22. «Сказка о мертвой царевне».

Учитель: Добрые или злые герои в сказках Пушкина? Что общего у положительных героев в сказках Пушкина? Зачем нужны отрицательные герои? На кого вы из героев сказок Пушкина вы хотели быть похожи и почему?

А теперь проверим, как внимательно вы читали сказки. Из каких сказок эти строки?

  • В синем небе звезды блещут,
    В синем небе волны хлещут. («О царе Салтане».)
  • Буду служить тебе славно,
    Усердно и очень исправно. («Сказка о попе и о работнике его Балде». Балда)
  • Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее? («Сказка о мертвой царевне». Царица).
  • Горе мне!
    Попались в сети оба наших сокола! («Сказка о золотом петушке». Царь Дадон).
  • Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
    А сама-то величава, выступает будто пава,
    А как речь то говорит, будто реченька журчит. («Сказка о царе Салтане». Описание царевны)
  • Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку. Царствуй лежа на боку).
  • Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что приговаривал Балда с укоризною? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною).
  • Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Жил старик со своею старухой у самого синего моря).
  • Как начинает Пушкин сказку о царе Салтане? (Три девицы под окном пряли поздно вечерком).
  • Какими словами заканчивается сказка о золотом петушке? (Сказка – ложь, да в ней намек… Добрым молодцам урок…).

Вывод: Эти слова и послужили эпиграфом к нашему уроку.

Слайд 23. Настало время викторины по сказкам.

Слайд 24. Сколько лет жили старик со старухой у синего моря? (30 лет и три года).

Слайд 25. С какими словами обращалась своенравная царица к волшебному зеркальцу? (Свет мой зеркальце! Скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?)

Слайд 26. В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля).

Слайд 27. С каких слов начинается «Сказка о попе…»? (Жил-был поп, толоконный лоб).

Слайд 28. Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности возле его царства нет? («Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»)

Слайд 29. Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля»).

Слайд 30. Чем угрожала злая царица Чернавке? (Рогаткой).

Слайд 31. Сегодня по Интернету в школу поступили рекламные объявления. Прочитав которые необходимо определить место действия.

Слайд 32. Предлагаю свои услуги: работаю за 7-х. Могу: - запрягать лошадь; топить печь; закупать продукты на рынке; печь яйца, варить кашу; нянчить детей. Мой адрес… (Балда. «Сказка о попе…»)

Слайд 33. Школа целителей и экстрасенсов проводит ежемесячные платные курсы. Излечиваются такие болезни, как: укусы правого и левого глаза; волдыри на носу. Начало ближайших занятий… («Сказка о царе Салтане….»

Слайд 34. Модники и модницы! Кто желает приобрести волшебное зеркальце, умеющее говорить? Наш адрес….Обращаться к… (Царице-мачехе из «Сказка о мертвой царевне»).

Слайд 35. Тем, кто не может утром проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который выручит вас всегда и везде. Адрес… («Сказка о золотом петушке»).

Слайд 36. Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое? Или квартиру на новый дом? Обращаться к… (Золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке»).

Обобщение:

Учитель: Почему сказка ложь? (вымысел). Что за намек, за урок следует извлечь из сказки? (сказка – вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы). Учитель: давайте подведём итог нашего урока:

  • Что объединяет эти сказки? Докажите. (волшебные чудеса, превращения).
  • Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий. Высмеивается зло, жадность, скупость, клевета, зависть, невежество).
  • В чем же сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло).

Слайд 37. Молодцы!

VI. Заключительное слово учителя:

– Богатое, удивительное наследство – свои сказки оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места.

Вы хорошо работали на уроке, молодцы! Я надеюсь, что сказки Пушкина навсегда останутся в вашем сердце. Посчитайте количество жетонов и подведём итоги. Кто же лучше знает сказки А.С. Пушкина. Оказывается, что их хорошо знают все!

- А закончить наш урок я хочу стихами Алифиренко.

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветёт в них, злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.

Слайд 38. Спасибо за урок!