Вид: урок изучения нового материала.
Технология: личностно-ориентированное развивающее обучение с компьютерной поддержкой.
ЦЕЛИ УРОКА:
Обучающая:
- формирование целостного взгляда на мир через наблюдение, осознание, восприятие и деятельность;
- познакомить со свойствами воды, с тремя состояниями воды в природе;
- учить работать с гипотезой (предположением, через практический подход).
Развивающая:
- развивать осознанное отношение к результату своего учебного труда;
- развивать такие приемы умственной деятельности как сравнение, классификация, анализ;
- развитие самоконтроля;
Воспитывающая:
- воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи по отношению друг к другу;
- бережное отношение к воде, к природе в целом.
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Расширение представления детей об окружающем мире через сопоставления, сравнения, через связи и зависимости содержательно-смысловых фрагментов о воде.
- Создание условий для постижения школьниками новых естественнонаучных понятий и практическое освоение умения доказывать или опровергать представленную гипотезу (с использованием имеющегося опыта и доказательств путем лабораторных опытов).
- Организация учебного процесса учащихся 2-го класса через методы и приемы, формы и подходы, соответствующие основным требованиям организации учебного процесса с учетом индивидуальных психологических особенностей учащихся.
- Развитие устных речевых умений учащихся.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Общеклассное: стаканы различной формы с водой, деревянный кубик, резиновый мячик, ножницы, полоски цветной бумаги, медицинская груша, магнитофон.
ТСО : компьютер, мультимедийный проектор, презентация (Приложение 1.) Microsoft office Power Point 2007 г.,
Индивидуальное: учебник 2 класса «Окружающий мир», автор Н.Ф.Виноградова, рабочая тетрадь с печатной основой «Учимся думать и фантазировать» № 2, карточки с таблицами, два листика с изображением синей и жёлтой капельки.
ВОДА | ДА | НЕТ |
Имеет ли запах? | ||
Имеет ли цвет? | ||
Имеет ли форму? | ||
Есть ли в воде воздух? |
ЛЁД | ДА | НЕТ |
Имеет ли запах, цвет? | ||
Тает ли при нагревании? | ||
Легче ли лёд воды? | ||
Хрупкий ли лёд? |
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Добрый день мои любители природы. Сегодня мы продолжим с вами узнавать загадки нашего окружающего мира. Каким вы хотели бы видеть наш урок?
- Какие качества вам надо проявить, чтобы получился такой урок?
- Какое настроение мы возьмем с собой?
2. Знакомство с новым материалом. Вода в природе.
2.а. Вода в природе.
(Слайды 2, 3, 4, 5, 6 - стихотворение о воде.)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Как сосулька замерзает.
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся.
Лентой серебристой вьётся.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
- Скажите мне, что вы знаете о воде, где она встречается в природе (ответы детей). Давайте рассмотрим схему.
(Слайд 7 - отсканированная схема из учебника)
Расскажите, какие явления неживой природы связаны с водой.
(Роса, туман, облако, пар, дождь, снег, лёд, иней, роса.)
Вывод: вода – одно из самых важных для природы вещество, оно содержится повсюду, даже внутри живого организма. Ты можешь сосчитать, сколько воды содержится в твоём организме, массу своего тела нужно разделить на 3 и полученное число умножить на 2. Вода не только поит, но и кормит, без воды не приготовить, ни одно блюдо. Вода вырабатывает электрический ток, помогает перевозить грузы.
(Слайд 8- важность воды)
2.б. Три состояния воды
- Вы уже поняли, что вода в природе может находиться в разных состояниях (Слайд -9), а теперь проанализируем. Посмотрите на рисунки.
(Слайд 10 – роса, дождь) – какое состояние воды вы видите? (жидкое)
(Слайд 11 – лёд, снег) - … (твёрдое)
(Слайд 12 – пар, туман, облака) – … (газообразное)
О том, как происходит превращения одного состояния воды в другое, мы сейчас и поговорим.
2.в. Круговорот воды в природе.
Работа с учебником и схемой. (Слайд 13 – круговорот воды в природе)
- Чтобы у себя дома превратить воду в пар достаточно поставить чайник на плиту и под воздействием высокой температуры вода превратиться в пар, а чтобы превратить в лёд – нужно поставить в морозильную камеру ёмкость с водой, и при низкой температуре вода превратиться в лёд. А как же в природе вода меняет своё состояние? Да так же – под воздействием температуры. Сейчас мы узнаем это поподробнее из рассказа о капельке.
Работа с учебником. (Учащийся читает вслух текст учебника стр.89-90, чтение с остановками, на которых ученики обращают внимание на схему круговорота воды в природе).
3. Физкультминутка – релаксация.
(Магнитофон с записью шума воды – дождя, реки, водопада, морского прибоя)
- Ребята, сейчас мы немного отдохнём, снимем напряжение, расслабимся. Откиньтесь на спинку стула, положите руки на колени, расслабьте руки и ноги, закройте глаза. Постарайтесь представить себе то, что вы сейчас услышите.
4. Свойства воды.
(Слайд 14 – свойства воды.) А сейчас мы подробнее узнаем о свойствах воды. Для этого проведём опыты. (На демонстрационном столике стоят стаканы различной формы, полоски цветной бумаги, деревянный кубик, резиновый мячик, медицинская груша, ножницы, у детей на парте таблички для заполнения)
ВОДА | ДА | НЕТ |
Имеет ли форму? |
||
Имеет ли цвет? |
||
Имеет ли запах? |
||
Есть ли в воде воздух? |
Опыт 1. (Имеет ли вода форму)
- Посмотрим на стаканы. Какой они формы? Нальём в них воду? Что вы заметили? (вода принимает форму стакана, она не имеет своей формы)
Вывод запишите в таблицу.
Опыт 2. (Имеет ли вода цвет и запах?)
- Посмотрите на стакан с водой. Давайте сравним его с полосками белой и цветной бумаги. Что вы заметили, что можете сказать о цвете воды? (вода не имеет цвета, она прозрачная.)А если её понюхать? (вода не имеет запаха)
Вывод запишите в таблицу.
Опыт 3. (Определить, есть ли в воде воздух)
- Посмотрите внимательно на грушу, я буду её опускать в воду и, сжимая, выпускать воздух. В воде образуются пузырьки – это и есть воздух. Что мы можем сказать, содержится ли в воде воздух? Если я просто опущу свою руку, то на поверхности кожи тоже образуются маленькие пузырьки воздуха.
Вывод запишите в таблицу.
А теперь посмотрите на экран (Слайд 15 – вода под микроскопом) в воде под микроскопом видны мельчайшие пузыри воздуха.
- А теперь подумаем, какими свойствами обладает ЛЁД, посмотрите на вторую таблицу и ответьте на вопросы. А дома самостоятельно или с родителями проведите опыты, доказывающие свойства льда и заполните эту таблицу.
Опыт 4. (Проверить, какие предметы плавают в воде, а какие тонут)
- А теперь проверим, какие предметы плавают в воде, а какие – тонут. По очереди опускаем мячик, ножницы, кубик. Что вы замечаете? (То, что легче воды, то плавает, что тяжелее – то тонет). Подробно о том, почему одни предметы плавают, а другие тонут, вы узнаете в старших классах на уроках физики.
5. Водоёмы в природе.
- Вода в больших количествах в природе находится в водоёмах. Разберите это слово по составу, в этом слове два корня –вод - и – ём – т.е.вода и ёмкость. Какие вы знаете водоёмы?
(Слайды 16,17,18, 19, 20 - океан, море, река, озеро, болото).
Кругом вода,
А с питьём беда (море) (Слайды 17)
Течет, течет — не вытечет,
Бежит, бежит— не выбежит. (река) (Слайды 18)
И месяц, и звезды - все в нем отражается.
Как же это зеркало называется? (озеро) (Слайды 19)
Не вода и не суша:
На лодке не уплывёшь,
И ногами не пройдёшь. (болото) (Слайды 20)
¾ поверхности Земли занимает вода. А об обитателях этих водоёмов мы поговорим на следующих уроках.
- А чтобы закрепить ваши знания, выполните самостоятельную работу в тетради на стр. 27 (№ 2,3,4,5). А если у вас возникнут трудности, вы можете воспользоваться учебником или спросить соседа по парте.
6. Домашнее задание
- не забудьте заполнить таблицу о свойствах льда;
- прочитайте ещё раз о путешествии капельки в учебнике на стр. 89-90
7. Подведение итогов.
- Подведём итоги нашего урока.
-Что удивило вас на уроке, что открыли для себя нового?
- Кто из ребят помогал вам понять лучше новый материал?
-Какие три состояния воды вы теперь знаете? Что такое круговорот воды в природе?
- Если вы хотите узнать больше о воде, я предлагаю вам энциклопедии, журналы для дополнительного чтения.
Если вам всё было понятно на уроке, и вам понравилось работать на этом уроке, я попрошу прикрепить к классной доске синюю капельку, а если у вас возникали трудности, то жёлтую капельку, и я буду знать, кому нужна помощь.
(Слайд 21 - Спасибо за сотрудничество, вы молодцы!)